Фрагмент для ознакомления
2
Конкурентоспособность компании - это совокупность стоимостных и потребительских характеристик выпускаемой предприятием продукции, которые позволяют ему выдерживать конкуренцию на рынке. Всеобъем-лющий показатель конкурентной среды компании при оценке конкуренто-способности менеджеры составляют список основных факторов успеха, а также конкурентных недостатков или преимуществ продукции. Затем про-водится оценка произведенной продукции по этим показателям с последу-ющим суммированием оценок .
Имеет смысл провести аналогичную процедуру для основных кон-курентов компании. Сравнивая оценки, полученные по комплексному по-казателю конкурентной среды компании и его ближайших конкурентов, можно выявить отставание или преимущество организации. Комплексный показатель конкурентной среды компании может быть представлен в виде средневзвешенного арифметического показателя отдельных конкурентных параметров. В свою очередь, показатели конкуренции данной товарной группы определяются как сумма коэффициентов доли рынка, предпро-дажного обслуживания, изменений объемов продаж и цен, доставки про-дукции потребителям, рекламы и связей с общественностью, разделенных на по общему числу этих коэффициентов.
Комплексный показатель конкурентной среды компании может быть определен на основе полезной эффективности и потребительской цены. Полезный эффект в данном случае указывает на характеристику способно-сти продукта удовлетворять конкретные потребности пользователей и рас-считывается как совокупность показателей качества и привлекательности продукта на рынке, в том числе его качества и стабильности, новизны, ин-формативности, имиджа, привлекательности.
Метод оценки компании - это один из наиболее надежных методов оценки конкурентной среды компании.
Система конкурентного менеджмента организации реализует ряд функций, в том числе технических, коммерческих, бухгалтерских, финан-совых, административных и других. В рамках каждой из этих функций ставятся определенные цели, совокупность которых позволяет обеспечить стабильность организации в рыночных условиях и ее конкурентоспособ-ность .
В рамках построения системы управления конкурентоспособностью организации используются следующие инструменты:
стратегического менеджмента, организационного развития, маркетинга,
инновационного менеджмента, управления качеством.
Конкурентоспособность компании зависит от нескольких факторов, таких как:
конкурентоспособность компании на внешнем и внутреннем рынках;
тип производимой продукции;
емкость рынка (количество годовых продаж);
легкий доступ к рынку;
единообразие рынка;
конкурентная позиция компаний, уже представленных на рын-ке;
конкурентоспособность промышленности;
возможность технических инноваций в промышленности;
конкурентоспособность региона и страны .
Конкурентоспособность компании - это преимущества, которые про-дукт представляет в рыночных условиях и которые способствуют его успешной реализации в конкурентной среде. В противном случае конку-рентоспособность компании можно определить как совокупность потреби-тельских характеристик продукта, организационных и ценовых факторов его производства и реализации, которые обеспечивают формирование по-требительских предпочтений в определенном сегменте рынка и обеспечи-вают предприятию ожидаемую прибыль.
В целом конкурентоспособность продуктов отражает их способность лучше удовлетворять потребности клиентов по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов на рынке.
Конкурентоспособность компании является относительной характе-ристикой. Он оценивается только по сравнению с рыночными аналогами (товары и услуги конкурирующих фирм). Сущность конкурентной среды компании раскрывается через призму следующих показателей: качество продукции; стоимость для потребителя; отличие от продукции конкурен-тов; возможность выхода компании на сырьевые рынки. Давайте внима-тельнее посмотрим на отдельные показатели. Под качеством продукции в первую очередь подразумеваются эксплуатационные характеристики, тех-нический уровень и потребительская ценность .
Он основан на соответствии товаров (услуг) установленным нормам и стандартам, а также на потребительских характеристиках самих товаров, удовлетворяющих потребности покупателей. Стоимость потребителя от-ражает покупную цену, а также затраты на эксплуатацию продукта в тече-ние его срока службы. Отличие продукции от продукции конкурентов сви-детельствует о ее уникальности по сравнению с аналогами на рынке. В данном случае речь идет о различиях как в степени удовлетворения кон-кретной потребности, так и в затратах, необходимых для удовлетворения этой потребности.
Ведь целесообразность выхода компании на товарные рынки харак-теризует сумма характеристик продукции, направленных на удовлетворе-ние потребительского спроса. В конечном счете, конкурентоспособность компании в системе маркетинга определяется тремя элементами. В частно-сти, речь идет об особенностях этих и аналогичных продуктов конкури-рующих фирм, а также об особенностях самих потребителей. Основными составляющими конкурентной среды компании являются ее потребитель-ские характеристики и рыночная цена. Потребительские характеристики продукта и его ценность для потребителя характеризуются такими показа-телями, как функциональные, эстетические, эргономические, экологические и гигиенические характеристики, социальное назначение и надежность продукта при его потреблении. Конкурентоспособность компании в значи-тельной степени определяет успех компании на рынке, а также напрямую влияет на конкурентоспособность компании в целом .
Вот почему этому вопросу уделяется особое внимание в системе маркетинга. Практика показывает, что рост конкурентной среды компании чаще всего направлен на улучшение товарных характеристик продукции, полезных с точки зрения потребителей, и снижение эксплуатационных расходов.
1.2. Методы оценки конкурентной среды компании
Как уже упоминалось, оценка конкурентной среды компании являет-ся сравнительной. Он основан на сравнении товаров (услуг) компании с аналогичными продуктами конкурирующих фирм. Процедура оценки конкурентной среды компании в маркетинге требует выполнения опреде-ленных мер. В целом они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные виды работ, выполняемых в рамках оценки конку-рентной среды компании
Соблюдение предложенной последовательности операций рекомен-дуется экспертами рынка при оценке конкурентной среды компании в мар-кетинге. В большинстве случаев оценка конкурентной среды компании проводится путем сравнения показателей «цена-качество». Для более по-дробной оценки обычно используется метод индекса. Он основан на по-следовательном сравнении показателей продукта и образца продукта. При этом для сравнения используются следующие группы показателей: част-ные показатели; групповые показатели; интегральные показатели .
Некоторые показатели могут быть выражены в виде конкретных ха-рактеристик товара (услуги), количества их функциональных, технических, ценовых и других характеристик. Групповые показатели предполагают оценку продукции с точки зрения качества и цены. Совокупный индекс конкурентоспособности продукта служит интегральным показателем.
Такой подход к оценке конкурентной среды компании в маркетинге не единственный. Эксперты также различают дифференциальные и слож-ные методы оценки. Метод оценки различий основан на выявлении инди-видуальных показателей конкурентоспособности продукта.
Таким образом, данная методика основана на сопоставлении инди-видуальных (индивидуальных) значений показателей качества товаров (услуг) и базы сравнения (стандарта), а также на установлении их взаимо-связи. Комплексная методика оценки конкурентной среды компании тре-бует использования комплексных показателей, содержащих набор показа-телей дифференциальной оценки, рассчитываемых на основе определен-ных параметров продукции. Итак, мы говорим об использовании группо-вых показателей или составных индексов конкурентоспособности. В неко-торых случаях для оценки конкурентной среды компании в системе марке-тинга используется комплексная методология .
Он предполагает необходимость оценки ряда сложных показателей, необходимых для учета влияния комбинаций отдельных факторов в виде соотношения или суммы на конкурентоспособность продукта. На практике также может использоваться комплексный метод оценки, основанный на сочетании нескольких методов оценки.
Для повышения конкурентной среды компании разработано не-сколько методов:
увеличение объемов продаж. Рост выручки сам по себе не означает, что бизнес не работает отрицательно: например, здесь не учиты-ваются затраты. При планировании производственного процесса одной из основных задач является расчет объема продаж, чтобы избежать потерь.
улучшить качество производимой продукции. Таким образом, целевая группа расширяется, открываются новые рынки и увеличивается экспорт.
Качество продукции повышает имидж компании в глазах потребите-лей, что, в свою очередь, является одной из предпосылок перехода на внешний рынок.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абашева, А.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для бакалавров / А.Л. Абашева. – М.: Дашков и К°, 2021. – 433 с.
2. Божку, С.Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С.Г. Божку. – М.: Райт, 2022. – 304 с.
3. Васильев, Г.А. Маркетинг розничного торгового компании / Г.А. Васильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. – М.: Инфра-М, 2021. – 160 с.
4. Вихлянцева, Н. А. Повышение конкурентной среды компании (на материалах ПАО «Сбербанк России») / Вихлянцева Н. А. – М.: Издатель-ство: б.и., 2022.
5. Егоршин, А.П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИЭМ, 2021. – 302 с.
6. Ицаков, Е. Д. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса / Ицаков Е. Д., Афонин А. М. – М.: Издатель-ство: Проспект, 2022.
7. Гребенюк, Н. А. / Повышение уровня конкурентоспособности как основного фактора обеспечения устойчивости системы экономической безопасности организации / Гребенюк Н. А. – М.: Издательство: б.и., 2022.
8. Каленова, Н.Я. Современные модели маркетинга: учебное посо-бие для вузов / Н.Я. Каленова. - М.: Райт, 2022. – 170 с.
9. Карпова, С.В. Маркетинг. Практикум: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова. – М.: Райт, 2022. – 325 с.
10. Карпова, С.В. Основы маркетинга. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / С.В. Карпова. – М.: Райт, 2022. – 325 с.
11. Карпова, С.В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / С.В. Карпова. – М.: Райт, 2021. – 408 с.
12. Карпова, С.В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учеб-ное пособие для вузов / С. В. Карпова. – М.: Райт, 2022. – 181 с.
13. Кожевникова, Г.П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г.П. Кожевникова. – М.: Райт, 2022. – 444 с.
14. Котляр, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котляр. - СПб.: Питер, 2022. – 848 с.
15. Наумов, В.Н. Стратегический маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. –М.: ИНФРА-М, 2021. – 356 с.
16. Простолупова, Д. Д. Пути повышения конкурентоспособности мини-отеля / Простолупова Д. Д. – М.: Издательство: б.и., 2021.
17. Скоробогатых, И.И. Маркетинг: создание и донесение потреби-тельской ценности: учебник / И.И. Скоробогатых. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 589 с.
18. Токарев, Б.Е. Маркетинг инновационное-технологических сатра-пов: от технологии до коммерческого результата / Б.Е. Токарев. – М.: Ма-гистр: ИНФРА-М, 2021. – 264 с.
19. Тультаев, Т.А. Маркетинг услуг: учебник / Т.А. Тультаев. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 208 с.
20. Фарахутдинов, Ш.Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие /
Ш.Ф. Фарахутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 231 с.
21. Хмельникер, Д. С. Повышение конкурентной среды компании пи-тания / Хмельникер Д. С. – М.: Издательство: б.и., 2021.
22. Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев. – М.: Дашков и К, 2021. – 548 с.