Фрагмент для ознакомления
2
Термин «коррупция» в переводе с латыни (corruptio) означает взяточничество, упадок. Этимология слова «коррупция» восходит к глаголу (corrumpere) – «ломать, разлагать». Как правило, это нарушение административных регламентов или моральных или социальных норм. Коррупция - сложное криминологическое, социально-экономическое явление с многоструктурным и многоуровневым содержанием. В связи с этим в настоящее время существует множество подходов к понятию «коррупция». Концепцию коррупции следует рассматривать в нескольких аспектах:
социально-экономический (коррупция как негативное социальное явление, вызванное рядом социально-экономических факторов);
правовая (система правовых норм и запретов, направленных на своевременное предупреждение и выявление коррупционных правонарушений) и т.д. [11].
Современные причины коррупции разнообразны. Давайте выделим некоторые из них:
несовершенство антикоррупционной нормативно-правовой базы; чрезмерное расширение бюрократического аппарата чиновников; криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала);
недостаточно финансируемая и низкооплачиваемая государственная служба;
отсутствие общественного контроля за деятельностью государственных органов;
падение нравственности;
социально-экономические предпосылки (нехватка жилья, низкая заработная плата, экономические кризисы, процветание теневой экономики и т.д.).
Например, в современной экономике существует множество причин коррупции, основными из которых являются:
экономический – низкие зарплаты государственных служащих, большие возможности влиять на деятельность фирм и граждан;
институциональная отчетность, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабый высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система кадровой политики государства;
социокультурный – деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность по отношению к своеволию «власть имущих» [7].
Формы коррупции: взяточничество, фаворитизм, кумовство (nepotism), протекционизм, лоббирование, незаконное распределение и перераспределение государственных ресурсов и денежных средств, незаконное присвоение государственных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и т.д.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, использование личных контактов для доступа к общественным ресурсам - товарам, услугам, источникам дохода, привилегиям, предоставлению различных услуг родственникам, друзьям, знакомым и т.д.
Существует также низовая (бытовая, бюрократическая) коррупция и элитная (крупная, топовая) коррупция, когда коррупция пронизывает всю вертикаль исполнительной власти. Коррупция элит охватывает множество различных проявлений, любое из которых влечет за собой ряд негативных последствий, прежде всего, угрожает стабильности национальной экономики.
Проявления верхушечной коррупции мощно подрывают авторитет государства среди граждан, они перестают доверять своим правителям, следовательно, теряют интерес к политике, поскольку считают, что от них абсолютно ничего не зависит, что, например, выборы незначительны как процедура избрания кандидатов, потому что за все заплачено, законы принимаются не в интересах общества, а в интересах тех, кто от этого выигрывает – отдельных лиц и групп людей.
Массовая коррупция возникает в тех сферах, где гражданин не может самостоятельно справиться с возникшими препятствиями. Существует несколько основных форм коррупции на низовом уровне, и наиболее распространенной из них является взятка или подношение. Массовая коррупция может проявляться в таких сферах жизни людей, как медицинская сфера, сфера образования, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
Нормативной базой для использования цифровых технологий в сфере противодействия коррупции являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» и др.
Россия занимает 43-е место в рейтинге стран по индексу сетевой готовности. Возможности, которые открыли информационные технологии, и инструменты для обработки больших объемов информации активно используются для решения ключевых проблем государства, в том числе вопросов противодействия коррупции. Стоит учесть, что низкая цифровизация общества не относится к основной причине возникновения и жизни коррупции в России, следовательно, использование государством цифровых технологий не искоренит проявления коррупции, а лишь поможет контролировать и анализировать [19].
1.2 Коррупция в органах государственной власти как фактор, сдерживающий социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации
К числу нерешенных вопросов, блокирующих развитие социально-экономической сферы в Российской Федерации, относится коррупция. Указанное явление обесценивает авторитет органов власти, снижает доверие к крупному предпринимательскому сегменту, тормозит проведение трансформаций в отраслях народного хозяйства и развитие социальной сферы, подрывает доверие общества к демократическим институтам. Самые ощутимые негативные последствия коррупции отмечены в сфере национальной экономической безопасности.
В действующей редакции Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года «высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере» относится к перечню угроз экономической безопасности (ст. 12, п. 18) [17].
К числу задач по реализации основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности в отношении коррупции относятся следующие:
«борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой» (ст. 16, п. 15);
«создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов,
профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств» (ст. 22, п. 3).
В российском законодательстве коррупция рассматривается, как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» (ст. 1, п. 1).
В материалах ООН, посвященных международному противодействию коррупции, содержится определение коррупции, а именно «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Таким образом, данный термин объединяет такие категории как взяточничество и покровительство с помощью личных связей, а также незаконное присвоение общественных средств в целях частного использования.
Одной из наиболее коррумпированных сфер в Российской Федерации принято считать сферу государственных и муниципальных закупок (ГМЗ). Целью создания такого механизма, как ГМЗ, является определение и учет выявленных и экономически обоснованных государственных потребностей, удовлетворение которых необходимо для стабильного функционирования объектов и инфраструктуры города, регулируемых органами местного самоуправления. Экономическая суть процедуры ГМЗ состоит в том, чтобы посредством публичного объявления о потребностях государственных структур, найти наиболее выгодного исполнителя заказа с позиции стоимости и условий реализации контракта [10].
К числу принципов, регулирующих проведение ГМЗ в целях снижения уровня коррупции в данной сфере, следует отнести:
справедливое и равное отношение к каждому участнику торгов путем предоставления равных прав и условий и одинаковой входной информации;
прозрачность и открытость при проведении торгов, состоящее в обязательном и публичном размещении информации в соответствующих источниках (СМИ и Интернет- ресурсы);
стремление к эффективному расходованию средств налогоплательщиков, проявляющееся в приобретении государственных нужд с учетом экономии;
предоставление полного отчета о проведении ГМЗ со стороны организатора торгов, что состоит в полном обосновании причин выбора победителя конкурса. Контролирующим органом в данном случае выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая при выявлении факта сговора между сторонами торгов привлекает обе стороны к ответственности, а исполнителя заказа помещает в список недобросовестных поставщиков. От эффективности организации и регулирования процедурной части системы государственных и муниципальных закупок во многом зависит эффективность деятельности органов власти, а также устойчивость развития государства и его муниципалитетов. Следует также отметить, что система ГМЗ является общемировой практикой в обеспечении различных потребностей государства и муниципалитетов. Однако, что в российской практике система ГМЗ используется достаточно небольшой период времени, в связи с чем требует поиска необходимых механизмов его совершенствования, в том числе в аспекте борьбы с коррупцией.
Содержательно коррупция в системе ГМЗ представляет собой отдельный вид преступления, состоящий в использовании должностными лицами, находящимися на государственной и муниципальной службе, своих полномочий для личного обогащения [14].
В трактовке законодателя угроза экономической безопасности приводит к нанесению ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере (с. 7, п. 4). В этой связи, следствием коррупции в системе ГМЗ является нанесение национальным интересам РФ следующих видов ущерба (рисунок 1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4412.
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2394.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрании законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст.1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Опубликован 08.04.2013 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
6. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52. – Ст. 6228 (Часть I).
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
8. Бажин, И.И. Грамотное целеполагание как инструмент предотвращения коррупции в органах власти / И.И. Бажин // Руководитель бюджетной организации. – 2021. – №7. – С.11-14.
9. Богданов, И.Я. Коррупция в России. Социально-экономические и правовые аспекты / И.Я. Богданов. - М.: Феникс, 2021. – 263 с.
10. Бочков, С.О. Борьба с коррупцией: гражданско-правовые аспекты / С.О. Бочков // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2022. – С.3-4.
11. Васильев, В.Л. Психологический анализ генезиса коррупции, теневой экономики и организованной преступности в России. Коррупция и борьба с ней / В.Л. Васильев. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2020. – 347 с.
12. Гараев, Р.Ф. Понятие коррупции / Р.Ф. Гараев // Следователь. - 2022. - № 2. - С. 43–50.
13. Дмитриев, Ю. Коррупция как институт российского общества / Ю. Дмитриев // Право и жизнь. – 2022. – №4. – С.8.
14. Долгова, А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. Коррупция и борьба с ней / А.И. Долгова. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2021. – 256 с.
15. Зорькин, В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2021. – № 7. – С. 25-33.
16. Карабанов, А.Л. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты / А.Л. Карабанов. - М.: Волтерс Клувер, 2020. - 185 с.
17. Коррупция в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://ruxpert.ru/.
18. Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией» // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://com-cor.ru/.
19. Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.komis-korrup.ru/index.html.