Фрагмент для ознакомления
2
В первой главе курсовой работы мы рассмотрим формирование гарема.
Изначально слово «Гарем» в переводе с арабского имело значение «запретного, священного». Однако в Османской империи, оно стало приобретать новое значение, так как усилилась роль женщины в наследовании престола. В мусульманских семьях гарем представлял собой женскую часть дома. Эта часть была больше мужской, и, намного роскошней .
В современном европейском массовом сознании гарем до сих пор занимает важную роль в восточной культуре. Также западное мышление сформировало отрицательный образ восточного султана, якобы из-за его сексуальной распущенности и диких нравов. В связи с этим, становится важным рассмотреть гарем как институт социально-политической сферы.
В переводе с арабского «гарем» - «харам» — это все, что было под запретом. То, что защищено от посторонних, тайно и сокрыто.
Социально-исторические предпосылки к формированию гарема можно обнаружить в многоженстве, официально закрепленной исламом. Однако необходимо уточнить, что ислам запрещает выдавать девушку замуж без ее согласия, а мужчин предостерегает от женитьбы, если он не в состоянии обеспечить всех жен надлежащим образом. Помимо прочего, количество жен ограничивалось четырьмя, по аналогии с женами Пророка.
Многие исследователи османской империи акцентировали внимание на том, что гарем был не столько для удовлетворения сексуальных желаний, а был сформированным социально - общественным институтом внутри дворца.
Изначально гаремы функционировали отдельно от дворцов правителей.
В Османской империи гарем появился не просто так. Основу его формирования составили традиции первых халифатов и арабского мусульманского мира. Изначально гарем существовал только для рабынь и наложниц. После формирования османской империи и формировании государственности, гарем стал также привычным и традиционным продолжением политической власти султана.
Изначально в гарем вместе с официальными женами входили рабыни и наложницы. Это был традиционный порядок становления гаремов в первых государственных образованиях мусульманского мира. Повсеместную практику приобрели междинастические браки, которые передавали право вступления на престол старшему сыну. При этом женщины гарема могли проводить свою, индивидуальную политику в отношении своих детей и себя. Но не более. В политической жизни, в государственных делах они не участвовали. В исторических документах не видно и благотворительная деятельность, которой так гордились жены султана.
После захвата Константинополя османский султан Мехмет II приказал построить дворец, который впоследствии получил название Старый дворец. Но, по мнению исследователей, жить там не стал. В результате появился новый дворец, называемый Дворцом Топкапы. Таким образом, правитель внес изменения, закрепив гарем во дворце.
Лучшая часть дворца отводилась для гарема. В остальных покоях проходили дипломатические приемы, принимали гостей и проводили значимые церемонии.
Место, где непосредственно жил сам султан именовался сераль. Это было огромное мраморное здание. При этом необходимо отметить, что три четверти построек занимал непосредственно гарем. А мобейн был лишь пристройкой к основному архитектурному комплексу. Разделение между мобейном и гаремом составляла большая зальная комната с уникальными лестничными пролетами и своей почетной дверью, назначенная для официальных приемов иностранных монархов, посланников, министров и прочих высокопоставленных лиц. Помимо главного дворцового комплекса существовала и столь необходимая для функционирования дворца хозяйственно-административные здания. Это кухни, прачечные, конюшни, склады, казармы. Все они составили особый уникальный мир, причудливо растянувшийся вдоль Босфора на десятки километров .
Таким образом, архитектурный комплекс гарема представлял собой несколько тысяч помещений. На данный момент сохранилось порядка 300 построек, которые стали объектом туристического внимания.
Гарем постоянно обновлялся и расширялся. Пристраивались дополнительные помещения для новых невольниц, евнухов, обслуживающего персонала. Появлялись даже и его филиалы.
Перед архитекторами стояла непростая задача. Помимо функционального благоустройства, необходимо было создать такое место, которое бы удовлетворяло эстетические взгляды султана. Гарем строился как комплекс для чувствованных удовольствий, для созерцания культуры и природы, для любви и наслаждения. При этом он должен был скрыт от посторонних взглядов. Границей, соединяющей с простым обыденном миром, стали «Въездные ворота», которые открывали восхитительные покои жен и детей, богатые апартаменты матери, невероятные комнаты наложниц, а также школу принца, комовым для евнухов и слуг. И отдельно хотелось бы отметить общие комнаты – бани, сауны, пруды с рыбками, фонтаны, зверинцы, театр, лечебницы и многое другое.
Большое количество заметок оставили иностранные послы, которые своими глазами видели покои дворца. По их воспоминаниям, дворце султана строго делился на три части: Бирун (внешняя часть, внешние покои), где располагались различные государственные и административные службы; Эндерун (внутренняя часть), где проживал сам султан, размещались различные хозяйственные службы, и где также находилась школа Эндерун, место обучения специально отобранных юношей. Третьей частью дворца был собственно гарем-и хумаюн («султанский гарем»), где проживала женская «половина» султанской семьи вместе с маленькими детьми. Впоследствии для взрослых шахзаде (сын султана, царевич, принц) были выделены особые, изолированные помещения гарема, получившие характерное название кафес («клетка») .
Главными, воротами: Топкапы были, ворота Баб-u Хумаюн («Султанские ворота»), через которые можно было попасть в первый двор, где размещались различные службы Бирун. Эти службы занимали все пространство между воротами Баб-и Хумаюн и Баб-ус-Саадет («Врата Блаженства»). Ворота Баб-ус-Саадет назывались также Ак агалар капысы («Врата белых евнухов»). Таким образом, Бирун охватывал территорию как первого двора, располагавшегося между воротами- Баб-и Хумаюн к Баб-ус-Селям («Врата мира» или «Врата приветствия»), так и территорию второго двора, находившегося между воротами Баб-ус-Селям и Баб-ус-Саадет. Из-за своего срединного положения между первым и вторым дворами ворота Баб-ус-Селям назывались также Орта капы («Средние Врата»). Поскольку в Османском государстве все должностные лица, во главе с великим везирем, относились к Бируну, а точнее, к организации Бирун,, их называли бирун халкы или бирун риджали («люди внешних покоев»); Традиционно к службам Бирун относилась категория лиц, называемых эркан-и девлет или риджал (государственные должностные лица), которая включала в себя великого везира и других членов дивана (куббеалты везирлерщ кадыскеры Румелии и Анатолии, дефтердар, нишанджи), шейх-уль-ислама, агу янычар, бейлербеев и других высокопоставленных лиц, . участвовавших в управлении; государством. Несмотря на то, что эта категория, лиц входили, в состав, ближнего окружения султана, свою службу они несли.в организации Бирун. По своему составу бирун халкы делились на несколько условных групп придворныхчинов: - должностные лица из сословия улемов. Эта группа включала в себя духовных наставников султана (падишах ходжалары), главного врача (хекимбаши), в подчинении которого находились главный окулист (кеххалбаши) и главный хирург (джеррахбаши), составлявшие отдельную подгруппу, главного астролога (мунеджджимбаши) и личного имама султана (хункар имамы). Сюда же можно отнести подгруппу дворцовых муэдзинов (муэззин-и хасса)147. Каждое из этих должностных лиц возглавляло соответствующую службу, которая располагалась в Бируне. - должностные лица из военного сословия, так называемые «стремянные» (рикаб-и хумаюн агалары, шпузенги агалары). Во время торжественных процессий стремянные шли рядом с лошадью султана, «у его стремени». В эту группу входили ага янычар, эмир-и алем (глава службы, который хранил и выносил султанские знамена), капыджылар кетхудасы (глава привратников, охраняющих ворота Баб-и Хумаюн и Баб-ус-Селям), капыджибаши (глава дворцовых служащих, выполнявших различные поручения по важным делам), чавушбаши, шикар- агалары, имрахур (глава службы, который смотрел за султанскими- конюшнями), чашнигирбаши (стольники, которые следили за приготовлением еды для султана, накрывали, софру (стол) султана и прислуживали за столом), алты бёлюк агалары, джебеджибаши, топджубаши и арабаджибаши. Они возглавляли соответствующие службы и являлись важной частью военно-административной системы Османского государства .
Они жили в своих казармах и помещениях, относящихся к службе Бирун и сопровождали султана во время его перемещений. - доверенные лица - элшны (умена). В эту группу входили лица, отвечающие за благоустройство города (шехр эмини), глава дворцовой службы, обеспечивавшей дворцовую кухню необходимыми продуктами, и оборудованием (матбах-и амире эмини), глава монетного двора (дарпхане эмини) и лицо, ответственное за обеспечение ячменем и сеном султанских конюшен, а также уходом за лошадьми (арпа эмини). Их службы находились в части Бирун дворца Топкапы. - одной из важных должностей в Бируне была должность мутаферрика (особого порученца). Свои мутаферрики были также у великого везира в корпусе янычар. Однако в состав мутаферрика султана-попадали лишь самые проверенные и надежные лица. На эту должность обычно брали детей везиров, бейлербеев и других высокопоставленных должностных лиц. - должность» баптаджи (буквально: «алебардщик», «человек с топором», «дровосек») была одной из самых старых в Бируне. Баптаджи появились еще в годы правления султана Мурада II для строительства дорог и вырубки лесов для прохода армии. Позже их использовали во время военных походов для. установки палаток и переноса тяжелых грузов, а также для охраны. Баптаджи делились на две группы. Первую составляли так называемые «алебардщики Старого дворца» (тебердаран-и сарай-и атик), которых использовали для обеспечения безопасности гарема Старого дворца и охраны султанских дочерей, которые, выйдя замуж,.жили вне султанского дворца. Эти баптаджи подчинялись капыагасы. Вторую группу составляли «алебардщики с локоном» (зулюфлю балтаджилар), которые выполняли различные поручения высоких должностных лиц в Эндеруне. Из-за искусственных волос (зулюф), которые спускались по бокам головного убора, их называли «зулюфлю балтаджилар» .
В Бируне также проживали курьеры - пейки, которые доставляли известия, обслуга султанских конюшен (истабл-амире), а также более 1000 людей мастеров, занимавшихся различными видами ремесла (эхл-и хуреф бёлюклери). Среди них были хаттат, наккаш, куюмджу, хаккак, саатджи, окну и т.д.152. Кроме того, к Бируну относились многочисленные садовники (бостандоюи), которые ухаживали за садами и парками во дворце. В их обязанность входило таїсже держать в порядке суда и лодки, принадлежавшие дворцу. Бостандоюи набирались по системе девширме в Румелии и Анатолии. После определенного количества лет, проведенных на службе в качестве бостандоюи, они покидали дворец и, либо переходили на должности капыджи, либо отдавались в кавалерию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского Л. А. Хетагурова, редакция и примечания проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 1.
2. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского О. И. Смирновой,редакция проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2.
3. Османский архив при Премьер-министре (Ba§bakanlik Osmanli Ar§ivi BOA), Стамбул.
4. Центральный архив Дворца Топкапы (Topkapi Sarayi Merkez Ar§ivi TSMA), Стамбул.
5. Георгий Сфрандзи. Хроника / Перев. и прим. Е.Д.Джагацпанян // кавказ и Византия. Т. 5. 1987. С. 187-251.
6. Рикo Дж. Монархия Турецкая, описанная через Рикота, бывшаго английского секретаря при Оттоманской Порте. СПб., 1742.,
Используемая литература
7. Аверьянов Ю. А. Хаджи Бекташ и каландары. Странствующие дервиши на землях Османского государства. // Востоковедческий научный журнал. - № 3 (11) 2009. С 124-187.
8. Витoл А.В; Османская империя – М.: Наука, 1987 – 134с.
9. Гусейнов P.A. Земли и форма феодальной собственности на Среднем Востоке. -М.: МГУ, 1986 -156 с.
10. Жуков К.А. Эгейские эмираты в XIV XV вв. – М: Наука, 1982 - 192 с.
11. Жуков,К.А. История образования государства и культуры Османской империи. -М.: АстПресс, 2017 – 187с.
12. Ихсаноглу Э. История османского государства, общества и цивилизации. Т.1. - М.: Восточная литература, РАН 2006. - 602 с.
13. Казиев Ш. Повседневная культурная жизнь восточного гарема -М.: Молодая гвардия, 2006.
14. Мaртрaн Р. Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного. История возникновения женского султаната -М.: Молодая Гвардия, 2006.
15. Мeйер М. С. К вопросу об изменениях в структуре и составе правящего класса Османской империи в. XVIII в. // Проблемы, истории Турции - М., 1978. - С. 55 - 66.
16. Мeйер М. С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в XVI XVIII вв. // Ислам в истории народов Востока (сборник статей). - М.: Наука, 1981. - с. 51 - 62.
17. Мейер М. С. Османская империя в XVIII веке. Черты политического кризиса. - М.: Наука, 1991. - 261 с.
18. Мeйер М. С. Реформы в Османской империи и улемы (первая половина XVIII в.) // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока (сборник статей). - М.: Наука, 2982. - с. 59 - 75.
19. Мец А. Мусульманский ренессанс. Культура и наука. М.: ВиМ, 1996. - 544 с.
20. Наумкин В. В. К вопросу о хасса и 'амма (традиционная концепция «элиты» и «массы» в мусульманстве). // Ислам в истории народов Востока (сборник статей). - М.Наука, 1981. - с. 40 - 50.
21. Нерваль Ж. Путешествие на Восток в Османскую империю. -М.: Наука, 1986.
22. Новичев А. Д. История Турции. Т. 1. Эпоха феодализма. ЛГУ, 1963.
23. Орешкова С.Ф. Султанский двор и гарем в Османской империи первой половины XVII в. // Политическая интрига на Востоке. Отв. ред. Л.С. Васильев. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -с. 236-245.
24. Петросянц А.Б. К Истории создания янычарского корпуса. -М.: Наука, 1978. -с.200.
25. Прищеповва К.Д. Бухара в фотоколлекциях Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук// Иран-наме. Научный востоковедческий журнал. Гл.ред. С.Абдулло. - Алматы, № 4(12).- 2009.
26. Пирс Л. П. Гарем османских султанов: женщины и верховная власть в Османской империи -М.: Канон, 2020.
27. Смирнoв В. Д. Кучибей Гёмюрджинский и другие османские писатели XVII в. о причинах упадка Турции. СПб., 1873.
28. Твeритинова А. С. (Сост., пер. и коммент.). Аграрный строй Османской империи XV—XVII вв.: документы и материалы. М., Изд-во вост. лит-ры, 1963.
29. Твeритинова А. С. Второй трактат Кочибея.-УЗИВАН Т. IV. 1953.
30. Фарзалиев А. Южный Кавказ в конце XVI в. Османо-сефевидское соперничество. СПб.,: Издательство С.-Петербургского университета. 2002.-156 с.
31. Финнкель К. История Османской империи: видение Османа // Пер. с англ. К. Алексеева и Ю. Яблокова. - М.: ACT, 2010. - 829 с.
32. Фрилли Дж., Тайны османского двора. Частная жизнь султанов// Пер.с англ. И.С.Соколова. Смоленск: Русич, 2004. - 400 с.