Фрагмент для ознакомления
2
Тот факт, что организованные действия более эффективны, чем индивидуальные, был замечен давно. Уже во времена Аристотеля спонтанно образовались политические группы, называемые партиями (на латыни).
Партии были временными объединениями для поддержки одного человека. Сгруппированные вокруг персонажа, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло им достигать своих целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством людей, которые опирались на своих покровителей (объединение сторонников вокруг лидера).
Партии в современном понимании начали формироваться в Соединенном Королевстве (XVIII в.) и Соединенных Штатах (XIX в.).
По словам А. Токвиля, "партия-это неизбежное зло свободных правительств". Но еще до появления первых политических партий в Соединенном Королевстве-консерваторов и вигов-с конца XVII в. английские мыслители начали готовить общественное мнение к позитивному восприятию партий.
Первоначально они отвечали за выражение своих национальных интересов. Английский мыслитель Э. Берк отмечал, что"партия-это организация людей, объединенных целью продвижения национальных интересов совместными усилиями, руководствующихся определенным принципом, о котором все они договорились".
Растущая дифференциация интересов различных групп общества привела к изменению первоначальной функции представления национальных интересов и превратила партии в механизм выражения предпочтений групп.
Появление партий как новой политической реальности превратило политическую борьбу из конфронтации отдельных лиц во взаимодействие заинтересованных групп в сложных отношениях соперничества и Союза.
Политические партии в их современном понимании существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть.
Дело в том, что раньше права избирателей "заканчивались" с окончанием выборов. Избранный кандидат не был обязан подчиняться воле своих избирателей. Он просто представитель компании. При формировании партий депутат проявляет не собственную инициативу, а передает волю партии, опирается на ее поддержку.
Благодаря своей организации партии оказались гораздо более эффективными, чем парламентарии, в мобилизации общественного мнения, представлении и реализации политических интересов социальных групп.
Партии как новая политическая реальность возникают, когда общество достигает определенного уровня зрелости, и, как только они появляются, сами становятся доминирующим фактором политической жизни. Происхождение партий было напрямую связано со всеми политическими и институциональными изменениями, произошедшими в его родных странах в девятнадцатом веке.
Во-первых, возрастающая роль парламента, а затем укрепление парламентского и демократического режимов привели к необходимости создания в структурах власти устойчивых представительных органов интересов.
Парламентские группы стали таким органом институционализации интересов. По мере того как возрастала роль представительных собраний, депутаты, преследующие одни и те же цели, стремились объединиться для совместных действий.
Во-вторых, универсализация права голоса и его распространение на новые группы населения расширили возможности граждан влиять на выборы. Политика перестала быть делом узкого слоя людей (элит), теперь она касается каждого человека. Это привело к появлению избирательных комиссий разных уровней, призванных поддерживать кандидата в его избирательной кампании, а после победы на выборах - помогать депутату поддерживать постоянную связь со своим избирательным округом.
Следовательно, партии являются одновременно результатом процесса эволюции гражданского общества и независимым фактором политического развития.
Характерной чертой прошлого века стало появление общественно-политических движений. Это явление ознаменовало собой вхождение в Авангард истории сотен миллионов людей как участников творческой деятельности и субъектов политической жизни. Беспрецедентное число таких субъектов отражало политическую социализацию личности, вхождение масс в политическую жизнь - как глобальную тенденцию.
Его возникновение было связано с возникновением угроз в глобальном масштабе, усилением неоднородности общества, повышением самосознания личности, в том числе национального самосознания, и рядом других причин.
Общественные движения играют важную роль в общественно-политической жизни наряду с политическими партиями. В отличие от партий, они не претендуют на прямое участие в осуществлении власти и не берут на себя вытекающие из этого обязательства.
Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные движения решают проблемы, имеющие большое социальное значение, вносят значительный вклад в государственное, экономическое, социокультурное строительство. Формирование широкой системы; организаций и общественных движений является показателем развития гражданского общества, многообразия и структурирования его интересов.
Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Социальные движения характеризуются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идеологической аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, часто спонтанными и стихийными действиями. Связи между членами движения носят в основном идеологический и политический, а не организационный характер.
Общественно-политические движения, как правило, в своей деятельности на местах исходят из "партийно-политического радикализма" и участвуют в общественной жизни, не претендуя на изменение государственного устройства, его модернизацию, не говоря уже о революционных действиях.
Общественно-политические движения отдают предпочтение "государственным правилам", в то время как задача партий заключается в их изменении.
Общественные движения не стремятся завоевать и осуществлять политическую власть, они не стремятся открыто контролировать ее. Они занимаются политической деятельностью только в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, которые лежат в другой сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной).
Хотя общественные организации и движения не ставят перед собой прямых политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Сам факт того, что граждане пользуются конституционным правом объединяться, вовлекает их в орбиту политических действий.
Степень влияния различных социальных формаций на политические отношения различна. Некоторые из них-рабочее движение, профсоюзы, национальное движение и т.д.-оказывают значительное влияние на политическую ситуацию, другие практически не участвовали в политической жизни.
Однако в современных условиях общей политизации общества ни одна ассоциация не может быть полностью исключена из прямого или косвенного участия в политическом процессе.
Политическая роль общественных движений заключается в том, чтобы влиять на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на разных уровнях, оказывая более или менее постоянное давление на властные структуры. [4]
Социальные движения действуют как группы по интересам и определенные группы давления. Концепция групп интересов или групп интересов была разработана американскими политологами А. Бентли, Д. Трумэном и другими и долгое время была признана в западной политологии.
Характеризуя общественно-политические движения, следует иметь в виду, что они включают:
1) организации прямого и непосредственного влияния на политические решения, которые создаются в государственных структурах (лобби, лоббистские группы) и основной задачей которых является установление контактов с политическими деятелями и должностными лицами, а затем влияние на их решения;
2) организации, для которых политическая функция носит устойчивый, но не основополагающий характер (профсоюзы, деловые союзы, движения потребителей и т.д.).;
3) массовые движения, имеющие стихийный характер. Например, демократические движения: антивоенные, молодежные, экологические и т. д.
Характеристиками общественно-политических движений являются: неоднородность или однородность (в зависимости от социальной ориентации); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная нестабильность; различия во взаимодействии с официальной властью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бабанова, Юлия Инструменты стратегического анализа: руководство к действию / Юлия Бабанова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 104 c.
2. Бакирова, Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 592 c.
3. Балыбердин, В. А. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента / В.А. Балыбердин, А.М. Белевцев, Г.П. Бендерский. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 240 c.
4. Баранов, А.А. Развитие производственных систем. Стратегия бизнес-прорыва. Кайдзен. Лидерство. Бережливое производство / А.А. Баранов. - М.: Питер, 2019. - 948 c.
5. Белошапка, В.А. Стратегическое управление и маркетинг в практике фармацевтических фирм / В.А. Белошапка, Г.В. Загорий, В.А. Усенко. - Москва: Огни, 2018. - 368 c.
6. Библиотека финансового директора. 2011 год (комплект из 11 книг). - М.: Генеральный директор, 2019. - 743 c.
7. Вассерман, Ноам Главная книга основателя бизнеса. Кого брать с собой, как делить прибыль, как распределять роли и другие вопросы, которые надо решить с самого начала / Ноам Вассерман. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 364 c.
8. Во что мы верим, но не можем доказать. Интеллектуалы XXI века о современной науке. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 336 c.
9. Ворожихин, Владимир Стратегическая координация:инструмент современного управления / Владимир Ворожихин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 184 c.