Фрагмент для ознакомления
2
Помимо основных значений, понятие "источник права" также используется в значении источника знания права. Это документ, имеющий письменную форму, юридический памятник. Примерами таких правовых актов древности являются законы XII, Законы Хаммурапи, Русская правда, Псковский судебный Устав, суды и др.
В материальном смысле источником права являются экономические, социальные, политические и другие условия жизни общества. Это общественные отношения, из которых вытекает право.
В философском смысле это нематериальные факторы осознания и обоснования права: философские источники, концепции, идеология, политико-правовые взгляды. Вот из каких философских идей исходит эта правовая система.
В формально-правовом смысле это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм, придающая им обязательный официальный характер.
Именно эта формулировка источника права в наибольшей степени совпадает с понятием формы права, поскольку для того, чтобы источник права приобрел свойства обязательства государства и универсальности, необходимо его формальное признание. Формально-правовое представление об источниках права наиболее распространено в современной науке.
Некоторые исследователи считают, что право имеет внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма - это система правовых норм (внутреннее построение права, его структура, разделение на отрасли, институты и т. д.); внешняя форма права-это форма выражения правовых норм, система законодательства.
Внутренняя форма связывает воедино все правовые нормы, а внешняя форма определяет степень юридической силы каждой нормы по отношению к другим правовым нормам.
Обе формы определяются политическими, социально-экономическими и историческими факторами и, по сути, тесно взаимосвязаны.
Н. Н. Вопленко в своей работе выделяет следующие особенности источников права:
1) правовое значение источника права, он либо создается в процессе специальной правовой деятельности, либо приобретает правовое значение после утверждения государством социальных норм;
2) содержание в виде юридически оформленной государственной воли;
3) обязательство и гарантия государства: источником права считается правовой акт, который содержит запреты, разрешения, обладает обязательственными свойствами государства и служит основой для применения принудительных мер государства;
4) особая правовая форма: правила общественного поведения, обычаи, правовые доктрины могут быть закреплены в качестве источников права с помощью правовой процедуры их формулирования, что делает их правовыми формами права;
5) заложены основы, начато правовое регулирование в отдельных сферах общественной жизни.
1.2.Виды форм (источников) права
Юридический договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сфере экономической деятельности, торговли, товарообмена и т. д., тем, что содержит правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех.
В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, в отношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров часто строятся отношения между государствами и государственными образованиями — субъектами Федерации. Всегда между государствами, образующими Конфедерацию. В качестве примера можно сослаться на договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года, Договор об образовании Закавказской Федерации, заключенный в марте 1922 года, и другие аналогичные акты. На основе Союзного договора от 31 марта 1992 года строятся отношения между субъектами Российской Федерации.[1]
Правовой обычай - это санкционированная государством норма поведения, которая сложилась в обществе в результате ее неоднократного и длительного применения. Это один из древнейших источников права.
Прецедент - это решение судебного органа по конкретному делу, которое считается образцом для аналогичных или аналогичных дел. Существует два типа прецедентов: судебный (например, решение по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принятое административным органом или административным судом).
Нормативный правовой акт - это официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций.
Юридические науки (правовая доктрина). Правовая доктрина - это изложенная в их научных трудах правовая позиция видных юристов, на основе которой правоохранительные органы принимают решения по конкретным правовым вопросам.
Российская Федерация признает в качестве таковых нормативно-правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Однако основную роль в регулировании общественных отношений играет нормативно-правовой акт, который, таким образом, является основным источником права.
Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Их лидирующее положение определяется следующими основными характеристиками.
1. они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом путем референдума.
2, имеют высшую юридическую силу, что означает, что содержание всех других нормативных актов не должно противоречить законам.
3, регулировать наиболее важные фундаментальные отношения. Законы закрепляют общественный порядок и государственность, компетенцию центральных подразделений государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.
4, содержат нормы первичного и исходного характера. Все остальные акты в основном направлены на детализацию и уточнение нормативных положений законов.
5, принимаются в особом порядке.
Закон - это особый акт законодательного органа, имеющий высшую юридическую силу и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Различают конституционные и действующие законы.
Конституционные законы устанавливают Основы социальной и государственной системы и служат правовой основой действующего законодательства. К ним относятся, в частности, Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, уточняющие ее содержание.
Прямое закрепление в Конституции этих актов, круг отношений, которые они регулируют, сложная процедура принятия (обязательное одобрение не менее чем 3/4 голосами членов Совета Федерации, невозможность наложения вето на президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства. силу и их возросшую юридическую силу.[2]
Действующие (обычные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют действующее законодательство и регулируют различные аспекты экономической, политической и культурной жизни страны.
1.3.Правовой обычай
Считается, что правовой обычай был первым источником (формой) права. Он сыграл решающую роль в регулировании общественных отношений в эпоху зарождения и становления государства как особого социального института. Правовой обычай не утратил своего значения в современном мире.
Под обычаем в целом понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного соблюдения людьми (отдельными лицами, их сообществами) определенных моделей поведения (совершения действий, воздержания от определенных действий) в течение длительного периода времени. Соответственно, правовой обычай действует в правовом поле, то есть является обычной нормой поведения, регулирующей правоотношения.
Характеристики обычая и, в частности, юридического обычая должны включать в себя то, что он собой представляет:
стереотипное поведение человека в определенных обстоятельствах;
конкретное правило поведения, то есть содержащее требования к поведению социальных субъектов;
морально обусловленные правила поведения;
публичное проявление поведения. Особенность юридического обычая заключается в том, что он:
Показать больше