Фрагмент для ознакомления
2
В данном разделе мы рассмотрим определения двух ключевых понятий - "девиантное поведение" и "подростковый возраст".
Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от установленных норм и правил, принятых в данном обществе. Такое поведение может выражаться в нарушении законов, в неуважении к правилам поведения, культурным традициям, нормам этики и морали. Причины девиантного поведения могут быть различными: от семейной дезорганизации и социального давления до недостаточной воспитательной работы со стороны родителей и учителей [1].
Подростковый возраст - это период жизни человека от 12 до 18 лет, когда происходят значительные изменения в физическом, психическом и социальном развитии. Подростки находятся в переходном периоде между детством и взрослой жизнью, их поведение может быть неустойчивым, нередко несоответствующим социальным нормам и ожиданиям. В подростковом возрасте увеличивается риск развития девиантного поведения, связанного с социальными проблемами, отсутствием устойчивых социальных связей и невыработанным моральным компасом.
Понимание этих двух понятий является важным для понимания проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте. Взаимодействие между этими двумя понятиями может помочь понять, как развивается девиантное поведение у подростков и какие факторы влияют на это. Понимание этих понятий также может помочь в разработке методов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
Изучение девиантного поведения в подростковом возрасте является актуальной проблемой среди исследователей и практиков в области психологии, социологии, педагогики и других наук. Подростковый возраст считается одним из наиболее сложных периодов в жизни человека, когда молодые люди сталкиваются с множеством вызовов и трудностей, как социальных, так и психологических [6].
Одной из основных задач данного исследования является определение факторов, влияющих на формирование девиантного поведения у подростков. Это позволит выявить основные причины девиантного поведения и разработать соответствующие методы коррекции.
Данное исследование поможет расширить наши знания о различных типах девиантного поведения в подростковом возрасте. Различные виды девиантного поведения, такие как наркомания, алкоголизм, курение, противоправное поведение, могут привести к серьезным социальным последствиям и негативно сказаться на жизни молодых людей.
Данное исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных методов профилактики и коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте. Кроме того, данное исследование может стать отправной точкой для более глубокого изучения данной проблемы в будущем.
Важно отметить, что определение понятия "девиантное поведение" может иметь различные подходы в зависимости от контекста исследования. В широком смысле, девиантное поведение относится к любому поведению, которое не соответствует социальным нормам, ценностям и ожиданиям. Однако, в контексте данного исследования, мы будем считать девиантным поведением такое поведение, которое противоречит законам и правилам, может нанести вред здоровью или жизни человека, а также существенно нарушает социальную адаптацию подростка.
Подростковый возраст, в свою очередь, определяется как период в жизни человека от 12 до 18 лет, когда происходит активное формирование личности и социальной идентичности. В этот период подростки проходят через множество физических, психологических и социальных изменений, что делает их поведение более неустойчивым и подверженным риску для развития девиантного поведения.
В заключение, определение понятий "девиантное поведение" и "подростковый возраст" является важным шагом в исследовании данной проблемы. Понимание сути этих понятий позволит более глубоко и детально изучить причины девиантного поведения в подростковом возрасте и разработать эффективные методы профилактики и коррекции этого явления.
1.2. Актуальность темы и проблема девиантного поведения в современном обществе
Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте является актуальной и сложной проблемой современного общества. Каждый год в мире регистрируются множество случаев девиантного поведения среди подростков, что приводит к серьезным последствиям как для самих подростков, так и для окружающей их среды.
Одной из главных причин девиантного поведения в подростковом возрасте является отсутствие ясных ориентиров в жизни, отсутствие понимания своих целей и жизненных приоритетов. Вместо того, чтобы искать путь к самореализации и развитию своих потенциалов, подростки могут увлекаться нездоровыми привычками, присоединяться к преступным группировкам или проявлять агрессию и насилие [10].
Девиантное поведение в подростковом возрасте также может быть связано с негативными влияниями со стороны среды, в которой подросток вырос. Например, дисфункциональная семья, низкий уровень образования, социальная изоляция и маргинализация могут способствовать возникновению девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте имеет серьезные последствия как для самого подростка, так и для общества в целом. Исследование этой проблемы поможет разработать эффективные методы профилактики и коррекции девиантного поведения, а также обеспечит более глубокое понимание причин и механизмов этого явления.
В современном обществе проблема девиантного поведения в подростковом возрасте остается актуальной. Существует множество факторов, влияющих на поведение подростков и формирование их ценностей и мировоззрения, в том числе социальных, экономических, культурных, психологических и биологических. Важным фактором, влияющим на формирование поведения подростков, является среда, в которой они живут и воспитываются.
Современное общество сталкивается с рядом новых вызовов, которые влияют на формирование девиантного поведения подростков. Например, одним из таких вызовов является широкое использование информационных технологий, которые могут способствовать развитию агрессивного поведения, кибербуллинга, наркомании, алкоголизма и других форм девиантного поведения. Также проблему девиантного поведения усугубляет кризис социальных ценностей и отсутствие духовно-нравственных ориентиров [11].
Кроме того, девиантное поведение подростков может иметь негативные последствия не только для самих подростков, но и для общества в целом. Например, это может привести к увеличению криминальной активности, нарушению общественного порядка, нарастанию социальной напряженности и неустойчивости, повышению уровня безработицы и снижению экономического потенциала страны.
Таким образом, проблема девиантного поведения в подростковом возрасте остается одной из наиболее актуальных и серьезных проблем современного общества. Решение этой проблемы требует комплексного подхода и участия всех уровней власти, общественных организаций, родителей, учителей и других заинтересованных сторон.
1.3. Цели и задачи курсовой работы
Целью данной курсовой работы является изучение причин девиантного поведения в подростковом возрасте и разработка рекомендаций для профилактики и коррекции этого явления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы девиантного поведения и подросткового возраста, а также понимание социальных и психологических факторов, влияющих на девиантное поведение в этом возрасте.
2. Проанализировать научные исследования и статистические данные по девиантному поведению подростков в различных странах мира.
3. Изучить практические методы и подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте.
4. Разработать рекомендации для профилактики и коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте на основе полученных знаний и исследований.
Выполнение поставленных задач должно привести к более полному пониманию проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте и помочь в разработке эффективных мер для ее решения.
Кроме того, решение проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте имеет большое значение для общества в целом. Негативные последствия девиантного поведения могут сказаться не только на здоровье и развитии самих подростков, но и на их семьях, окружении и обществе в целом.
Важно отметить, что проблема девиантного поведения подростков является актуальной и в настоящее время. Среди подростков все еще наблюдаются такие формы девиантного поведения, как агрессия, наркомания, алкоголизм, курение, вандализм и другие.
Кроме того, в связи с быстрым развитием современных технологий и социальных сетей, появились новые формы девиантного поведения, такие как кибербуллинг и онлайн-зависимость. Эти явления представляют собой новые вызовы для общества и требуют разработки эффективных мер по их предотвращению и коррекции.
В связи с этим, проведение исследований по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте и разработка рекомендаций для профилактики и коррекции этого явления имеют большую значимость для современного общества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев B.C. Девиантное поведение несовершеннолетних: социологическая характеристика состояния и механизмы детерминации / B.C. Афанасьев // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения. -М., 1982.-С. 90.
2. Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.psychology.ru/lomonosov/ tesises/ek.htm
3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран, труды по экономич. теории / Г. Беккер. М., 2003.
4. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г.Г Бочкарева // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. - 344 с.
5. Войтова Л.М. Девиантное поведение: трансформация понятий нормы и отклонения в современном российском обществе: автореф. дис... канд. 166 социол. наук: 22.00.04 / Войтова, Людмила Михайловна. – М., 2002. – 22 с.
6. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я.И. Гилинский // Социология в России. / под ред. В.А. Ядова. -М. 694 с.
7. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. - СПб., 1993.
8. Здравомыслов А.Г. Методологические проблемы изучения девиантного поведения / А.Г. Здравомыслов // материалы социологического симпозиума. -Ереван, 1971. С. 6-9.
9. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов.-М., 1996.-254 с.
10. Майсак. Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. Автореф. дисс.....к. психол. н. М., 2001.
11. Мануйлов, Ю.С. Воспитание через среду Текст./Ю. С. Мануйлов //Воспитательная работа в школе.-2008.-N 8. С. 21-27.
12. Прихожан, A.M., Толстых, H.H. Подросток в учебнике и в жизни Текст./ A.M. прихожан, H.H. Толстых. М.: Знание, 1990. - 80 с.
13. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования / Ф.Э. Шереги. М. : Центр социального прогнозирования, 2004. - 344 с.
14. Шипунова Т.В. Опыт построения социологической теории девиантности (теоретико-методологические проблемы): автореф. дисс. д-ра. социол. наук / Т.В. Шипунова. СПб., 2005. - С. 31-32.
15. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности / Т.В. Шипунова // Социол. Исслед. 2004. - №2. - С. 103-113.
16. Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.- М.: Академический проект; Трикста, 2005.- 336 с.