Фрагмент для ознакомления
2
В современной России правовое образование рассматривается как процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосозна-нием и психологией членов общества, обусловленный социальными, поли-тическими и экономическими факторами и направленный на дальнейшее совершенствование их правовой культуры. Определение, показывающее процесс взаимодействия различных факторов, участвующих в формиро-вании правосознания и правовой культуры, как отдельных граждан, так и общества в целом, будет более конкретным. Правовое образование - слож-ный, многогранный процесс, решающий важные задачи по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Юридическое образование осуществляется различными способами и принимает различные формы. Несколько лет назад в России существовала система юридического образования, которая функционировала в каждом регионе, провинции, городе и по всей стране. Работали юридические уни-верситеты, лекционные залы, активно пропагандировалось право в сред-ствах массовой информации, существовали организации, занимавшиеся правовым просвещением населения, в частности, народные представители, члены товариществ, члены дружественных судов и т.д. Действительно, бы-ла проведена обширная юридическая подготовка [12].
В настоящее время восстановление такой системы правового образо-вания является насущной необходимостью, поскольку в стране растет пре-ступность и усиливается правовой нигилизм. Итак, правовое воспитание - это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формиро-вание у личности высокого уровня правосознания и правовой культуры, осуществляемая различными средствами и методами, выражающаяся в различных формах. Правовое просвещение осуществляется непосред-ственно через действующий закон, поскольку правовые акты действуют в обществе, регулируют поведение и объективно влияют на мысли, чувства, волю и сознание людей.
Воспитательное воздействие этого права на членов общества заклю-чается в его сущности. Законодатель при установлении правовых норм, в случае государственных органов, внедряющих правовые нормы, всегда должен учитывать их воспитательную цель. В связи с этим необходимо различать мотивационное воздействие закона на волю, мысли и чувства людей (когда он служит своего рода мотиватором, стимулятором их пове-дения) и регулятивное (когда он определяет права и обязанности граждан, устанавливает правила поведения, запреты и санкции и т. д.). В противном случае происходит это (как и в случае с Б.В. Шейндлиным) чрезмерное расширение понятия правового регулирования общественных отношений, по существу, включение в него воспитательного воздействия права на мысли и чувства людей.
В литературе иногда педагогическое влияние права смешивается с правовым регулированием деятельности различных государственных ор-ганов, направленной на удовлетворение культурных и духовных потреб-ностей людей. Это не совсем так. При регулировании этих отношений пра-во служит средством обеспечения деятельности соответствующих органов и учреждений (театров, библиотек), но не средством образования. Воспи-тательное воздействие права направлено на развитие и укрепление право-сознания, на формирование у всех граждан привычки действовать в соот-ветствии с правилами поведения, установленными в обществе [5].
Предпосылкой воспитательного воздействия права является то, что оно:
- выражает волю и интересы большинства общества;
- основано на принципах гуманизма и справедливости;
- укрепляет демократию государственной системы;
- устанавливает равенство всех членов общества (исключает дискри-минацию в отношении людей по религиозным и национальным признакам;
- обеспечивает эффективное равенство мужчин и женщин во всех сферах политической и общественной жизни);
- устраняет разделение прав и обязанностей граждан;
- объединяет личные и общественные интересы граждан;
- закрепляет свободу выражения мнений, плюрализм мнений, свобо-ду деятельности общественных движений и политических партий.
Юридическое образование, как уже упоминалось, является довольно сложным и многогранным процессом. Помимо других форм воспитания, оно в основном направлено на укрепление правовой идеологии, правовой психологии, правовой культуры, соблюдение установленных правил пове-дения, уважение к человеку, его правам и свободам. Процесс формирова-ния личности связан с установлением правовых норм, разрешений, запре-тов, с сопоставлением своих действий с требованиями правовых норм. На этой основе вырабатывается оценочное отношение человека к юридиче-ским требованиям, формируются правовые мотивы [24].
Объективная реальность всегда осознается человеком в рамках опре-деленной системы ценностей. Социальное содержание объектов и явлений оценивается человеком в соответствии со способностью удовлетворять или не удовлетворять его потребности. Именно в соответствии со своей соб-ственной шкалой оценок человек руководит и регулирует свою практиче-скую деятельность. В любой практической деятельности оценка выступает как специфический акт познания, регулирующий деятельность человека и отношения человека с окружающей средой.
Оценка невозможна без знания объективного содержания оценивае-мого предмета или события (закона в целом, правовой науки, отдельного исполнительного акта - судебного решения, постановления суда, исполни-тельного постановления и т. д.). Оценка не может быть проведена без зна-ния объективного содержания оцениваемого предмета или события (закона в целом, правовой науки, отдельного исполнительного акта - судебного решения, постановления суда, исполнительного постановления и т.д.). В укреплении правосознания важную роль играет влияние закона на инди-видуальное сознание, которое формируется не спонтанно, а под влиянием общенародного сознания.
Во всех случаях для правильного выбора средств обучения необхо-димо выявить факторы, формирующие определенные характеристики че-ловека: социальный статус, система образования, семья, коллектив и т.д. В то же время необходимо учитывать сложность индивидуального облика индивида. Воспитывать человека - значит учитывать все эти факторы, что-бы нейтрализовать одни, укрепить другие и развить третьи.
Итак, формирование и укрепление правосознания членов общества достигается за счет повышения правовой культуры, включения в законо-дательство, своевременного принятия новых и отмены устаревших право-вых актов. Правовые акты должны быть выполнены. Правовые нормы имеют наибольший образовательный эффект при их практической реали-зации. Воспитание культурно-правовой личности характеризует уровень ее индивидуального сознания, отражает психологию, установки и оценки, а также определяет действия личности в сфере верховенства права [13].
Правовая культура в ее положительном смысле является антитезой правовому нигилизму, она является основой верховенства права, верхо-венства закона и поступательного развития общества. Человек как лич-ность способен действовать самостоятельно в соответствии со своим созна-нием и волей. Следовательно, существует объективная возможность по-влиять на его поведение определенным образом, повлиять на формирова-ние мотивов его действий.
Проблема правового образования актуальна в настоящее время, по-скольку правосознание современного российского общества, его правовая культура развиты слабо и находятся под влиянием устаревших представ-лений о праве, органах власти и верховенстве закона. Правовое образова-ние - сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи по фор-мированию высокого уровня правосознания и правовой культуры. Юри-дическое образование осуществляется различными способами и принимает различные формы.
В XIX веке в России существовала система юридического образова-ния, которая действовала в каждой области, губернии, городе и стране в целом. Работали юридические университеты, лекционные залы, активно пропагандировалось право в средствах массовой информации, существо-вали организации, занимающиеся правовым просвещением населения и особенно народных депутатов, товарищей, членов товарищеских судов. В настоящее время восстановление такой системы юридического образова-ния является насущной необходимостью, поскольку в стране растет пре-ступность и усиливается правовой нигилизм. Воспитательный эффект пра-ва заключается в том, что оно способствует восприятию прогрессивных политических, правовых, этических и других взглядов и способствует бо-лее глубокому усвоению важнейших принципов и основ общества [8].
Являясь продуктом общества, человек так или иначе соприкасается с нормами права. Невозможно представить себе в условиях государственной организации общества человека, который был бы абсолютно равнодушен к закону: он не участвует ни в каких правоотношениях, не подвергается никакому правовому влиянию. Г.В. Плеханов отмечал, что правовые и по-литические отношения оказывают решающее влияние на всю психику об-щественного человека.
В процессе регулирующего воздействия просвещение направлено на повышение правовой грамотности граждан, повышение их уверенности в справедливости правовых актов и приведение исполнения правовых обя-зательств в нормальное русло. Человек с высоким уровнем правосознания не только добросовестно выполняет правовые нормы, но и активно борет-ся со всеми случаями нарушения закона, проявляет нетерпимость к право-нарушениям, активно участвует в обсуждении принятых законов, пропа-гандирует законность и т.д. Спорным является тот факт, что среди тех, кто добровольно соблюдает требования закона, образование затрагивает только тех, кто соблюдает законы под страхом наказания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К. Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2013. - С.301-319.
2. Белоножко В. Ю. Место и роль нравственного воспитания сту-дентов-юристов в вузах Российской Федерации // Право и образование. 2009. № 1. С. 85-89.
3. Бельков В. М. Некоторые проблемы правового воспитания в российской федерации и его значение для электорально-политических от-ношений// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013.
4. Бугаенко Ю. Ю. Правовое воспитание современной молодежи// Историческая и социально-образовательная мысль, 2012.
5. Васильев, Ф. П., Булатова Л. А. Современное правовое воспи-тание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс.2013.-№ 4.
6. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2011. № 1. С. 90-99.
7. Григорьева, О. В. Правовое воспитание как процесс формиро-вания высокого правосознания и правовой культуры. // Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Концепты: духовно-нравственное развитие — социально-инновационное развитие — правовая культура и правовая защита — инновационная креативность. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь 2010г.: [Материа-лы].-Волгоград.-М.: ООО «Глобус», 2010.- С.288–296.
8. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового вос-питания несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А. Якушева, Г. Х. Батынова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Хан-ты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр разви-тия социального обслуживания», 2013. - с. 5
9. Евтушенко И. И. Формирование правовой культуры старше-классников во внеучебной деятельности/ И. И. Евтушенко //Социально-гуманитарные знания:научно-образ-е изд.-М.,2011.-№ 4.-с.357.
10. Кваша А. А. Правовые установки граждан. Автореферат дис-сертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Вол-гоград - 2012.
11. Кетхудов, Р. Г. Об оценке как гносеологической категории. [Текст] // Вестник МГУ. Серия 8. 1965. № 4. — С.72.
12. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России А. Коптяев // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2009. - С.25-28.
13. Кропанева, Е. М., Москаленко М. Р. Правовая культура опира-ется на чувство собственного достоинства: (о правах и обязанностях школьников, их повседневной культуре поведения)/Е. М. Кропанева, М. Р. Москаленко//народное образование.- М.,2013г.-№ 4-с.273.
14. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Леви-тан. - М.: Норма, 2010.
15. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2012. - 512 с.
16. Новоселов В. И. Студенты и правовое воспитание населения // Правоведение. 2013. № 4. С. 100-102.
17. Оксамытный, В. В. Правовое воспитание — важный фактор формирования социально активной личности.- Киев, 1979.
18. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирова-ния правовой культуры / Е. А. Певцова // Современное право. - 2009. - №8. - С.2-23.
19. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права, - 2014. - №3. - С.70-81.
20. Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения. Т.3.– М., 1959. С.159.
21. Почтарь Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. канд. юрид. Наук / Т. М. Почтарь. - Москва. - 2011. - С. 47
22. Ременсон, А. Л. Индивидуализация наказания и уголовный за-кон. [Текст] // Ученые записки Томс. гос. ун-та, 1954. № 23. С.96.
23. Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник / О. Ф. Скакун. Харьков: Консум, 2009. - 691 с.
24. Стреляева, В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства / В. В.Стреляева. - Москва. - 2012. - 183 с.
25. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Ма-тузова, А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2006. — 768с. Теория права и государства / под ред. Г. Н. Манова. М., 1995.
26. Тепляшин, И. В. Становление российской правовой государ-ственности и правовая активность граждан / И. В. Тепляшин // Журнал российского права. - 2012. - №1. - С.33.
27. Тутинас, Е. В. Правообеспечительная система и правовое вос-питание личности // Политика и право. 2009. № 4. С. 65-68.
28. Хорольский, В. В., Хорольская Т. Е. Проблемы воспитания в образовательных учреждениях ВУЗов МВД России // Юридическое обра-зование и наука. 2012. № 1. С. 41-44.
29. Черемесина, А. А. Становление и развитие правового образо-вания и воспитания учащихся / Черемесина, А. А. // Педагогическое обра-зование и наука, 2009. - № 10. - С. 35-38.