Фрагмент для ознакомления
2
Основная роль государства в процессе управления государственным имуществом сводится к созданию необходимых условий для функционирования финансового механизма, включая принятие соответствующих законов, внесение изменений в действующее законодательство, первоначальную финансовую поддержку рыночных институтов и физических лиц, участвующих в долгосрочном финансировании строительства жилья. Государственная политика разрабатывается на федеральном уровне и конкретизируется с учетом местных условий государственными органами управления нижестоящих уровней. Она осуществляется в соответствии с полномочиями властей всех ветвей и уровней.
На уровне субъектов Российской Федерации политика и регулирование государственным имуществом осуществляется соответствующими органами управления субъектов Российской Федерации, наделенными необходимыми полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная инспекция субъекта Российской Федерации и другие). На региональном уровне реализацию функций публичной власти осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор.
Органами отраслевой компетенции в сфере управления государственным имуществом являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ [12].
Что касается функций государства и органов местного самоуправления по реализации управленческой деятельности, то здесь противоречия связаны с недостаточным или неодинаковым объемом полномочий различных уровней власти в пользовании, распоряжении и владении тех или иных видов собственности. Активное участие государства и местного самоуправления предусмотрено Конституцией Российской Федерации, и служит реализацией гарантированного права на жилище.
Руководство муниципальных районов несет ответственность за организацию работы, связанной с переработкой и утилизацией промышленных и бытовых отходов, строительством дорожного покрытия между различными инженерными сооружениями и населенными пунктами, обеспечение населения газо- и электроснабжением, содержание мест захоронения, надлежащее оказание ритуальных услуг. [3]
В трудах заслуженных деятелей науки, таких как Н.Е. Бессонова, В. Рохчина и других авторов вводится понятие «городская экономика», что предполагает под собой совокупность услуг, предприятий, сетей, инженерных построек, требуемых для удовлетворения и социально-экономических и коммунальных потребностей населения. [9] Что касается муниципалитета, то в данном случае речь идет о разных организациях, которые вошли в его состав. Они справляются в полной мере с конкретным набором задач, целей и функций. Отрасли отличаются своими особенностями, характеристиками и свойствами [14].
Муниципальная политика в сфере управления государственным имуществом представляет собой комплекс практических действий, принципов и норм, которые призваны создать все необходимые условия для комфортной жизнедеятельности граждан, а также стабильной работы системы оказания коммунальных услуг. Главная задача такой политики сводится к удовлетворению интересов всех участников, связанных с их регулированием, потреблением и производством, на базе максимальной рационализации. Среди основных субъектов отношений здесь можно отметить муниципалитет, который выступает в качестве номинального собственника; местные и федеральные органы власти; регуляторы различного уровня – от муниципального до федерального; поставщики услуг – непосредственные участники конкурентных и монопольных рынков, представители бизнеса, возможные владельцы коммунальных организаций, управляющие компании; потребители услуг – городские округа, коммерческие и бюджетные предприятия.
1.2. Социально-экономические проблемы развития Липецкой области
Липецкая область расположена в центральной части европейской территории нашей страны. Она является одним из самых молодых регионов России. Несмотря на то что история Липецкой области охватывает относительно небольшой временной период, региону удалось занять важное место в российской экономике.
Важнейшей проблемой, которая в настоящее время поставлена перед администрацией Липецкой области, является обеспечение экономического роста в актуальных условиях, которые сложились в нашей стране. При этом важное значение имею проведение ряда преобразований, направленных на кардинальную структурную перестройку экономики региона [2].
С целью решения указанной проблемы в Липецкой области необходимо модернизировать имеющиеся социально-экономические ресурсы, которые весьма значительны в данном регионе. На это и направлены актуальные аспекты социально-экономической политики в регионе.
В исследованиях различных авторов отмечается, что в настоящее время Липецкая область является привлекательным регионом по совокупности эколого-географических, политических, экономических условий. Следует также отметить, что она в достаточной степени обеспечена квалифицированными кадрами, высоким производственным потенциалом, развитой инфраструктурой. Основу социально-экономического потенциала Липецкой области составляет промышленность, на долю которой приходится 88% производства в регионе. В регионе имеется 75 крупных промышленных предприятий, которые относятся к чёрной и цветной металлургии, машиностроению, энергетике, химической промышленности, пищевой и лёгкой промышленности [4]. На долю чёрной металлургии и машиностроения приходится 74,7% и 14,1% от всего промышленного производства соответственно.
В основе развития металлургии в липецкой области лежит деятельность Новолипецкого металлургического комбината, которым с 2021 года руководит Григорий Федоришин. Деятельность НЛМК связана с производством чугуна, различных видов стали, слябов и др. На долю НЛМК приходится 21% всей стали, производимой в России, 21% проката, 55% проката с полимерным покрытием [1].
Для того чтобы удовлетворить нужды ведущих отраслей промышленности, в Липецкой области разрабатываются возможности использования строительного песка и кирпичных суглинков. С данными целями осуществляется деятельность кирпичных заводов, выпускающих керамический и силикатный кирпич.
Значительного развития в регионе достиг и строительный комплекс, в котором осуществляют деятельность более 400 строительных компаний.
Следует также отметить, что Липецкая область занимает одно из ведущих мест в России по темпам своего развития. Она является лидером по объёмам производства в Центрально-чернозёмном регионе и занимает третье место в Центральном Федеральном округе по данному показателю (после Москвы и Московской области) [4].
Развитие производства в Липецкой области ориентировано на рост объёмов продаж производимой продукции и повышения конкурентоспособности экономики. В связи с поставленными задачами регулярно модернизируются основные производственные фонды, обеспечивается максимальная загрузка оборудования, активируется инвестиционный потенциал.
Следует также отметить, что рынок услуг в Липецкой области отличается современностью и насыщенностью. В предложении платных услуг дефицита не отмечается. Приоритет в общем объёме платных услуг в регионе принадлежит услугам в сфере жилищно-коммунального комплекса, транспортным услугам, услугам связи и бытовым услугам.
В целом социально-экономическое развитие в Липецкой области имеет благоприятные перспективы и отличается высокими темпами. При этом возникает ряд проблем, которые требуют комплексного подхода и своевременного решения.
Так, в настоящее время экономическое развитие региона практически полностью зависит от деятельности одного предприятия – ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Данная проблема является типичной для моногородов, что вызывает ряд серьёзных рисков. Так, если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переход занятых в другие отрасли промышленности и сферу услуг, то в моногородах, в том числе в Липецке, прекращение работы градообразующего предприятия может остановить всю жизнедеятельность на данной территории [3].
Для того чтобы снизить данные риски, администрация Липецкой области осуществляет активный поиск новых мощных источников пополнения бюджета, поэтому стремится создать новые условия для развития альтернативных экономических направлений.
Помимо этого, администрация области стремится увеличить рост доходов посредством эффективного использования муниципальной собственности.
Одним из самых острых вопросов в социальной сфере Липецкой области является дефицит медицинских кадров. На сегодняшний день обеспеченность медицинским персоналом в Липецке составляет 72%.
Между тем на здоровье населения значительно сказывается влияние загрязнённого воздуха. В год в атмосферу выбрасывается почти 1,5 млн. тонн вредных веществ, среди которых преобладают оксид азота, фенол, тяжёлые металлы и прочие ингредиенты. Причем прослеживается тенденция к их увеличению. А с ней - и возрастание заболеваний, прежде всего, легочных, сердечно-сосудистых органов, эндокринной системы, кожи. При этом возрастает риск развития хронических заболеваний уже с раннего возраста. Таким образом, в данном регионе наряду с недостаточной обеспеченностью населения медицинскими кадрами ощущается значительное негативное воздействие внешних условий на здоровье людей [2].
Для решения вышеуказанных проблем разработана стратегия социально-экономического развития Липецкой области, которая направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни.
Проанализировав основные социально-экономические проблемы в развитии Липецкой области, можно отметить, что в целом данный регион проводит эффективную реализацию заданной стратегии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, К. О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения / К. О. Анисимова // Научный вестник Крыма. — 2018. — №4 (15). — С. 1–8.
2. Иода, Е.В. Особенности формирования регионального бюджета Липецкой области // Economics. 2019. № 4 (42). С. 43-45.
3. Кокотов, А.Н. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Кокотов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 444 с.
4. Костюков, А.Н. Муниципальное право России / А.Н. Костюкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 689 с.
5. Министерство Финансов Российской Федерации // https://minfin.gov.ru/
6. Никонова, Ю. Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Ю. Ш. Никонова / Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — №3 (41). — С. 202–210.
7. Официальный сайт Правительства Липецкой области [Электронный ресурс] – URL: https://липецкаяобласть.рф/
8. Официальный сайт города Липецка [Электронный ресурс] – URL: https://lipetskcity.ru/
9. Пивоварова, О.В. Открытое и прозрачное управление социально-экономическим развитием региона: анализ состояния и проблемы реализации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2019. № 9. С. 52-57.
10. Роговая, А. В. Мониторинг состояния качества муниципального нормотворчества / А. В. Роговая // Мониторинг правоприменения. — 2017. — №3 (24). — С. 39–48.
11. Сеченых, Д.В. Проблемы и особенности повышения устойчивости социально-экономического развития Липецкой области // Ежегодная научная сессия студентов, магистрантов и аспирантов кафедры социально-экономической географии и регионоведения. Материалы научной сессии. Воронежский государственный университет, Факультет географии, геоэкологии и туризма, Кафедра социально-экономической географии и регионоведения. 2017. С. 143-145.
12. Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7358. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
13. Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822, Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 21. Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 30 (часть I) ст. 4213.
14. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 582 с
15. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 510 с
16. Фролова, Е.В. Проблемы социально-экономического развития Липецкой области // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 237-240.
17. Чернышов, Л.Н. Экономика городского хозяйства / Л.Н. Чернышов. - Иркутск: Типография № 1, 2018. - 332 с