Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время мы не можем представить свою жизнь без движения. Автомобили, автобусы, такси, мотоциклы, электросамокаты являются неотъемлемой часть нашей жизни. Со временем транспорта становится больше, что значительно усложняет ситуацию на дорогах и влияет на количество случаев дорожно-транспортных происшествий. Каждый день мы становимся участниками дорожного движения, даже просто идя по улице и зачастую не задумываемся о личной безопасности. Но если взрослые не всегда могут сопоставить опасность на дороге и свои действия, как справиться с этим детям, и минимизировать детский дорожно-транспортный травматизм?
Детский дорожно-транспортный травматизм – это телесные повреждения, в том числе повлекшие смерть, у несовершеннолетних, полученные в условиях и местах, требующих соблюдения норм Правил дорожного движения [16]. Данное явление, к сожалению, достаточно распространённое и является проблемой всего общества.
Несмотря на ежегодное сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и некоторую положительную динамику снижения тяжести наступающих в результате таких дорожно-транспортных происшествий последствий на дорогах Российской Федерации с каждым годом, темпы улучшения дорожно-транспортной аварийности остаются достаточно низкими.
Рассматривая проблему дорожно-транспортного травматизма и общие тенденции причин гибели детей на дорогах Российской Федерации, стоит отметить, что по-прежнему остается проблема обеспечения безопасности детей-пассажиров. Выражается это в разных формах. Важную роль играет использование детских удерживающих устройств – кресел, которые соответствуют параметрам ребёнка, т.е. росту и весу. Здесь безусловно ответственность за подобные дорожно-транспортные происшествия лежит на водителях транспортных средств.
Кроме отсутствия детских удерживающих устройств, их несоответствия нормам безопасности, неправильного размещения и настройки, по-прежнему остается высоким показатель недисциплинированности водителей.
Так наезд на пешеходов в следствие нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения является одним из самых распространенных видов дорожно-транспортных происшествий, при этом причины, по которым подобные события наступают остаются неизменными:
1. Вождение в нетрезвом виде (в т.ч. алкоголь, наркотики).
2. Управление транспортным средством в утомленном и болезненном состоянии.
3. Превышение установленной скорости движения.
4. Нарушение концентрации внимания за дорожной обстановкой.
5. Отсутствие учета метеорологических условий, состояния дорожного полотна, состояния транспортного средства, интенсивности и скорости транспортного потока.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, стоит отметить, что важным мероприятием является профилактика дорожных нарушений. Ребёнок должен знать с самого детства основные Правила дорожного движения. Чем чаще данная тема будет освещаться со стороны семьи, садика, школ, других образовательных организаций, тем выше вероятность вырастить добросовестное, грамотное поколение с понятием ответственности за себя и других участников дорожного движения.
Зачастую, ввиду своей неосторожности, сами дети нарушают правила, так по данным статистики: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут на учебу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше [14].
Несчастные случаи на дорогах с участием детей, обусловлены в том числе и их особенностями психофизиологического развития, такими как: неустойчивость нервной системы; сложность определения опасности, сложившейся ситуации в короткое время; малое количество знаний о правилах дорожного движения; преобладание потребности в движении над осторожностью; повторение за другими людьми (особенно остро касается случаев перехода дороги в неположенном месте); переоценка своих возможностей в реальной ситуации; не сформировавшаяся реакция на резкие изменения ситуации [12].
В связи с этим должны проводиться профилактические мероприятия с учетом психологических особенностей детей, обеспечить детальное выстраивание программы образования. Мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних также способствует снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Значительная роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма отводиться СМИ, социальным роликам, баннеры по городу, которые направлены на внимание не только со стороны детей, но и водителей транспортных средств.
Кроме того, не только безопасное поведение на дороге, выражающееся в осуществлении перехода дороги в специально отведенных местах, правила перемещения по тротуарам и обочинам важны при подготовке несовершеннолетних, но и пропаганда среди подрастающего поколения и их родителей необходимости ношения одежды с использование светоотражающих элементов в темное время суток. Эффективность использования одежды со светоотражающими элементами доказана, участники дорожного движения становятся заметнее в тёмное время суток в связи с чем удаётся сократить количество аварийных ситуаций на дороге.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, снижение показателей детского дорожно-транспортного травматизма является весьма сложной задачей и требует высокого к себе внимания для решения огромного количества задач с целью стремления к нулевому показателю смертности на дорогах самой незащищенной категории участников дорожного движения.
1.2. Формы проведения пропаганды безопасности дорожного движения со школьниками разных возрастов
В комплексе реализации мероприятий демографической политики нашего государства определена задача снижения количественных показателей гибели населения от последствий автоаварий, посредством улучшения дорожно-транспортной дисциплины участников дорожного движения, совершенствования организации дорожного движения и качества дорожной инфраструктуры, своевременного оказания помощи пострадавшим в автоавариях.
Пропаганда безопасности дорожного движения среди детей различных возрастов является, с одной стороны, традиционной задачей, с другой стороны требует от сотрудников ГИБДД, привлекаемых к проведению пропагандистских мероприятий серьезной подготовки. Дети составляют особую категорию участников дорожного движения, так как являются самыми незащищенными участниками дорожного движения, они не только не знают правила дорожного движения (ПДД), но и не осознают всех последствий их несоблюдения.
В России несовершеннолетние относятся к особой возрастной категории, которая, в первую очередь, характеризуется психологической неустойчивостью личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности правильно оценить ту обстановку, в которой он оказался, это зависит как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка [3, с. 32]. Кроме того, в значительном числе случаев дорожно-транспортных преступлений имеет место виктимное поведение потерпевших. Установление особенностей типичных жертв дорожно-транспортных преступлений, выбор и реализация в отношении них мер виктимологической профилактики позволит расширить традиционный комплекс мер воздействия на безопасность дорожного движения [4, с. 5].
Считаем, что личностная уязвимость несовершеннолетнего в условиях дорожного движения может реализоваться, если он: демонстрирует поведение, обусловленное наличием виктимных качеств его личности; демонстрирует поведение, обусловленное его социальным положением или ролью, а также наличием (отсутствием) определенного опыта поведения как участника дорожного движения.
Рассматривая психологические особенности школьников, в каждом возрастном периоде мы наблюдаем динамику психического и личностного развития. Отсюда можем определить типичные психологические и социально-психологические особенности несовершеннолетнего в разных возрастных периодах: младший школьник — от 7 до 11 лет, средний школьный возраст 12-14 лет, старший школьный возраст 15-17 лет.
Перейдем к рассмотрению психологических и социально-психологических особенностей школьников в различные возрастные периоды и определению оптимальных для них форм пропаганды безопасности дорожного движения.
Для младшего школьного возраста характерны как динамика личностного развития, так и количественные и качественные изменения в работе отдельных психических процессов. Включению в новые общественные отношения способствует включение в учебную деятельность. Посещение школы, кружков, спортивных секций и пр. требует необходимости передвигаться в условиях города, и школьник становится самостоятельным участником дорожного движения. Дефицит опыта в сфере дорожного движения проявляется незнанием правил дорожного движения и неумением применять их в дорожной обстановке [4, с. 19.]. Такие характеристики как объем, концентрация и распределение внимания у детей этой возрастной категории гораздо ниже, чем у взрослого человека. В младшем школьном возрасте пока отсутствуют способности к осмысленному, критичному восприятию поступающей из внешней среды информации. Дети пока не могут выделять существенное в предмете или явлении, сосредоточенно оценивать и анализировать обстановку, что требуется при оценке ситуации в условиях дорожного движения. Развитие преимущественно конкретно-образного мышления требует при восприятии и осмыслении информации опоры на наглядность. Следует подчеркнуть, что их повышенная виктимность в условиях дорожного движения чаще всего обусловлена поступками, действиями и поведением значимых взрослых, которое копируется детьми. Это один из способов научения, который в этом возрасте имеет еще значительный вес, так называемое викарное научение, когда в результате прямого наблюдения за поведением других людей, ребенок сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. В широком смысле младшие школьники всегда склонны ориентироваться на поведение находящихся рядом взрослых людей, особенно при отсутствии в аналогичной ситуации собственной модели поведения.
Анализируя указанные возрастные особенности, обратимся к эффективным формам пропаганды со школьниками младшего возраста.
1. Пропагандистские мероприятия следует ориентировать на работу с родителями и через них, опосредованно воздействовать на детей. Ведь дети этого возраста чаще всего передвигаются по улице либо за руку с родителем, либо наблюдая улицу из окна родительского автомобиля. При этом очень важно ориентировать родителей, что именно они - пример поведения для своих детей: если мать, держа ребенка за руку, переходит с ним дорогу в неположенном месте, то результатом того самого «викарного научения» может стать пренебрежение ребенка к правилам дорожного движения. В работе с родителями хорошо зарекомендовали себя беседы в трудовых коллективах, сопровождающиеся обращением к статистике, видеоматериалам с ДТП, снятым на видеорегистратор автомобиля, которыми сейчас изобилует интернет, качественно сделанная социальная реклама.
2. Занятия по пропаганде безопасности дорожного движения с детьми этого возраста должны быть ориентированы на получение ими новой информации о правилах дорожного движения, необходимой им как пешеходам, пассажирам общественного транспорта или легкового автомобиля.
3. Познавательный интерес должен подкрепляться качественной наглядностью: раздаточный материал или презентация дорожных знаков должны быть выполнены в хорошем качестве. Вся сообщаемая в процессе пропагандистского занятия информация должна обязательно закрепляться в конце занятия.
4. Для создания ситуации успеха и дальнейшего мотивирования школьников рекомендуется по результатам занятия отмечать наиболее отличившихся. При этом возможно вручение грамот или памяток, карманных календарей, светоотражающих элементов и пр.
Для среднего школьного возраста (10-14 лет) ведущим видом деятельности наряду с учебой становится общение со сверстниками. В структуре личности интенсивно формируется и развивается самосознание. Для подростка важно занять определенное место среди значимых для него сверстников, быть включенным в совместные виды активности. Психика подростка развивается как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Восприятие приобретает избирательность и целенаправленность. Объем, устойчивость, интенсивность, распределение и переключаемость внимания приближаются к значениям нормы взрослого человека. Развивается словесно-логическая память, запоминание и воспроизведение материала становятся осмысленными. Интенсивно развивается логическое мышление. Эмоциональная сфера психики проходит период интенсивного развития. Эмоции становятся длительными, стойкими и глубокими. Значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится значимым, что порождает у него различные эмоции и чувства и размышления.
С учетом особенностей среднего школьного возраста предлагаются следующие формы проведения пропаганды безопасности дорожного движения:
1. Следует использовать формы занятий, которые несут в себе существенную обучающую нагрузку. Не достаточно ограничить занятие только демонстрацией дорожных знаков и проверкой их знания. Целесообразно подбирать такие задания, которые с опорой на правила дорожного движения позволят школьнику самостоятельно прийти к правильному решению. Это могут быть задания, требующие сравнения, анализа, систематизации, сложного выбора.
2. Важно подбирать такие формы работы, которые не только сообщают новую информацию, но и помогают школьнику проявить себя, продемонстрировав уже имеющиеся знания и умения: это может быть сочетание обучающей части пропагандистского мероприятия с конкурсом (личным или командным первенством) или викторина на знание ПДД; также хорошо себя зарекомендовала такая форма работы как «мозговой штурм», когда перед школьниками, разделенными на команды, ставится сложная (по возрасту) задача, требующая творческого подхода, командной работы, умения самостоятельно добывать и работать с информацией (при наличии у большинства школьников этого возраста телефонов, обеспечивающих доступ к Интернет-ресурсам, это не потребует дополнительного оборудования в помещении, где проводится занятие).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Е.А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе / Е.А. Александрова, Е.А. Богачева. – М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2015. – 208 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Электрононный ресурс]. Режим доступа http://gigabaza.ru/doc/97307-pall.html
3. Афонин В.В. Проблемы применения административной ответственности к несовершеннолетним // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2015. № 2 (40). С. 32-34
4. Бобришева Г. Изучаем правила дорожного движения. Интерактивные формы обучения в группах малой наполняемости // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 3. – С. 37–44.
5. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 39 с.
6. Карпачёва Т.В. Медиаобразование в курсе основы безопасности жизнедеятельности // Теоретические и прикладные вопросы комплексной безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. – СПб.: Петровская академия наук и искусств, 2019. – С.196-198
7. Козловская Е.А., Безруков Ю.Г. Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности. - М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2015. – 84 с.
8. Концепция обновления содержания и технологий дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности / Косарецкий С.Г., Золотарева А.В., Логинова А.Н., Павлов А.В., Баринов С.Л. // Исследователь/Researcher 1/2020. С.14-40.
9. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях российской федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн [Электронный ресурс]URL:https://docs.edu.gov.ru/document/bac5f1cd420a477b847e931322e90762
10. Леднев В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1989. - 359 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. - 303 с.
12. Методические рекомендации № 2 (обучение детей безопасности движения в школах и дошкольных учреждения). Из опыта работы школьных, дошкольных учреждений и ГИБДД г. Ставрополя, 2000. - С.46-49, 62-67, 91
13. Общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова): Концептуальные основы построения дидактической системы Л.В. Занкова в период перехода начальной школы на четырехлетнее обучение / Федер. науч.-метод. центр им. Л.В. Занкова; [Подгот. Р.Г. Чураковой и М.В. Зверевой]. – М.: Федоров; Самара: Учеб. лит., 2002.
14. Осторожно, дети: с начала этого года в России произошло 4,7 тыс. ДТП с участием несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения [сайт]. – Режим доступа: https://xn-- b1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_obespecheniju_b ezo/Publikacii_i_vistuplenija/it em/16812532
15. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов; отв. ред. А.Д. Глоточкин; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1986. - 254 с.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [Электронный ресурс]: в ред. Федерального закона от 4 декабря 2018 г. № 1478 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
17. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL:https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/gosudarstv ennye-i-federalnye-celevye-vedomstvennyeprogrammy/arhiv-fpc/fcp-povyshenie-bezopasnosti-dorozhn ogo-dvizheniya-v-2013-2020-godah/postanovlenie-pravitelstva-rossiyskoy-federacii-ot-3-oktyabrya-201 3-g-864-o-federalnoycelevoy-programme-povyshenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-2013-202
18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL:https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/
19. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021№ 64100)
20. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogoobshchego-obrazovaniia-1
21. Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних: учебно-методическое пособие / сост.: Н. М. Кузнецова. — Екатеринбург: Изд-во УТ «Альфа Принт», 2016. – 84 с.
22. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы» [Электронный ресурс] URL:http://static.government.ru/media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002 г. – 720 с.
24. Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. - 395 с.
25. Спенсер-Кейс Д., Лукша П.О., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. Сколково, «Глобальное будущее образование», 2020. [Электронный ресурс].URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlyabudushego-obrazovaniya/
26. Тимченко В.В. Создание инновационных образовательных экосистем для регионального развития // Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики». - Санкт-Петербург, 2019.
27. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя редакция)
28. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов. - М.: Педагогика, 1985. - 223 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 219, с.
30. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. — М.: Народное образование, 2019. — 448 с.