Фрагмент для ознакомления
2
Одна из актуальных проблем современного общества – это приобщение ребенка дошкольного возраста к художественной литературе. «В современных условиях понятие «книга» практически лишилось прежнего авторитета, а телевидение и компьютер активно выступают ее конкурентами.
Но именно книга своим словесным искусством дает большие возможности проникновения в духовный мир человека, мир его мыслей и чувств.
Основу литературного развития составляет восприятие художественного текста, под которым понимается способность сопереживать героям, размышлять над поступками персонажей, оценивать их, отражать литературный опыт в разных видах художественной деятельности. Умение воспринимать литературное произведение (потребность в чтении), особенности его художественной выразительности не возникают сами по себе, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного детства . Поэтому задача взрослых (педагогов и родителей) – воспитать интерес к словесному искусству, потребность в чтении, приобщить к разнообразию и красоте речевой культуры. Важно, чтобы слова потешек, прибауток, сказок переходили в активный словарь детей и звучали во время игр, повседневного общения.
Литературный опыт – это словесно - образное освоение действительности, разнообразные формы ознакомления с детской литературой помогают познавать мир, развивают любознательность, выполняют задачи всестороннего воспитания. Надо организовать интересную работу, искать поводы для работы по чтению, которая разнообразна: слушание чтения, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций к тексту, размышление – высказывание детьми своего мнения, обмен впечатлениями и т.д. Знакомство с художественной литературой не ограничивается занятиями, а организуется во все моменты жизни детей в детском саду и дома. Например: в детском саду педагог использует народное слово при проведении гигиенических процедур, во время самообслуживания, наблюдений, приглашения к играм и т.д. Литературный материал можно включить в разные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, продуктивную, театрализованную, культурно-досуговую и др. Сейчас во многих детских садах развита кружковая деятельность, но она сформирована однонаправлено, в основном работают изостудии. А почему бы не организовать литературный кружок или студию по театрализованной деятельности. Это так же разнообразило бы жизнь детей в детском саду, способствовало приобщению к книгам и литературе . Работа должна быть пронизана любовью и творчеством самого педагога к литературе, чтобы передать пристрастие детям.
Т. С. Комарова неоднократно говорила: «С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» (выступление на научно-практической конференции).
С целью воспитания любви к книге необходимо создать психолого-педагогические условия для воспитательной работы с дошкольниками согласно их возрасту, используя новые формы организации литературно-художественной деятельности по ФГОС ДО :
• создание развивающей предметно-пространственной среды; организация мини-музеев детской книги и библиотек в группах (уголок книги недостаточно на современном этапе); вариативность выставок «Книга – друг детей»; организация увлекательных дел (мастерских по изданию рукописных книг детей, «Книжкина больница» и др.);
• создание видео-экскурсий по местам жизни русских писателей и поэтов;
• использование проектной деятельности детей и взрослых по сбору материала о творчестве русских писателей и поэтов округа (региональный компонент);
• широкое использование фольклорного материала и обрядовой поэзии, народных игр; проведение праздников литературного содержания;
• взаимодействие с родителями, библиотеками, книжными магазинами и литературными сообществами.
Как ценность работы с книгой могут быть использованы: библиотека, общество книголюбов округа или региона; не эпизодические встречи, а глубокая и продуманная работа, социальное партнерство. Мы полагаем, что часть работы несложного литературного содержания можно интересно проводить в библиотеке: викторины, конкурсы, выставки книг, вечера, посвященные творчеству поэтов и писателей и др.
Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности, чтобы воспитать грамотного читателя .
1.2. Технологии приобщения ребенка к художественной литературе
Литература создает определенные незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества» – считают Т.В. Тарасенко, Н.В. Пашинова. В связи с этим задача педагога строить свою работу так, чтобы интерес у детей к книге поддерживался на протяжении всего периода дошкольного детства и в дальнейшем пути развития. В связи с этим педагогами ДОУ ведется активный поиск инновационных технологий.
Инновация – нововведение, новшество. «Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Инновационная технология – набор методов и средств, поддерживающий этапы реализации нововведения, обеспечивающий инновационную деятельность» .
Проблеме литературного развития дошкольников посвящены труды выдающихся ученых, таких как Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, З.И. Гриценко, Л.М. Гурович, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова и многих других .
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения ребенка к художественной литературе. В этом возрасте происходит всестороннее развитие личности, формируются основные психические процессы.
Литературное развитие – качественные изменения, которые направлен на формирование личности. В основе литературного развития находится процесс восприятия произведения, который понимается учеными как активная познавательная деятельность, где огромную роль играет мотивация.
Художественная литература воздействует на чувства, разум, формирует все стороны речи. М.Б. Теплов утверждает, что художественная литература помогает открыть ребенку мир чувств, вызывая интерес и эмпатию к героям произведений. Ребенок проецирует на себя события, переживания героя. По мнению Л.М. Гурович, главная задача детского образовательного учреждения – подготовка дошкольников к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что цель заключается в формировании устойчивого интереса и воспитания любви к книге. При этом инновационные технологии оказывают эффективное воздействие на личность ребенка.
Существуют различные инновационные технологии, которые педагоги активно используют в своей образовательной деятельности. Так, например, технология ТРИЗ пользуется огромной популярностью среди педагогов ДОУ. ТРИЗ-технология позволяет развивать мышление, речь, творческое воображение. Основная задача технологии заключается в привитии детям радости творческих открытий. Во время чтения сказки педагог предлагает детям задания: придумать новый конец к сказке, помочь героям; рассказать сказку «наизнанку»; проанализировать поведение главного героя; сопоставить поступки с точки зрения «плохо – хорошо». В момент игры ребенок не догадывается, что он является активным участником образовательной деятельности. Тем самым у него развивается мышление, речь, творческое воображение.
Для формирования интереса к книгам в дошкольных образовательных учреждениях педагоги в своей деятельности используют лэпбуки. Лэпбук представляет собой игровую папку (папку-передвижку), которую ребенок может собрать самостоятельно или вместе с родителями. «В результате использования лэпбука закрепляется и систематизируется изучаемый материал, активизируется интерес дошкольников к познавательной деятельности, появляется возможность проявить себя каждому ребенку в одном или нескольких видах деятельности» . Папка может содержать в себе такие элементы как окошки, кармашки, конверты, картинки, мини-книжки, вращающиеся или передвижные детали, на которых представлена информация по определенной теме. Лэпбук позволяет детям дошкольного возраста запомнить содержание сказок, проанализировать содержание в занимательном виде. Благодаря использованию лэпбуков у детей прививается интерес к книге, активно развиваются психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление, речь). С помощью лэпбуков можно организовать исследовательскую деятельность, в процессе которой ребенок вместе с взрослым участвует в поиске информации, анализе и сортировке. Тематика лэпбуков может быть разнообразной. Например, «Сказки К. Чуковского», «Сказки А.С. Пушкина», «Стихи А. Барто», «Стихи С.Я. Маршака», «В гостях у сказки» и другие.
Не менее популярной в числе инновационных технологий является проектная технология. Проектная технология направлена на самостоятельную деятельность детей, в процессе которой дети познают окружающий мир и воплощают новые знания в продукты. Литературные проекты развивают познавательные, коммуникативные способности детей.
Особенность использования проектной технологии в дошкольных образовательных учреждениях заключается в оказании помощи ребенку в нахождении противоречий, определении проблемы, цели. В проектной деятельности участие могут принимать как педагоги, так и родители.
Совместное выполнение литературных проектов позволяет детям и взрослым установить тесные взаимоотношения.
Воспитатель разрабатывает тему проекта и в соответствии с темой календарно-тематический план, например, на неделю, где учитываются виды деятельности образовательного процесса. Особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы. На первом этапе проектной деятельности воспитатель выносит проблему на обсуждение воспитанникам группы. В результате выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. На втором этапе разрабатывается совместный план по достижению поставленной гипотезы. Третий этап направлен на практическую деятельность. Дошкольники исследуют, экспериментируют, ищут информацию и т.д. Четвертый этап представляет собой презентацию проекта, которая может проходить в разных формах. Например, игры-занятия; игры-викторины; развлечение; оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богуславская Т. Н. Проблемы и перспективы модернизации муниципального управления дошкольным образованием // Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз. Оренбург, 2011. С. 180–182
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: МозаикаСинтез, 2013
3. Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М. : Детская литература, 1979
4. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш.проф.образования / З.А. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
5. Демкович В. И., Рачковская Н. А. Психологические механизмы развития эстетического вкуса и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Тверь, 2020. С. 68–72.
6. Дошкольникам о художниках детской книги: книга для воспитателя детского сада: из опыта работы / Н. А. Астафьева, В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева и др. ; сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1991.
7. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008
8. Кабачек О. Л. Сказка в век компьютера : методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста. – М. : Издательство «Либерия», 2001
9. Книжная культура и воспитание: круглый стол / Г. Щетинина, С. Баньковская, О. Кабачек и др. // Отечественные записки. 2004. № 3 (18). URL: https://stranaoz.ru/2004/3/knizhnaya-kultura-i-vospitanie-kruglyy-stol
10. Ковалева А.В. Использование лэпбуков в патриотическом воспитании старших дошкольников / А.В. Ковалева // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. Липецк, 2020. С. 61-64
11. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ. Распоряжение Правительства РФ № 1155-р от 3 июня 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf
12. Костина Г.А. Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре [Электронный ресурс] / Г.А. Костина. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/chtenie/25457- netradicionnye-metody-priobscheniya doshkolnikov-k-knizhnoiy-kulture.html
13. Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. №1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
14. Российская государственная детская библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://soc.rgdb.ru/655-2018-06-01
15. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / под ред. Т. Д. Полозовой. – М. : МГИК, 1992
16. Тарасенко Т.В. Особенности организации домашнего чтения в семьях / Т.В. Тарасенко, Н.В. Пашинова // Гносеологические аспекты образования: Международный сборник научных трудов, посвящѐнный памяти профессора С.П. Баранова. – Липецк, 2018. – С. 499-501
17. Тимофеева И. Н. Дети. Время. Книга : пособие для руководителей для чтения. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009
18. Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 г. № 240 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954
19. Шаграева О. А. Детская психология: теоретический и практический курс : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.