Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современное российское обще-ство характеризуется формированием новой системы образования и ро-стом национального самосознания, гражданской ответственности и патри-отизма россиян, а также желанием знать свою историю и культуру. Феде-ральные государственные образовательные стандарты ориентированы на вхождение России в мировое образовательное пространство.
Одновременно ведется поиск новых путей воспитания подрастающе-го поколения в национальных, духовно-нравственных и патриотических традициях, поскольку именно воспитание у подрастающего поколения патриотического отношения к малой родине должно стать одной из глав-ных задач нашего общества. Пробелы в этом образовании могут нанести непоправимый ущерб государству и обществу.
Первоочередной задачей общества и государства является воспита-ние нравственного, ответственного, инициативного и компетентного граж-данина России. Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации ориентирован на изучение и реализацию програм-мы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Патри-отическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправ-ленная деятельность, направленная на формирование у детей ценностных ориентаций, качеств, норм поведения гражданина России и патриота.
В то же время очень важно научить детей ценить и любить малень-кую семью. В то же время воспитание любви к малой родине - это неустан-ная работа по воспитанию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, привитию уважения к национальным традициям и достой-ным страницам прошлого.
Задача учителей и родителей - как можно раньше пробудить в рас-тущем человеке любовь к родному городу, а также с первых шагов раз-вить в детях черты характера, которые помогут им стать достойными гражданами своей страны. Только правильно реализованный процесс пат-риотического воспитания, учитывающий психолого-педагогические осо-бенности младших школьников и различные формы работы по организа-ции патриотического воспитания в школе, поможет воспитать личность но-вого поколения и воспитать в нем любовь к своему народу, тягу ко всему русскому, любовь к отечеству. Формировать уважение к культуре, тради-циям, предкам и истории.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования пред-ставлений о родном городе у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования представ-лений о родном городе у младших школьников.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания представлений о родном городе у младших школьников.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для формирования представлений о родном городе у младших школьников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть патриотическое воспитание младших школьников в условиях школы;
- изучить процесс ознакомления младших школьников с родным го-родом;
- детально проанализировать аспекты сотрудничества школы и семьи по вопросам патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать представления младших школьников о родном городе в ходе опытной работы;
- выявить в ходе опытной работы формирование представлений о родном городе у младших школьников;
- рассмотреть динамику развития представлений у младших школь-ников о родном городе в результате проведения опытной работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что если при организации процесса по формированию представлений о родном городе у младших школьников применять соответствующие методики (анкетирование, дидак-тические игры и пр.), данная работа будет более успешной и значительно повысит уровень знаний младших школьников о родном городе и уровень патриотизма.
База исследования: Исследование проводилось среди учеников 3 «Б» класса (22 человека) школы № ____. ___________ (нужно указать Ваш город).
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории и преподаванию, статистика и ин-тернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Патриотическое воспитание младших школьников
в условиях школы
Проблема гражданского и патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества. В последнее время наше общество переживает постепенную утрату традиционного рус-ского патриотического сознания. Широко распространены равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважи-тельное отношение к государству и социальным институтам.
В 2001 году Правительство Российской Федерации утвердило про-грамму «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в которой говорилось, что «Патриотическое воспитание — это систематиче-ская и целенаправленная деятельность, направленная на воспитание у граждан высокой патриотической сознательности, чувства верности Отече-ству, готовности защищать свою родину».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - наиболее плодотворный период для воспитания священного чувства люб-ви к Родине. От школы требуется многое: ее роль в этом отношении труд-но переоценить. Ведущей идеей дидактической системы Л.В. Занкова явля-ется общее развитие ребенка, что означает развитие ума, воли и чувств.
Развитие чувств — эстетических, моральных, интеллектуальных - формирует духовное богатство человека. Понятие «духовное богатство» основано, прежде всего, на чувстве патриотизма, которое в разной степени присуще гражданам нашей страны, в том числе и маленьким. Что такое «патриотизм»? «Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отече-ству, к своему народу» Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патрио-тизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотическое) многостороннее формирующее влияние. Например, К.Д. Ушинский полагал, что патриотизм - это не только важная задача воспита-ния, но и мощный педагогический инструмент: «Как нет человека без люб-ви к себе, так нет и человека без любви к Родине, и эта любовь дает воспи-танию верный ключ к его сердцу и сильную поддержку в борьбе с его плохие природные, личные, семейные и наследственные наклонности».
В «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко сказал: «Мы требу-ем от нашего гражданина, чтобы он в любой момент своей жизни был го-тов выполнить свой долг перед коллективом, а значит, и перед семьей, не дожидаясь приказов или распоряжений, чтобы он мог проявить инициати-ву и творческий подход». Моральные качества человека закладываются в детстве, в школьный период. Любовь к Родине, желание видеть родной го-род хорошим и процветающим. Все эти чувства во многом зависят от того, как они воспитывались у детей в школьные годы [12].
Образы родной природы: гор и озер, степных и глухих лесов - оди-наково формируют у детей симпатию к своей родине, а замечательные местные легенды, сказки и песни, исторические традиции и памятники оставляют большой след в душе ребенка, независимо от того, где дети жи-вут. Чем полнее, глубже, ярче и содержательнее знания школьников о Ро-дине и ее лучших людях, тем эффективнее они будут в формировании бла-городного нравственного чувства: интереса и любви к Родине, глубокого уважения к патриотическим традициям соотечественников, а главное, по-могут учащимся осознать суть происходящего и понимание полноты вели-кого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной на доступных, близких примерах из окружающей жизни.
С раннего возраста необходимо давать детям представление о месте и роли их страны в мире, даже самое простое. Любой, кто работает с младшими школьниками, прекрасно знает, как трудно детям в возрасте 7-10 лет сформировать представление о малой и большой родине. Но это все равно нужно сделать. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, развить у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Важность воспитания детей стала особенно острой в наше время - в связи с утратой моральных ориентиров в собственной жизни. Воспитать любовь и позитивное отношение к малой родине можно только активной деятельно-стью.
Младшие школьники очень эмоциональны, и сухая информация их мало трогает, поэтому предпочтительны активные формы и методы рабо-ты, такие как: поездки на родину (в том числе виртуальные), музейные за-нятия, проектные мероприятия, праздники, совместные занятия, конкурсы, викторины. Человек сначала познает чувство родины и любовь к ней, пат-риотизм, через чувство матери и отца, то есть в семье. Это чувство «роди-тельского дома» (при определенных условиях) составляет основу любви к Родине, отечеству [5].
Семья - это школа понимания родины, школа воспитания человече-ской верности и привязанности к ней. Родители должны подавать своим детям пример в отношении своего города, места, где они живут. Если ре-бенок не чувствует этого в семье, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести и ответственности. К сожалению, сейчас семья переживает трудные времена. Стремясь зарабатывать на хлеб насущный, родители уделяют все меньше внимания детям и их воспитанию, растет число непол-ных и неблагополучных семей. Это семьи, в которых матери-одиночки или родители в разводе. А в полных семьях родительское воспитание утратило основы народной и религиозной культуры. В редких семьях происходит то, что веками было типично для русской семьи: утренние и вечерние мо-литвы, благословение детей на каждое задание и посещение местных хра-мов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные ме-роприятия: 1-11 классы./ И. А. Агапова, М.И. Давыдова. – М.: Просвеще-ние, 2006.
2. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопро-вождение детей младшего школьного возраста: Учеб. метод. пос. Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. с. 41–61.
3. Афонин, А. И. Патриотическое воспитание как доминанта фор-мирования и развития личности обучаемого. Инновации в образовании./ А. И. Афонин. – М., 2003.
4. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школь-ника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: мате-риалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66-68
5. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите дошкольников трудиться. М.: Про-свещение. - 2011. – 148 с.
6. Васильева З.И. (ред.) История образования и педагогической мысли за рубежом и в России Учебное пособие для студентов высший пе-дагогических учебных заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, И. Ва-сильева и др. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2006. - 432 с.
7. Ветрова, Е. Программа «Патриот»/Е. Ветрова// Воспитательная работа в школе . – 2005, №1. – С. 61 – 62.
8. Герб нашей родины любимой: методические рекомендации руко-водителям внешкольной и внеклассной воспитательной работы, педагогам, комсомольскому и пионерскому активу/ В. П. Гликин. – С. – П. 2004. 122с
9. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педаго-гика. – 1975. -111с.
10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогиче-ских учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. а XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера»- 2001- 512 с.
11. Коджаспиров Г.М. Педагогика. – М., 2004. 528 с.
12. Козлова Г.В., Помещикова М.С. О психолого-педагогическом со-провождении школьников в рамках ФГОС. // Начальная школа - №7 – 2013. – с.7
13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психическое развитие дошкольника в свете идей Л.С. Выготского // Психологические проблемы воспитания и обучения. Минск, 1990.
14. Мещеряков, Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии / Б.Г. Мещеряков // Культурно-историческая психология / Ред. В.П. Зинченко. – 2008. – №3 2008. – С.103-112.
15. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия./В. Микрю-ков.// Воспитание школьников. – 2007- №5. -с. 2-7.
16. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.
17. Ушинский К.Д. Собр. соч. – том 2. М.: Просвещение -1999, 388с.
18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., М.: Гар-дарики, 2004, - 520с.
19. Харланова, Ю.В. К вопросу о методике воспитания патриотизма всовременной российской школе./Ю.В. Харланова.// проблема воспита-ния.-2007 - №11.- с. 54-57.
20. Шатилов, В. М. Знамя Победы./ В.М. Шатилов. – М.: Просвеще-ние, 2000.- 222с.
21. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как сред-ство развития коммуникативной компетентности // Начальная школа. - 2011. - № 11.
22. Шкуричева Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления. // Начальная школа. - № - 2014. - с.8