Фрагмент для ознакомления
2
Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодняшний ученик уже с начальной школы должен уметь читать разную литературу: научно-познавательную, документальную, мемуарную; он должен уметь использовать в подготовке к урокам не только учебники, но и справочники, энциклопедии. Учитель должен не просто научить читать тексты, а научить читать разные тексты разными способами. Это вызовет интерес к чтению и будет способствовать общему развитию и воспитанию, а также формированию читательской грамотности младшего школьника.
Большинство теоретиков согласно с тем, что главная цель чтения – понимание и осознание сути прочитанного. Чтение представляет собой процесс построения смысла из графических символов.
По определению Н. Клычниковой, «чтение – это процесс восприятия и смысловой обработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» . В чтении принято выделять содержательный план (смысл текста) и процессуальный план (способность прочесть и озвучить текст). Для перехода к смысловому плану нужно достаточно хорошо отработать процессуальный план, то есть сам процесс прочтения текста должен быть выполнен по все правилам и нормам.
Сенсорная основа чтения – это зрительное восприятие текста. Такое восприятие сопровождается и актуализацией его слухомоторного образа, то есть внутренним проговариванием высказываний. Этот процесс автоматизирован у опытного чтеца, что способствует более эффективному пониманию текста.
Чтение имеет ряд схожестей со слушанием, так как они выступают как рецептивные. Ритм и темп в чтении зависят от чтеца, вся информация предоставлена в индивидуальном порядке читающему, есть возможность прочитать части текста еще раз, можно пропустить абзацы или, наоборот, задержаться на месте.
Также, как и любой другой вид речевой деятельности, чтение имеет структурные этапы формирования. Все их можно поделить на три фазы:
1. мотивационно-побудительный;
2. аналитико-синтетический;
3. контрольно-исполнительный.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение чтению проходит по тем же этапам, что и другие виды речевой деятельности. От возникновения мотива и цели, подготовки к чтению, собственно чтению и до послетекстового этапа, то есть переработка информации и ее понимание.
Педагог А. И. Ревякин подчеркивает: «Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить приемы работы с текстом, понимать прочитанное произведение» .
Д. Б. Эльконин пишет о чтении как о процессе воссоздания звуковой формы слов в соответствии с их графической (буквенной) моделью. В фокусе внимания ученого психологический механизм чтения, способы обучения чтению .
Психолог, исследователь читательской культуры дошкольников и младших школьников Б. Г. Ананьев понимает чтение как «деятельность, направленную на преобразование авторского опыта, закодированного в тексте, в личный опыт читателя» .
Чтение Б.Н. Головиным понимается как «вид речевой деятельности, обладающей структурными элементами, присущими учебной деятельности (учебная задача, цель, мотив, действия, самоконтроль)» .
Читательская деятельность А. И. Ревякиным осмысливается как «деятельность коммуникативная, речевая, познавательная, и направлена она на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение прочитанного» .
Доктор педагогических наук Н. Н. Светловская, автор целостной теории воспитания «правильной читательской деятельности», трактует чтение не просто как вид речевой деятельности, а как беседу читателя и книги .
В процессе обучения чтению формируется умение говорить с книгой, выбирать себе собеседника, осваивая накопленный опыт, творить самого себя.
По мнению И. И. Тихомировой, «чтение-общение – это высший вид речевой деятельности, опосредованный книгой. Качество чтения (беглость, правильность, сознательность, выразительность) не оспариваются, но основная задача уроков чтения – воспитать самостоятельного читателя, который, читая, познавая себя, находит в мире книг подходящих собеседников» .
Н. Н. Светловская отмечает, что читательская деятельность изучалась в 3-х аспектах: в аспекте воспроизведения чтения, в аспекте восприятия произведения читателем, в аспекте осмысления читателем значения книг в его жизни. Первые два в науке изучены достаточно тщательно, поэтому Н. Н. Светловская посвящала свои работы исследованию проблем воспитания самостоятельного читателя .
Этапы развития читательской деятельности: первый этап – овладение навыком; на втором этапе формируется сложная читательская деятельность по восприятию, осмыслению, воссозданию текста. Содержание второго этапа читательской деятельности непосредственно связано с нашими научными интересами.
Навык чтения – явление сложное комплексное, это умение понимать содержание читаемого текста, его смысл. Навык чтения является одним из общеучебных умений, которым овладевает ребенок младшего школьного возраста.
Исследователь И. Я. Лeрнeр определяет это понятие как «автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений» .
Факторами влияющими на понимание при чтении являются: информационная насыщенность, композиционно-логическая структура текста, организация направленности внимания при восприятии текста, индивидуальные психологические особенности читающего .
В методике целью обучения чтения принято считать – сформированность младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне своего возраста), способами самостоятельной работы с текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием .
У сформированного навыка чтения существуют четыре характерных качества:
1. Выразительность чтения это способность передавать средствами устной речи (знаками препинания, интонацией) главную мысль произведения, эмоциональный окрас.
2. Беглость чтения выражается в скорости, темпе чтения, который обуславливает понимание прочитанного. Темп чтения измеряется, как правило, в количестве слов, прочитанных за одну минуту.
3. Правильность чтения выражается в плавном чтении, без искажения звуков, слогов и слов, которые влияют на смысл прочитанного как для читателя, так и для слушателя.
4. Сознательность обуславливается в понимании прочитанного, то есть в замысле и идее автора. Также сознательность трактуется в осмыслении своего собственного отношения и мнения к прочитанному тексту .
Все четыре компонента характеристики навыка чтения взаимосвязаны между собой. При соблюдении всех четырех качеств при чтении и читатель, и сам слушатель поймут и проникнуться сутью произведения, смогут сопереживать героям, пережить самостоятельно то, что переживает герой.
Педагоги выделяют три компонента процесса чтения: восприятие (ребенок видит графически написанное слово), осмысление (ребенок продумывает то, как он прочитает данное слово) и произнесение (ребенок почитывает слово).
Современная методика выделяет три основных этапа формирования навыка чтения . Рассмотрим каждый этап подробнее.
Первый этап – аналитический – характеризуется тем, что все компоненты читательской деятельности требуют от чтеца отдельных усилий для каждой операции: увидеть гласную букву и соотнести ее со слогослиянием, подумать, как прочитать букву, которые не находятся в слогослиянии, озвучить каждый графический слог, затем плавно произнести так, чтобы понять слово и, соответственно, его значение. В науке данный этап совмещают с понятием - чтение по слогам. Если ребенок начинает читать по слогам, это признак того, что он уже находится на первом этапе формирования навыка чтения.
Второй этап – синтетический – характеризуется тем, что все компоненты чтения объединяются воедино, то есть восприятие, осмысление и произнесение происходят одновременно. Как правило, на этом этапе ребенок перестает читать по слогам и начинает читать целыми словами.
Третий этап – этап автоматизации – характеризуется тем, что техника чтения доведена до автоматизма: все три компонента даже не осознаются чтецом. На этом этапе все внимание ребенка направлено на то, чтобы понять прочитанное (идею произведения, поступки героев, использование художественных средств и другое).
Практика свидетельствует, что лишь незначительная часть учащихся умеет осмысленно читать. Большинство читает монотонно и невнятно, запинаясь и допуская орфоэпические ошибки, не умеет интонировать предложения различных видов, не соблюдают необходимых логических ударений, смысловых синтагм и пауз. Учащиеся не всегда могут ясно и правильно передать смысл и высказать свое суждение по поводу прочитанного употребляя нужные слова и грамматические конструкции, не обладают умением прогнозировать. Один из существенных недостатков неумение исчерпать из текста разнообразную информацию, являющуюся следствием однолинейности мышления .
Довольно распространенное явление – равнодушие учеников к незнакомым словам, нежелание выяснить и понять их значение. Это вызывает непонимание важных понятий и реалий обедняет восприятие текста через значительные смысловые и информационные потери.
Неполное и неточное понимание слов нередко приводит к переиначивание их смысла, а причиной этого является иллюзия понимания. Устоявшаяся привычка не обращать внимания на незнакомые слова противоречит требованию внимательного отношения к слову – одной из основных условий полноценной читательской деятельности на любом этапе. Слабые навыки чтения и несформированные умения сказываются в других видах речевой деятельности тормозят дальнейшее образование учащихся по всем предметам. Вот почему обучение читать должно стать непременным элементом полноценного образования младших школьников .
Для успешного течения процесса чтения равноценное значение имеют техника чтения и понимание текста.
Изучению проблемы, связанной с формированием навыков чтения у младших школьников, с наблюдениями по становлению их психических процессов в условиях формирования навыков чтения посвящен ряд исследований, среди которых можно выделить труды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. А. Кудряшовой, М. И. Кузнецовой, Н. Н. Светловской и др.
Актуальность формирования чтения у младших школьников не вызывает сомнения. Сухомлинский В.А. писал, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать.
Действительно, чтение занимает важную роль в жизни каждого человека. Определенные навыки, которые способствуют освоению чтения, закладываются у человека еще в детстве – в начальной школе. От умения выразительно читать, анализировать прочитанное и понимать его содержание, использовать беглое чтение, делать соответствующие выводы о героях и их поступках, о прочитанном в целом зависит дальнейшее обучение детей на протяжении всех школьных лет. Поэтому каждый младший школьник должен овладеть полноценным навыком чтения, обучаясь в начальной школе.
Чтение – это основополагающий навык, уровень освоения которого в большей степени предопределяет успешность всего дальнейшего обучения. Сформировать у учащегося младших классов навык чтения, то есть обучить его ознакомительному, изучающему и просмотровому поисковому чтению – одна из основных и актуальных в любое время задач в педагогике младших классов.
В дальнейшем, этот навык переходит в понимание и способность человека работать с книгами и другими источниками. То есть определяет способность человека искать и получать информацию.
Психологические закономерности становления навыка чтения были исследованы Т.Г. Егоровым, который подчеркивал, что сложный процесс чтения может быть понят только с учетом обеих сторон – техники чтения и понимания текста. Первая сторона выступает как средство, вторая – как цель читательской деятельности. Взрослый опытный чтец уже не отдает себе отчета в том, какие операции он производит в процессе чтения текста, а ребенок, начинающий овладевать навыком, испытывает массу сложностей. Сравнение действий опытного и начинающего чтеца дает возможность разработать методику совершенствования навыка чтения .
Чтение, как вид речевой деятельности, рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования с точки зрения средства, которое представляет собой личностное развитие ребенка, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу формирования ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Для начального общего образования главной целью является формирование и развитие общеучебных умений и навыков, которые учащийся будет в будущем использовать для освоения других предметов в старших классах.
Полноценный навык чтения – это база следующего успешного обучения всем другим школьным предметам, основной источник для получения информации и способа общения.
Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Формирование навыка чтения представляет собой неотъемлемую часть развития литературы, так как читатели проявляют себя как образованные, грамотные и талантливее, в особенности, прививает любовь к чтению литературных произведений.
Чтение – это один из древнейших видов культурной жизни человека, который связан с началом появления письменности. Он несет в себе раскодирование графической информации для познания человеком окружающей среды.
Т. Г. Егоров выделял три этапа в формировании навыка чтения:
• аналитический;
• синтетический;
• этап автоматизации .
Первый этап связан с самим процессом чтения, его осознание, произношение и осмысление. Тут ребенку требуется провести ряд операций: увидеть гласную букву, сопоставить ее со слогом, увидеть каждый графический слог. По суждению Т.Г. Егорова, если ученик читает по слогам, то он находится на первом этапе овладения навыка чтения.
Дальнейший этап характерен тому, что ученик уже читает не по слогам, а может воспроизвести сразу целое слово. Главным признаком того, что он находится уже на этом этапе – это способность сразу интонировать текст. Это связано с тем, что чтец уже способен удерживать в голове общий смысл предложения, следовательно, таким образом, у него как бы появляется запас энергии и способностей для интонаций в тексте. В основном, это связано со вторым классом.
На третьем этапе навык чтения переходит в состояние автоматизации.
Учащийся младшей школы уже не задумывается над прочтением определенного слога либо слова, он читает уже в своем темпе, обращая внимание на смысл прочитанного. Понимание идеи и реагирование на текст, как правило, считается главной чертой данного этапа.
Таким образом, навык чтения можно разделить и соотнести по категории класс – этап развития и улучшения навыка:
1 класс: аналитический этап – слоговое чтение.
2 класс: синтетический этап.
3 класс: укрепление синтетического этапа – появление интонации.
4 класс: автоматизированный этап – на первом месте выступает смысл прочитанного.
М. Р. Львов считал, что навык – это автоматизированное действие, которое человек совершает, не задумываясь об алгоритме действий.
Следовательно, навык чтения – это автоматизированное действие по расшифровке графических символов. В данном случае, степень качества навыка определяется такими категориями, как правильность, беглость, осмысленность и выразительность.
Чтение может производиться как вслух, так и «про себя». Если ученик способен читать «про себя», то это принято считать высокой степенью овладения навыком чтения, но ему нельзя научиться, не умея читать вслух.
Количество ошибок, естественно, уменьшается при переходе в следующий класс. В связи с тем, что у учащихся становится больше опыта, это приближает их к автоматизированному режиму.
Осознанность в чтении характеризуется пониманием того, что хотел сказать автор в своем тексте. Она предполагает, что ученики уже овладели техникой чтения и теперь могут без труда перейти на следующий уровень – автоматизированное понимание текста.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2016. – с. 11
2. Бекмагомбетова З.Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» [Электронный ресурс] // Концепт. 2018. № 9. URL: http://e-koncept. ru/2018/186083.htm
3. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. С. 21–47
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 2018. – с. 44
5. Дорофеева С. В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: опыт успешного применения комплексного подхода // Вопр. психолингвистики. 2017. № 3. С. 184–201
6. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Акад. пед. Наук РСФСР, Ин-т психологии. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953.
7. Егорова А.В. Проблемы речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1. С. 60–63
8. Зимняя И.А. Общие проблемы порождения и восприятия речевого сообщения // Психологические механизмы порождения и восприятия текста: сб. науч. тр. МГПИИЯ им. Мориса Тореза. М, 1985. Вып. 243.
9. Киселева В.С. «Смешанная» дислексия и ее взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и устной речи // Сиб. пед. журн. 2010. № 4. С. 255–266
10. Клычникова З. И. «Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке». Пособие для учителя. Издание второе. – М.: «Просвещение» 1983
11. Кувшинова И.А. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушением зрения: учебно-методическое пособие /автор-составитель Кувшинова И.А. – Магнитогорск : МГТУ, 2019
12. Кувшинова И.А., Баранова Ю.А. Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической он-лайн конференции. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. С. 134 – 138
13. Кузнецова М. И., Антипкина И. В., Карданова Е. Ю. Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении // Во - просы образования. 2017. № 2. С. 208
14. Лeрнeр И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лeрнeр – М.: Педагогика, 2011. – с. 80
15. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004
16. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р. И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983.. – с. 18
17. Ланина Т.Н. Формирование зрительно-моторной координации в инклюзивном и дифференцированном обучении детей с нарушениями чтения // Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва). М., 2020. С. 126–132
18. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эскимо, 2019
19. Львов М. Р., Горецкий В. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – с. 120
20. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. – с. 24
21. Оморокова М. И., Рапопорт И. А. Преодоление трудностей: из опыта обучения чтению: книга для учителя / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990. – с. 6
22. Опалева В.А., Кувшинова И.А. Нетрадиционные методы коррекции дизартрии // Мир детства и образование : сборник материалов ХIII 266 Международной научно-практической конференции. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. С. 252
23. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы: учебное пособие / А.И. Ревякин – М.: Просвещение, 2012.
24. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. СПб., 2007
25. Рыжинская Е.В. Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/06/15/pesochnayaterapiya-kak-netraditsionnyy-metod-vozdeystviya-v
26. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 13
27. Светловская Н. Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. М.: 2009.
28. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя / Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 2018.
29. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я / И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2014.
30. Удовиченко М. А., Кравцова Л. Ф. Теоретические основы формирования учебной мотивации у младших школьников // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБО - УВО РК КИПУ. Симферополь, 2018. С. 281
31. Фотикова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотикова, Т. В. Ахутина. – Москва: АРКТИ, 2002
32. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г. В. Чиркина, А. Н. Корнев // Дефектология. – 2015. – № 3. – С.89-93
33. Шорыгина, Т.А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. – Москва: ГНОМ и Д, 2007
34. Шошмин А.В., Пономаренко Г.Н. МКФ в реабилитации. СПб. [Электронный ресурс]: ООО «ЦИАЦАН»:ООО «Р-КОПИ», 2018. – 13с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/72130/1/978-5-7996-2613-6_2019_005.pdf
35. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Тривола, 2014.