Фрагмент для ознакомления
2
Энергетическая безопасность часто была проблемой в энергетической политике на протяжении последних 100 лет. Часто цитируют, как Уинстон Черчилль или Жорж Клемансо считали безопасность поставок нефти жизненно важной составляющей их армий для Первой мировой войны. Контроль над поставками нефти был главной целью Германии и Японии во время вторжения в СССР и Индонезию, соответственно, во время Второй мировой войны. Для этих войн энергетическая безопасность была эквивалентна национальной безопасности. Было жизненно важно обеспечить поставку нефти для заправки военных кораблей, танков и истребителей [9].
В 1950-х и 1960-х годах мировой спрос на энергию более чем удвоился за счет Северной Америки, Западной Европы, Советского Союза и Северо-Восточной Азии. В этих регионах экономический рост, повышение уровня жизни, автомобилизация и электрификация привели к увеличению спроса на энергию во всех секторах спроса. Что еще более важно, международная торговля энергоносителями, большая часть которых приходилась на нефть, увеличилась более чем в четыре раза за тот же период.
Международная система поставок нефти контролировалась крупными западными нефтяными компаниями. В то время как эти компании поставляли дешевую нефть относительно стабильно, страны-экспортеры нефти были все более недовольны распределением богатства от экспорта нефти и в 1960 г. создали Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) [9].
Хотя безопасность энергоснабжения не была приоритетом политики в развитых странах, большинство населения во многих развивающихся странах не имело даже доступа к современным источникам энергии, особенно к электричеству. Хотя загрязнение воздуха становится серьезной проблемой во многих промышленно развитых странах, обсуждение глобального потепления остается в сфере академических кругов.
1970-е годы можно охарактеризовать как начало эпохи отсутствия энергетической безопасности. Это было вызвано, двумя нефтяными кризисами. Во время первого нефтяного кризиса 1973 года нефтяные эмбарго Организации арабских нефтяных стран (ОАПЕК) потрясли страны-импортеры нефти. Многие страны ОПЕК в течение десятилетия постепенно национализировали свои нефтяные активы. Второй нефтяной кризис поднял мировые цены на нефть выше 30 долларов за баррель, что составляет около 100 долларов за баррель в сегодняшней стоимости.
Отсутствие нефтяной безопасности вызвало различную реакцию в странах-импортерах. Рост спроса на энергию остановился, темпы инфляции значительно выросли, и, по крайней мере, в западном мире закончилась эра высоких темпов экономического роста. Страны-импортеры начали применять различные контрмеры под названием политики энергетической безопасности, такие как энергоэффективность, диверсификация, накопление запасов и инвестиции в энергию во внутренней и внешней областях [9].
Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 году странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ответ на арабское нефтяное эмбарго в 1973 году. Энергетическая безопасность в настоящее время является приоритетным вопросом в политической повестке дня ввиду ее значение для экономики в целом [8].
Между тем, с точки зрения источников энергии, международная энергетическая безопасность по-прежнему в значительной степени означала нефтяную безопасность. Проблемы с доступом к энергии в развивающихся странах не улучшились в значительной степени. Осведомленность о проблемах изменения климата оставалась низкой.
Энергетическая безопасность поставок снизилась в 1980-х годах, особенно во второй половине десятилетия, чему способствовало как расширение предложения, так и снижение спроса из-за высоких цен на энергоносители, вызванных нефтяным кризисом. За первую половину десятилетия мировой импорт нефти снизился на 25%. Нефть была значительно заменена ядерным и природным газом, особенно в электроэнергетике. ОПЕК потеряла контроль над ценами на нефть, и ценообразование все больше ориентировалось на рынок.
Некоторые страны-экспортеры нефти начали выходить на рынок сбыта нефти в странах-импортерах, что стало первым признаком попыток обеспечить безопасность международного спроса. Проблемы доступа к энергии в развивающихся странах остались в основном без изменений. В сельских районах Индии, например, только 15% населения использовали электроэнергию в 1983 году [8].
Признавая, что температура на Земле повышается, Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) была основана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в 1988 году для обеспечения научного взгляда на изменение климата. 1990-е начались с войны в Персидском заливе и распада Советского Союза. Ограниченное влияние войны на мировой энергетический рынок вселяло оптимизм в отношении энергетической безопасности [8].
Однако распад СССР привел к разрушительным экономическим и социальным последствиям в странах бывшего Советского Союза. Риск транзита газа был уже очевиден, особенно на Украине: с некоторым сокращением поставок Россией в прошлом десятилетии. В конце «холодной войны» возникла необходимость преодолеть экономические разногласия, особенно в энергетическом секторе; по этой и другим причинам был инициирован процесс Энергетической Хартии. Что касается отечественной энергетики, то в 1990-е годы наблюдалась тенденция к приватизации и либерализации энергетических отраслей и рынков, инициированная США и Великобританией в 1980-х годах.
В то время как национальные нефтяные компании (ННК), особенно на Ближнем Востоке, продолжали расширять свою интеграцию в страны-импортеры посредством приобретения активов и других деловых сделок, аналогичная стратегия была принята российским Газпромом на европейском газовом рынке.
Таким образом, безопасность спроса на энергию оставалась проблемой для некоторых стран-экспортеров. Спрос на электроэнергию в странах, не входящих в ОЭСР, рос намного быстрее, чем в странах ОЭСР, хотя 63% электроэнергии по-прежнему потреблялось в странах ОЭСР. На протяжении десятилетия вопросы глобального потепления постепенно институционализировались. Киотский протокол, первый международный договор, устанавливающий обязательные для промышленно развитых стран обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, был принят в 1997 году [8].
Отсутствие энергетической безопасности снова стало широко обсуждаться в начале 2000-х годов. Террористические атаки 11 сентября задали тон эпохе и вскоре привели к войнам в Афганистане и Ираке. В последнее время «арабская весна» и «Исламское государство» вызвали дальнейшую напряженность и нестабильность. Растущая морская транспортировка энергии, а затем и конфронтация по поводу ядерной программы Ирана вызвали озабоченность по поводу так называемых «проблем с морскими путями» в транспортных узких местах, таких как Ормузский и Малаккский проливы [1].
Обеспокоенность энергетической безопасностью не ограничивается поставками нефти. Угроза энергетической безопасности, возникшая в результате противостояния между Россией и Западом из-за Украины в 2014 г., вынудила импортеров газа в Европе переосмыслить, могут ли они и дальше полагаться на Россию в плане обеспечения своего газа. спрос. Этот кризис также напомнил о транзитном риске [1].
Ядерная авария на Фукусиме в 2011 году подняла фундаментальный вопрос о ядерной энергии в качестве контрмеры как для энергетической независимости, так и для сокращения выбросов парниковых газов. Между тем энергетическая безопасность в США значительно улучшилась благодаря сланцевой революции. С другой стороны, с усилением схем либерализации рынка, направленных на создание внутреннего газового рынка в ЕС, Россия обеспокоена безопасностью спроса на газ. Мир в значительной степени наэлектризован. Однако уровень электрификации в странах Африки к югу от Сахары заметно низок и составляет 35% в 2011 году. Пятый оценочный доклад МГЭИК предупреждает, что средняя мировая температура может повыситься на 3,7–4,8 градуса по Цельсию к 2100 году в базовом сценарии (без дополнительных мер по сокращению выбросов парниковых газов).
1.2 Энергетическая безопасность в контексте энергетической политики
Энергия - одна из основных потребностей современной жизни человека, промышленности и транспорта. Clo (2007) утверждает, что государственное вмешательство в энергетику оправдано важностью энергии для экономического развития, распределения богатства внутри и между странами, международного баланса сил и национальной безопасности, а также процесса социальной менять. Таким образом, кажется, что энергетическая безопасность связана с социально-экономическим развитием государства всеобщего благосостояния.
Поскольку энергетическая ситуация варьируется в каждой стране или даже между одним регионом и другим внутри страны, фактические инструменты политики или управления рисками весьма разнообразны, а именно: диверсификация предложения, источников и спроса, накопление запасов для повышения безопасности, контроль спроса (энергоэффективность), ценообразование и вертикальная интеграция [8].
Важно отметить три характеристики характера энергетической политики. Во-первых, инструменты энергетической политики не обязательно универсально применимы для каждого столпа энергетической политики. Некоторые инструменты подходят для одной из опор, но не всегда для других. Luft el al (2011) убедительно спорят о непредвиденных последствиях энергетической политики [8]. Например, глобальное потепление может повысить энергетическую безопасность, поскольку оно снизит потребности в тепловой энергии, создаст арктический морской транспортный маршрут, сделает районы вечной мерзлоты доступными для изучения энергии, а биомасса будет расти быстрее. Между тем, они указывают, что климатическая политика может подорвать энергетическую безопасность, продемонстрировав, например, что введение налогов на выбросы углерода или ограничение использования угля снизит доступность энергии и что возобновляемые источники энергии могут привести к колебаниям в выработке электроэнергии.
Таким образом, суть надежной энергетической политики заключается в уравновешивании этих столпов, и зачастую необходимо установить приоритет одного над другим, в зависимости от конкретных энергетических проблем, с которыми сталкивается страна. Например, Брэдшоу (2014) утверждает, что для развитого мира необходимы быстрая декарбонизация, сокращение спроса и повышение эффективности, а также повышение энергоэффективности и низкоуглеродные источники энергоснабжения для стран с переходной экономикой, обеспечение достаточного количества энергии и повышение уровня жизни в странах с формирующейся рыночной экономикой, а также обеспечение всеобщего доступа к энергии и создание устойчивых энергетических систем для развивающихся стран в целом [8].
Показать больше