Фрагмент для ознакомления
2
Туризм – это временный выезд (путешествие) в целях развлечения, отдыха, спорта, гостеприимства, в образовательных, религиозных или иных целях на срок от 24 часов до шести месяцев в течение одного календарного года или сне менее чем одной ночевкой, в другую страну или территорию, отличную от места постоянного проживания, без занятия оплачиваемой на месте деятельностью [2,23].
Конечно, самым важным аспектом путешествия для любого человека или путешественника является ощущение комфорта и удобства в дали от дома. Создание и обеспечение этого комфорта-основная задача гостиничных услуг.
Туризм в Российской Федерации-это бурно развивающийся сектор с более чем полумиллионом участников. Поданным Мировой туристической компании, Российская Федерация захватывает одну из основных зон общества в области между народного туризма. ЮНВТО отмечает сильное оживление туристического спроса в Российской Федерации.
Богатая природная среда и уникальное культурно-историческое наследие России представляют собой большой потенциал для развития туризма в стране с точки зрения ЮНВТО.
На территории страны путешественники могут лично ознакомиться с 29 объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, посетить 26 курортов, курортных регионов и оздоровительных зон Российской Федерации федерального значения.
По данным Единого государственного реестра, в Российской Федерации насчитывается более 143 705 различных достопримечательностей, которые способны удивить даже самого искушенного посетителя.
В 2022 году российский гостиничный рынок вырос на 5,7% относительно показателя 2021 года. Количество гостиниц и других средств размещения превысило 30 тысяч. Количество отелей достигло 1,08 миллиона номеров.
В 2022 году на российском гостиничном рынке наблюдался значительный рост как количества объектов размещения, так и номерного фонда. По предварительным оценкам, увеличение количества всех средств коллективного размещения (КСР) составило 5,7% и к концу года количество КСР превысило 30 тыс. единиц. Среднегодовая динамика количества объектов размещения за последние 6 лет (CAGR 2017-2022) составила +3,9%. В общей сложности с 2017 по 2022 год количество объектов размещения в России увеличилось примерно на 1/5 [7,30].
Несмотря на значительный потенциал России в плане туризма, количество приезжих в Россию из-за рубежа очень невелико.
Например, Испания - довольно развитая страна в туристическом смысле, 72,1 миллиона человек посетили страну с туристическими целями. В то время как в России это число не достигло и миллиона.
Согласно данным (Приложение А) максимальное количество гостей наблюдается из стран, граничащих с Российской Федерацией, в то время как количество посетителей из стран дальнего зарубежья крайне невелико. Это свидетельствует об отсутствии рекламы внутреннего туризма на международном уровне.
Люди, которые никак не связаны с нашей страной, не имеют желания ее посещать, существует проблема незнания страны в целом. В 2018 году были проведены многочисленные опросы и интервью с туристами, приехавшими в Россию в связи с Чемпионатом мира по футболу, где главным вопросом было то, что иностранцы знают о России.
Процент людей, которые упомянули какие-то памятники, достопримечательности, курорты в этом вопросе, был очень мал.
Это еще раз доказывает, что туристам не хватает осведомленности, которая должна побудить их посетить нашу страну [11,55].
Также сами иностранцы выделяют такие отталкивающие моменты, как:
1) Сложные процедуры получения виз для въезда в Российскую Федерацию;
2) Порядок регистрации иностранных туристов, прибывших в Россию;
3) Размещение. Низкое качество обслуживания, высокие цены на проживание;
4) Высокие цены на авиабилеты;
5) Терроризм. Мафия. Люди чувствуют себя неуверенно;
6) Незнание языка;
7) Дороги.
1.2. Развитие гостиничной индустрии в России
Началом истории полноценной гостиничной индустрии в России считается 1715-й год, когда была построена первая придорожная гостиница. Благодаря указам Петра I сеть отелей в стране развивалась и росла, и к концу века в России насчитывалось уже более 3 тысяч мест проживания. В основном они располагались на почтовых путях, на почтовых станциях: там собирались разносчики корреспонденции, там держали лошадей для путешественников.
Гостиничная отрасль расцвела пышным цветом при советской власти. С приходом национализации новые гостиницы поприветствовала 700 городов. К 60-ым годам, с восстановлением послевоенной экономики, их количество удвоилось. Развитие внутреннего туризма обеспечило строительство мотелей и кемпингов на популярных туристических маршрутах, а Олимпийские игры 80-ых были отмечены строительством огромного гостиничного комплекса «Измайлово» — мировым рекордсменом своего времени по количеству номеров. «Измайлово» до сих пор держит первенство по размерам среди европейских отелей.
Созданная в 1997 году Российская гостиничная ассоциация занимается проблемами гостиничного бизнеса в новых рыночных реалиях. На рынок начали выводиться зарубежные сети, что усилило конкуренцию и повысило стандарты материально-технического оснащения и сервиса.
Однако положение гостиничного бизнеса в России далеко не так плачевно, как может показаться. Эксперты склонны считать, что его нынешнее состояние — это не просто кратковременный спад, а начало существенных изменений, первый этап нового вектора развития, который неизбежен в условиях рыночной экономики. Описываемая сфера характеризуется значительной гибкостью, что позволяет ей успешно адаптироваться к меняющейся экономической ситуации в стране, а характер бизнеса позволяет менять тарифы даже на ежедневной основе.
Отрасль получает поддержку со стороны государства, в частности, обнуление ставки НДС во втором полугодии в 2022 году. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предпринимаются меры по дальнейшему укреплению отельного бизнеса, в особенности, субсидированная процентная ставка на постройку и улучшение уже существующих отелей, выделение грантов на гражданские инициативы по приобретению оборудования, обустройство загородных мест для кемпинга и, разумеется, разработка поддерживающей инфраструктуры для различных гостевых комплексов. Правительственная программа по выдаче льготных кредитов на создание отдельных объектов уже даёт свои плоды, и благодаря ей, по многим проектам уже ведутся работы.
Начиная с 2023 года активно обсуждаются меры, способствующие развитию внутренних туристических маршрутов. По оценкам экспертов, в среднем гостиничный бизнес стабилизировался ко второй половине 2022 года. Возможности для отдыха россиян за рубежом остаются ограниченными, но спрос на туризм в России растет.
Наиболее привлекательными для туристов остаются Центральный и Западный федеральные округа. Карелия, Ленинградская область и Алтайский край также являются предпочтительными регионами отдыха для граждан страны. Республика Крым потеряла позиции в сферах гостиничного бизнеса и туризма: поток туристов за год сократился на 60%.
Небольшим объектам размещения часто не хватает финансовой поддержки со стороны государства. Хотя государственные программы по поддержке индустрии туризма принесли пользу отрасли, небольшие отели и постоялые дворы, которые создают потенциал для пригородного туризма, отходят на второй план по сравнению с проектами, рассчитанными на 100 номеров и более. Гостиничный бизнес по-прежнему нуждается в поддержке властей, малому бизнесу в этой сфере нелегко функционировать, а уже построенные объекты теряют свой потенциал.
Важной проблемой является недостаточно развитая транспортная инфраструктура, которая является одним из главных факторов при выборе места для проведения отпуска и, таким образом, определяет загруженность отелей. Отрасли необходимо создавать альтернативные маршруты к местам отдыха и поддерживать перевозчиков.
Отели класса люкс, столкнувшиеся с недостаточной загрузкой, успешно справляются с трудностями, компенсируя нехватку постояльцев повышением тарифов. Благодаря программе кредитования по льготной ставке в 5% в Московском регионе уже есть спрос на строительство гостиниц в высоких ценовых сегментах.
Уменьшение потока иностранных туристов, которое сильно повлияло на загруженность дорогих отелей, приведет к развороту в сторону Ближнего Востока и Азии. Ожидается, что китайские туристы станут основными гостями отелей в крупных городах и, таким образом, компенсируют недостаточную загрузку.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебник для вузов / Л. В. Баумгартен. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 338 с.
2. Бураковская, Н. В. Обслуживание в гостиничном комплексе особых категорий клиентов: учебное пособие для вузов / Н. В. Бураковская, О. В. Лукина, Ю. Р. Солодовникова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 98 с.
3. Вотинцева, Н. А. Правовое обеспечение гостиничной деятельности: учебное пособие / Н. А. Вотинцева. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
4. Дударев, Р. М. Анализ конкурентной среды / Р. М. Дударев. — Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. — 2018. — № № 7 (29). — С. 40–43.
5. Заякин С.В. Гостеприимство как социологическая проблема. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2017 г. С. 127-131.
6. Кобяк, М. В. Управление качеством гостиничного предприятия: учебник для вузов / М. В. Кобяк, С. С. Скобкин; под редакцией С. С. Скобкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 518 с.
7. Матвиенко, Д. Ю. Стратегический конкурентный анализ / Д. Ю. Матвиенко. — Текст: непосредственный // Современная конкуренция. — 2020. — № № 2. — С. 142–143.
8. Можаева, Н. Г. Гостиничный сервис: учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. – 2-е изд., испр. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 242 с.
9. Николенко, П. Г. Предпринимательская деятельность в сфере гостиничного бизнеса: администрирование отеля: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Г. Николенко, Т. Ф. Гаврильева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 451 с.
10. Сердюкова Н.А., Сердюков Д., Филипенкова О. Анализ туристского рынка и гостиничного рынков Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности. Профессорский журнал № 4, 2021 г. С. 4-13.
11. Скобкин, С. С. Экономика организации в гостиничном сервисе: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 373 с.
12. Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
13. Тимохина, Т. Л. Технологии гостиничной деятельности: теория и практика: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
14. Фаустова, Н. В. Организация и специфика предоставления гостиничных услуг в гостиницах: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Фаустова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 188 с.
15. Шанаурина, Ю. В. Нормативно-правовое регулирование в гостиничном сервисе: учебное пособие / Ю. В. Шанаурина. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНTA, 2020. — 254 с.