Фрагмент для ознакомления
2
Анализ литературы показывает, что в разных словарях даются разные определения эмоций. Например, Большом психологическом словаре по психологии рассматривает эмоции как "особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих смысл действующих на индивида явлений и ситуаций, в форме непосредственного переживания (удовлетворение, удовольствие, страх, радость и т.д.) осуществления его жизнедеятельности" [5, 76].
Согласно словарю И.М. Кондакова, эмоция объясняется как "психический процесс неопосредованной оценки значимости действующих на человека факторов, выражающийся преимущественно в форме непосредственного переживания удовлетворения или неудовлетворения". Она является одним из основных регуляторов деятельности. Основной характеристикой человеческих эмоций является то, что определенный эмоциональный язык вырабатывается социально-исторической практикой и передается в виде общепринятого описания" [15, 46].
Новейший словарь по психологии определяет его следующим образом. "Эмоции - это психологические отражения в форме непосредственных и пристрастных переживаний смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленные их объективными характеристиками и их отношением к потребностям субъекта. Эмоции являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и мощным средством активизации его сенсорной и перцептивной деятельности" [7, 95].
Энциклопедия М.И. Ениковой определяет эмоцию как "психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на необходимой значимости внешних воздействий, на сенсорных отражениях, благоприятных или неблагоприятных для жизнедеятельности организма." [2, 78].
Российская социологическая энциклопедия описывает эмоции как "особую категорию психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к окружающему миру". В ней также указана основная функция эмоций как "регуляция деятельности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для жизни в целом". В энциклопедии также говорится, что "для определения понятия эмоции необходимо рассмотреть три компонента: субъективное переживание эмоций в виде удовольствия или несчастья, страха, радости и т.д.; процессы, происходящие в телесных системах, таких как нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы; и комплекс выражений эмоций, которые можно наблюдать внешне" [3, 67].
Согласно энциклопедии, "человеческие эмоции" можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). В повседневной речи эмоции часто используются как синоним чувств. Формирование эмоций является важнейшей предпосылкой для развития личности". Психологи нашей страны отмечают важность эмоциональной сферы личности.
Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции следует рассматривать как форму существования и развития потребностей". Основным исходным пунктом для определения природы и функции эмоций является процесс событий, происходящих во время эмоционального процесса, в соответствии или вопреки потребностям индивида, процесс его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, внутренний органический, захватывающий важнейшие жизненные функции, от которых зависит жизнь всего организма, с другой, устанавливающаяся связь, в результате которой индивид устанавливается в соответствующий действию или требованию канал. [4, 83].
По мнению П.Я. Гальперина, эмоции и чувства - это "уникальные и в то же время мощные способы ориентации в критических ситуациях... Он утверждает, что эта ориентация не может быть заменена интеллектуальным суждением или волевым усилием".
В.К. Вилюнас считал эмоции как субъективные состояния (или переживания) одним из наиболее характерных явлений внутренней жизни человека; В.К. Вилюнас утверждал, что "мотивационные процессы на уровне субъективного образа выражаются в отношении к объектам эмоционального опыта, имеющим значение и влияние, важность которых открывается субъекту", пишет он. [6, 59].
По мнению Б.Д. Карвасарского: "Настроения и эмоции - это процессы, посредством которых субъективные отношения человека к окружающему миру, другим людям, собственным предметам и явлениям отражаются в форме непосредственных переживаний. Эмоции выражают состояние и отношение субъекта к объекту" [4, 64].
По мнению Г.А. Маклакова, в психологии эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие смысл и оценку индивидом внешней и внутренней ситуации жизни человека. Поэтому наиболее фундаментальной характеристикой эмоций является их субъективный характер. Через эмоции люди осознают свои потребности и объекты. Другой универсальной характеристикой эмоций является то, что они способствуют реализации потребностей и достижению конкретных целей, что, само собой разумеется. В зависимости от того, является ли та или иная эмоция положительной или отрицательной, люди могут судить о достижении своих целей.
Таким образом, положительные эмоции всегда связаны с достижением желаемых результатов, а отрицательные - с провалом целей. Таким образом, Г.А. Маклюрков делает вывод, что "эмоции имеют самое непосредственное отношение к регуляции человеческой деятельности. Большинство эмоциональных состояний отражается в специфике поведения человека" [4, 72].
Таким образом, обобщая рассмотренные представления об эмоциях, можно сказать, что в психологии эмоции - это особая категория субъективных психических состояний, отражающих смысл и оценку восприятия индивидом внешних и внутренних ситуаций в виде непосредственных чувств, приятных и неприятных отношений к миру и людям, а также к процессам и результатам своей практической деятельности Можно сказать, что это процесс. Наиболее фундаментальной характеристикой эмоций является их субъективная природа.
Из анализа научной литературы можно сделать вывод, что существует множество категорий эмоций. Наиболее очевидными из них являются положительные и отрицательные эмоции. Негативные эмоции и отрицательные эмоции различают по критериям мобилизации ресурсов организма. Негативные эмоции активизируют деятельность и приводят к всплеску и приливу энергии, в то время как отрицательные эмоции действуют противоположным образом. Потребности различают эмоции низшего порядка, так называемые общие эмоции (голод, жажда и т.д.), которые связаны с удовлетворением органических потребностей, и эмоции высшего порядка (аффекты), которые социально обусловлены и связаны с социальными отношениями. Виды эмоций различают в зависимости от интенсивности и продолжительности их выражения: эмоции, страсти, чувства, настроения, аффекты и стресс.
С.Л. Рубинштейн объясняет их в своей книге "Основы общей психологии" [7, 85].
Аффекты- это особо значимые эмоциональные состояния, которые сопровождаются заметными изменениями в поведении переживающего. Эмоция не предшествует поведению, а переносится на его конец. Она является реакцией, возникающей в результате совершенного поведения или действия, а ее субъективная эмоциональная окраска - это степень достижения цели, побудившей к поведению или действию. В эмоциональном действии может быть определенная степень потери сознательного выбора при выборе действия. Эмоциональное поведение, или аффективное действие, не полностью регулируется индивидом, а носит викарный характер.
Страсть - это интенсивная, продолжительная, всеобъемлющая эмоция, которая превалирует над другими эмоциями человека, заставляя людей направлять все свои желания и энергию на объект своей страсти. В психологической литературе страсть часто путают с эмоцией.
Страсть - это интенсивная, продолжительная эмоция, которая укореняется и овладевает человеком. Отличительной чертой страсти является интенсивность эмоции, которая отражается в правильном направлении всех мыслей индивида, и ее устойчивость; страсть может дать импульс, но она не является импульсом. Страсть всегда проявляется в концентрации мысли и сил, в сплочении, в ориентации на единую цель. Поэтому страсть имеет сильный момент волевого усилия. Страсть - это синтез эмоциональных моментов и моментов воли, где усилие берет верх над эмоциями.
Стресс (эмоция) - это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на ряд экстремальных форм поведения (стрессоров), таких как угроза, опасность или обида. В узком смысле эмоции ситуативны и представляют собой оценочное отношение к ситуациям, которые возникают или могут возникнуть. Такие эмоции редко проявляются во внешнем поведении. Более того, если человек тонко маскирует свои эмоции, трудно понять, что он испытывает. Эмоции - это наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Они имеют содержательную природу. Это всегда чувства по отношению к чему-то или кому-то. Иногда их называют "высшими" эмоциями, поскольку они возникают в результате удовлетворения высшей потребности.
Настроение - это состояние, которое окрашивает наши эмоции и является общим эмоциональным состоянием в течение значительного периода времени. В отличие от чувств и ощущений, эмоции являются личными, а не субъективными, и меняются не в зависимости от обстоятельств, а с течением времени.
Согласно классификации, предложенной К. Иззардом, эмоции могут быть базовыми или производными. К базовым относятся интерес, возбуждение, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина. Остальные являются производными. Комбинации основных эмоций порождают сложные эмоциональные состояния, например, тревога в сочетании со страхом, гневом, чувством вины и интересом-возбуждением.
Эмоции - это психические процессы, которые являются наиболее распространенным субъективным отражением отношения человека и связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, целей и намерений в отношении реальных предметов и явлений, других людей и самого себя. Эмоции являются одной из форм отражения сознания реальному миру. Однако эмоции отражают не предметы и явления как таковые, а скорее отношение к ним и их значение. Эмоции определяются, с одной стороны, внутренними желаниями и мотивами, а с другой - конкретными внешними ситуациями.
К. Изард в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина [8, 112].
Эмоции являются фундаментальными, поскольку «каждая из них имеет: - специфический внутренне детерминированный нервный субстрат;
- характерные мнемические или нервно-мышечные комплексы;
- отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество».
Эмоции могут либо активизировать поведение и повышать жизненный тонус, либо, наоборот, снижать его. Недостаточно возбужденные эмоции могут привести к перевозбуждению нейроэндокринной системы, в результате чего в крови вырабатывается чрезмерное количество адреналиноподобных веществ, которые начинают подавлять физическую и умственную активность, если нет возможности вывести их целенаправленными действиями.
И.Кант делит эмоции на физические и нефизические. Стимулирующие эмоции повышают жизненную силу, работоспособность и энергию организма.
К таким эмоциям относятся радость, любовь и вдохновение. Положительные эмоции возникают, когда люди исполняют все свои желания. Пессимистические эмоции возникают при разочаровании, трудностях и конфликтах с другими людьми. Они угнетают психику и подавляют личную активность. Биологическое значение отрицательных эмоций заключается в том, что они мобилизуют человеческий организм в его деятельности и борьбе.
Однако, несмотря на то, что люди способны контролировать свое поведение благодаря развитой силе воли, негативные эмоции могут влиять на их поведение и физическое состояние. В психологии выделяют три механизма возникновения новых эмоций: заражение эмоциями, опосредование эмоций и регуляция эмоций. Механизм эмоционального заражения заключается в том, что новые эмоции передаются от других объектов. Для того чтобы новая эмоция была заразительной, должна существовать достаточная степень эмоционального напряжения, чтобы повлиять на спектр эмоций человека.
Поэтому либо сама эмоция должна быть сильной, либо переживание несильной эмоции должно произойти у большого количества людей и степень выраженности эмоции должна усилиться. Механизм эмоционального заражения не требует большого количества времени. Если проявляемая эмоция затрагивает его эмоциональное поле в единичном проявлении, ребенок выполняет эмоцию. Однако этот механизм не совсем эффективен, поскольку не всегда можно контролировать проявление эмоций.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2002. – 349 с.
4. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. – 300 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2010. – 368 с.
6. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35-39.
7. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
8. Залесская, О. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения [Текст] / О. Залесская. - М.: Школьная Пресса 2005. - 32с.
9. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
10. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2010. - 704с.
11. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
8. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
12. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
13. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2008.
14. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3. — С. 48-51.
15. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
16. Семаго, Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица [Текст] / Н.Я. Семаго. – М.: АПКиППРО, 2007. - 17 с.
17. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва: 2005. – 180 с.
18. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ, 2007. – 80 с.
19. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.– Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 216 с.
20. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. — Москва: Владос, 2011. — 167 с.
21. Усанова О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с
22. Шаповал И.А. Специальная психология [Текст] : учеб.пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.