Фрагмент для ознакомления
2
Орфография - раздел языкознания (орфографические формы) по изучению орфограмм и определению их единообразия; 1) исторически сложившаяся и единообразная орфографическая система, принятая и используемая в обществе; 2) правила достижения орфографического единства в случаях, когда возможны разные написания; 3) следование принятым орфограммам и соблюдение специально определенных правил; 4) изучение орфограмм и их единообразия.
Орфография играет практическую роль, функционируя как средство письменной языковой коммуникации, и орфография имеет большое социальное значение. Неудивительно, что орфография постоянно отставала от развития разговорной системы языка, но сегодня орфография одинаково обязательна для всех пишущих, и только при этих условиях письменный язык допускает чрезвычайно свободное общение между членами общества.
Орфография является неотъемлемой частью общей языковой культуры человека и гарантирует правильность выражения и понимания.
При обучении письму необходимо обучать не только навыкам письма, но и письменному языку, его содержательным аспектам и его внешнему виду, то есть его звучанию.
Изучение языка, письма и орфографии должно научить учащихся понимать социальное назначение той деятельности, на которую они тратят столько времени и сил, что письмо - важнейшее средство человеческого общения, что нельзя писать как попало, но всегда можно писать по правилам. Некоторые из основных принципов, которые необходимо развивать, следующие
Развитие качественных орфографических навыков - одна из самых сложных задач начального образования.
Навыки являются автоматическими компонентами сознательной деятельности и вырабатываются в процессе работы. Прежде чем работать над конкретным орфографическим навыком, важно определить базовые знания и умения, отдельные процессы, которыми должны овладеть учащиеся, и то, как именно эти отдельные процессы взаимодействуют друг с другом.
Основная цель преподавания орфографии в школах - дать возможность учащимся развить хорошие орфографические навыки.
Обучение орфографии требует определенной последовательности овладения различными видами орфограмм. Без этой последовательности система, гарантирующая постепенное накопление знаний и совершенствование навыков письма, рушится, и ученики в любом случае лишаются возможности совершенствовать то, чему они уже научились.
Орфографические навыки и навыки письма в школах основываются на изучении правописания предложений. Ученики должны научиться понимать и усваивать природу различных видов орфограмм, определять их особенности и соответственно применять определенные орфографические правила. В начальной школе детей следует обучать всем элементам письма и их взаимосвязям. Орфографические методы не следует отделять от изучения алфавита, обучения формам и формирования графических навыков учащихся.
Орфографические правила определяют орфографические предпочтения в пяти областях:
1) Письменное представление звуков в словах: правила правописания безгласных гласных в корнях слов, приставках и других морфемах; звонких согласных в слабых позициях, корнях слов и других морфемах; глухих согласных и дифтонгов в морфемных сочетаниях;
2) выбор слитного, раздельного или дефисного написания слов;
3) использование разных падежей для начала предложений и собственных существительных;
4) когда слово или часть слова переносится с одной строки на другую;
5) аббревиатуры, т.е. неграфические сокращения слов.
Природа русской орфографии обычно описывается в лингвистических терминах, т.е. фонология, морфология и т.д. Различные орфографические явления и виды орфографии подчинены орфографическому, фонологическому, традиционному и другим принципам, которые помогают выбрать методы и приемы обучения для каждого конкретного вида орфографии, а не для орфографии в целом. Понимание природы и особенностей орфографии раскрывается через ее принципы, то есть основные положения и теории.
1.2 Принципы изучения орфограмм
Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами, которые являются закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Орфографический принцип — это общая основа для написания слова или морфемы в вариантах, представленных схемой. Каждый орфографический принцип уникальным образом объединяет группу орфографических правил, которые применяют этот принцип к определенному языковому явлению.
Орфографический принцип — это идея, которой руководствуются носители языка при выборе букв, способных обозначать различные звуки (фонемы).
В сильной позиции звуки (фонемы) обозначаются каждой буквой не решают орфографическую задачу, кроме обозначения гласных после шипящих и ц, которые имеют свое фонологическое, морфологическое и историческое обоснование.
По мере развития языков произношение слов меняется быстрее, чем их написание. Разница между устной и письменной речью часто исчезает или становится фиксированной, и тогда возникает другая закономерность в отношениях между звуками и буквами, и эта закономерность поднимается до уровня закона. Так устанавливаются принципы орфографии.
Среди лингвистов существуют разногласия по поводу количества и номенклатуры принципов русской орфографии; А. М. Гвоздев, Л. Р. Зингер, В. В. Иванов и В. Ф. Иванова считают, что русская орфография состоит из трех принципов: морфологического, фонетического и традиционного.
В. Ф. Иванова дает следующее определение: "Морфологический принцип — это принцип позиционно изменяемого обозначения фонем, при котором сохраняется схематическая последовательность морфем. Для этого фонемы слабой позиции обозначаются буквой, соответствующей фонеме более сильной позиции".
Морфологические принципы орфографии нарушаются различными отклонениями и написаниями, соответствующими фонологическим принципам.
Фонетические принципы были обоснованы в 1748 году В. К. Тредиаковским как основа русской орфографии.
Важно, какие звуки обозначаются по фонологическому принципу и с какой детализацией; В. Ф. Иванова утверждает, что "даже в практической орфографии, используя принцип фонологической нотации, можно и нужно обозначать только фонемы".
С введением термина фонема фонологический принцип орфографии можно также называть фонологическим принципом орфографии, но в современной лингвистической литературе этот термин используется в другом смысле, поэтому целесообразнее сохранить его старое название.
Ф. Иванова определяет его следующим образом: 'Фонемизм — это принцип обозначения фонем, при котором слабая фонема, которую заменяет сильная фонема, обозначается на основе непосредственно связанной с ней фонемы соответствующей слабой фонеме буквой - буквой, соответствующей ей'.
Фонологический принцип подразумевает, что буквы обозначают звук в слабой позиции, а не фонему. Орфографический фонологический принцип обычно проявляется в фонологических чередованиях одной и той же морфемы (фонологические чередования не пишутся по фонологическому принципу).
Традиционный принцип русской орфографии - использовать написание, закрепленное традицией. Традиционные написания необходимо запоминать.
Традиционные орфографические принципы проявляются не только тогда, когда фонема не может быть поставлена под ударение, но и при изменении фонем в ударении одной и той же морфемы. Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова.
Русская орфография сложна. В "Правилах русской орфографии и пунктуации" более 420 правил, но написание тысяч слов не соответствует ни одному из них».
Фактический уровень грамотности населения и культура речи в обществе в значительной степени зависят от того, как преподается русский язык во всех типах и видах общеобразовательных учреждений, начиная с начальной школы.
Для удобства орфографической работы необходимо выделение практических и конкретных единиц. Основной орфографической единицей является орфограмма.
Например, М.Р. Львов определяет орфограмму как — букву, часть слова или текста, орфографию которой следует проверить, если есть риск ошибки.
Д.Э. Розенталь: орфограмма — это написание, соответствующее орфографическим правилам, которые следует применять.
М.Т. Баранов: орфография — это специфическое написание внутри или между словами, которое может быть представлено различными графическими символами, но только один из них может быть истинным.
В совокупности свойства орфограмм выглядят следующим образом:
• проверяемое написание (буквы, буквосочетания, морфемы, положение между словами, стыки морфем, положение сегментации слова при транспозиции);
• не менее двух вариантов написания, из которых только один правильный.
1.3 Цель и содержание обучения орфографии в начальной школе
Содержание обучения орфографии определяется формированием следующих орфографических компетенций:
1) Умение находить орфограммы. Это умение основано на представлении об орфограмме как символе и ее уникальной идентификации на слух, а также на знании признаков, общих для многих орфограмм.
2) Умение определять тип и выбирать метод проверки. Этот навык требует знания дескрипторов, определяющих конкретные типы орфограмм, а также знания проверенных/непроверенных и исследованных/неисследованных орфограмм.
3) Правописание по правилам и по словарям Правописание по словарям требует знания назначения и структуры орфографических словарей, а правописание по правилам требует знания орфографических правил и способов их применения.
4) Умение проверять орфографию текста. Эта компетенция объединяет все вышеперечисленные орфографические компетенции [30].
Орфография в школах также делится на несколько групп. К ним относятся отображение звуков букв, использование заглавных букв, дефисное и разделительное написание, замена слов и правила сокращения (аббревиатуры, акронимы и графические сокращения).
Развитие навыков грамотности учащихся основывается на усвоении теории грамматики и правил правописания. Орфография определяет написание не отдельного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Таким образом, она освобождает нас от необходимости запоминать образ каждого слова и создает возможность писать целые группы слов в соответствии с установленными лингвистическими правилами.
Орфография унифицирует написание составных слов, прежде всего, на основе грамматической общности. Это облегчает письменную коммуникацию и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
Под "правилами" понимаются нормы обобщенного характера, относящиеся к совокупности однородных языковых явлений. Основное назначение правил - обобщать однородные орфограммы", - пишет Д.Н. Богоявленский [5].
По своей природе изучение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим и словообразовательным материалом.
Орфографическая грамотность учащихся - одна из самых актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Однако, несмотря на свою древность, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли будет решена окончательно [3].
Наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся являются слабые орфографические навыки.
Орфографические навыки — это сложные навыки. Они требуют большой практики и опираются на следующие простые навыки и умения
1) умение писать;
2) умение фонетически анализировать слова;
3) умение определять морфологическую структуру слов и выделять их из слов проверяемые орфограммы;
4) умение подставлять орфограммы под соответствующие правила [15].
После формирования орфографических навыков выбор написания, соответствующего норме, происходит автоматически и не отвлекает внимание пишущего от содержания высказывания или манеры речи.
Особую роль в формировании орфографических навыков играют уроки начальной школы. Учащиеся должны понимать, что переход от знаний к практике, от распознавания каждой орфографической ситуации и действия в соответствии с правилами в конечном итоге приводит к приобретению навыков [15].
Хорошо развитые орфографические навыки (точная, разборчивая и выразительная речь в различных ситуациях общения, разборчивое письмо, адекватное понимание чужой речи, владение различными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанного и образованного человека и существенно влияют на социальную и профессиональную деятельность человека.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 2005. – 158 с.
2. Бабайцева В. В. Тайны орфографической̆ зоркости. //Русская словесность. – 2015. – 406 с.
3. Бакулина, Г. А. Нетрадиционные приемы (упражнения) как средство формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – 503 с.
4. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. - 2019.- 368 с.
5. Бежанова, Н. Л. Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов/ Н. Л. Бежанова // Молодой ученый. – 2018. 302 с.
6. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - 2-е изд. перераб. и доп.- М: Просвещение. - 2006.- 299 с.
7. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов. // Начальная школа. 2002. 90 с.
8. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2014. - 488 c.
9. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2015. - 288 c.
10. Гвоздев, А. Н. Основы русской̆ орфографии / А. Н. Гвоздев. - 2014. - 288 с.
11. Гвоздев, А.Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. М., 2007. 288 с.
12. Жедек П. С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 2010. – 305 с.
13. Ибрагимова, А. И. Развитие орфографической̆ зоркости младших школьников на уроках русского языка / А.И. Ибрагимова. - 2014. - 368 с.
14. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей̆. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. - 2002. - 173 с.
15. Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — 584 с.
16. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
17. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 2013. – 450 с.
18. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015–464 с.
19. Рождественский̆, Н. С. Обучение орфографии в начальной̆ школе / Н.С. Рождественский̆. - 2000. - 241 с.
20. Фролова, Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников / Л. А. Фролова. ─ Магнитогорск, 2015. – 104с.