Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы в России совершается значительное количество административных правонарушений, нарушающих законодательно установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу, совершения таможенных операций и деятельности в области таможенного дела, поэтому возрастает значение таможенных органов не только как органов исполнительной власти, участвующих в регулировании внешнеэкономических связей государства, но и как правоохранительных и контролирующих органов .
Совершаемые противоправные действия наносят существенный вред общественным отношениям в сфере деятельности органов исполнительной власти и при определенных условиях представляют общественную опасность, наносят ущерб как интересам личности и общества, так и государства, в том числе экономической безопасности. В связи с этим вопросы организации борьбы с административными правонарушениями, в том числе в области таможенного дела, являются весьма актуальными для системы правоохранительных органов. В правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции особое значение имеет совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, правильная юридическая квалификация административных правонарушений в области таможенного дела, а также привлечение виновных лиц к ответственности за их совершение.
В законодательстве определение термина "административное правонарушение" впервые было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года и впоследствии воспроизведено в КоАП РСФСР. Согласно статье 10, административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, в установленном порядке управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность
В КоАП РФ термин "административное правонарушение" определен, во-первых, без указания объектов посягательства, во-вторых, в отношении физических и юридических лиц и, в-третьих, без указания соотношения административных и уголовных правонарушений.
Под административным правонарушением понимается нарушение или несоблюдение административно-правовых норм, устанавливающих определенные правила в различных отраслях управления и предусматривающих административные взыскания.
И. А. Галаганом, понимает под административным правонарушением "общественно вредные действия или бездействие, нарушающие предписания административно-правовых норм, предусмотренные санкциями в виде конкретных наказаний, и регулируемые ими общественные отношения в сфере государственного управления, которые отличаются от правонарушений меньшей степенью общественной опасности, а потому влекут административную ответственность"
Административная ответственность за нарушение таможенных правил определена главой 16 КоАП РФ. Административное правонарушение в области таможенного дела включает в себя те же элементы, что и в составе других правонарушений: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона.
Административная ответственность за нарушение таможенных правил предусмотрена только КоАП РФ, тогда как административная ответственность за административные правонарушения в иных сферах общественной жизни может быть установлена законами субъектов РФ. Это связано с тем, что в соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Видовым объектом административного правонарушения в области таможенного дела являются общественные отношения в области таможенного дела (родовой объект). Непосредственный объект посягательства устанавливается каждой статьей (диспозицией статьи) Особенной части КоАП РФ. Непосредственный объект правонарушения зависит от конкретного совершенного деяния и, соответственно, от того, санкция какой статьи главы 16 КоАП РФ предусматривает ответственность за него. Так, непосредственным объектом административного правонарушения в области таможенного дела могут быть общественные отношения
- связанные с перемещением товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС (ст. 16.1, 16.3);
- связанные с порядком доставки и переработки товаров под таможенным контролем (статьи 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13, 16.14)
- связанные с порядком совершения таможенных операций (статьи 16.2, 16.4, 16.7, 16.12, 16.14, 16.16, 16.17) и другие.
Наличие специальных субъектов - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). КоАП РФ
Практически все составы главы 16 КоАП РФ устанавливают ответственность для специальных участников ВЭД (например, статья 16.10 "Несоблюдение таможенной процедуры таможенного транзита" предусматривает ответственность перевозчика за несоблюдение условий таможенного транзита, установленных таможенным органом, либо маршрута следования товаров, определенного таможенным органом, либо доставки товаров в иную зону таможенного контроля, чем та, которая определена таможенным органом в качестве места доставки).
Неоднозначность. К административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела может быть одновременно привлечено как физическое, так и юридическое лицо (следует подчеркнуть, что к уголовной ответственности привлекаются только физические лица). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает виновное физическое лицо от административной ответственности за совершенное правонарушение, равно как и привлечение физического лица к административной ответственности не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за совершенное правонарушение.
Статья 3.2 КоАП РФ устанавливает виды административных штрафов, которые являются наказанием за совершенное противоправное деяние. За совершение административного правонарушения в области таможенного дела санкции главы 16 КоАП РФ предусматривают такие наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация оружия или предмета административного правонарушения. В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение и административный штраф могут применяться только в качестве основных административных наказаний, конфискация может быть назначена в качестве основного или дополнительного наказания. Вместе с тем, экономический характер правонарушений обуславливает преобладание материальных санкций за нарушения таможенных правил.
Таким образом, административное правонарушение в области таможенного дела имеет как общие признаки, присущие любому административному правонарушению, так и специфические, обусловленные особенностями объекта, субъектов и других элементов нарушения таможенных правил, а также видами административных взысканий, которые применяются к виновным. Кроме того, КоАП РФ устанавливает субъекты административной юрисдикции, к компетенции которых относится рассмотрение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
В завершении главы можно прийти к выводу, что административное правонарушения предусматривает собой противоправное поведение, нарушение основы общественного порядка в области таможенного дела и посягающие на деятельность таможенных органов. Все административные правонарушения в области таможенного дела предусмотрены в главе 16 КоАП.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (в редакции от 29.05.2019, с изменениями. от 10.01.2006) [Электронный ресурс] //Доступ от СПС Консультант Плюс 2023
2. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 "О разъяснениях к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс] //Доступ от СПС Консультант Плюс 2023
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 "О положении о порядке применения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров": [Электронный ресурс] //Доступ от СПС Консультант Плюс 2023
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 "Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" [Электронный ресурс] //Доступ от СПС Консультант Плюс 2023
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (с изменениями от 19.12.2022) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. N 32 (Часть I) Статья 5082.
6. Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.02.2010 № 0111/8319 "О разъяснениях ТН ВЭД России" // Таможенные ведомости. 2010. № 4.
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 (ред. от 12.05.2016) "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2014. N 1
8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019) "О некоторых вопросах, возникающих в судах при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Вестник Верховного Суда Российской Федерации. 2006.. N 12
9. Приказ Федеральной таможенной службы России от 15.08.2014 № 233-Р. "О классификации отдельных товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза" // Российская газета. 2015. N 7
10. Алексеева Н.Н., Андреева Е.И., Караулова А.Н., Криштафович Д.В. Предварительная классификация товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза: практика и перспективы // Вестник Российской таможенной академии. 2021.No . 4 с. 53-65
11. Андреева Е. И., Говоров А. А. Классификация комбинированных станков, инструментов для сборки и технического обслуживания станков и сменных инструментов в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. с. 50-59.
12. Богданов А.В., Богородицкий И. Б., Русский Б.В. Административное право. М.: НОРМА, 2020. 352 с.
13. Василенко Г.Н. К вопросу об административной ответственности в сфере декларирования // Административное право и процесс. 2020. № 6. С. 41-44.
14. Ким Н.И. Совершенствование правового регулирования назначения административных взысканий в сфере таможенного дела: дис.... канд. юрид. наук. .. канд. техн. наук. юрист. наук". Люберцы, 2020. 185 с.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I) Статья 1.
16. Ладохин Е.И. Проблемы квалификации административного правонарушения в части недекларирования и недостоверного декларирования товаров // Развитие таможенного дела Российской Федерации: Дальневосточный вектор. 2021. № 3. С. 123-128
17. Ловинюков А.С., Шашкина А.Н. Административное правонарушение в сфере таможенного дела: понятие и признаки // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 69-74
18. Назаренко Н.А., Саввченко М.С. К вопросу об основных и частных правилах классификации товаров на основе товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности // Царскосельские чтения. 2020 .№ 3. С. 62-65