Фрагмент для ознакомления
2
Административно-территориальные устройство означают разделение национальной территории на части (регионы, провинции, штаты и т.д.) и создание и функционирование соответственно национальных и местных систем управления. Их обычно называют административно-территориальными единицами.
Основное назначение административно-территориального устройства - обеспечение функционирования государственных структур, бесперебойной работы государственных органов и взаимоотношений с местными органами власти и населением. Не менее важными являются финансовые задачи, т.е. организация сбора налогов с населения, и полицейские задачи, т.е. обеспечение общественного порядка на данной территории .
Важнейшим принципом административно-территориального устройства является экономический принцип. При выделении областей и районов учитываются природные, исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, контуры и уровень экономического развития, средства сообщения, численность и плотность населения, наличие центров экономической тяги. Экономические принципы способствуют развитию производительных сил страны и позволяют местным органам власти самостоятельно решать хозяйственные, социальные и экономические проблемы.
В таком многонациональном государстве, как РФ, национализм играет важную роль и требует всестороннего учета этнического состава населения, проживающего на той или иной территории.
Способность государственных органов и органов местного самоуправления успешно выполнять свои задачи во многом зависит от их близости к населению, умения успешно реагировать на нужды и запросы населения, опираться на инициативу и самодеятельность населения. Поэтому необходимость максимального приближения государственных органов к населению учтена в административно-территориальном устройстве РФ. Также учитывается необходимость приближения государственных органов к экономически важным предприятиям (промышленность, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство), чтобы они могли оперативно влиять на развитие экономики.
Если раньше вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов РФ решались Президиумом Верховного Совета в Москве, то теперь они относятся к компетенции органов власти субъектов РФ.
Сегодня каждое государство имеет конституцию, которая является высшим законом, декларирующим его содержание и форму реализации политики системы функционирования государства. Форма государства является способом реализации функций государства и включает в себя три элемента: форму правления, форма государственного устройства и политическую систему. Таким образом, согласно концепции, государство представляет собой композицию определенных элементов, которые влияют на конечную организацию государства. В зависимости от того, как и кем осуществляется власть в государстве, о государстве можно судить с точки зрения формы правления в государстве . Иными словами, форма правления в государстве включает в себя то, как сформирован центральный аппарат государственной власти, и определяет систему и структуру его институтов. От того, как и по каким принципам формируются государственные институты, зависит степень участия граждан в осуществлении политической власти в государстве.
В результате, каждый состав элементов государства будет иметь свой набор принципов, которые руководят формированием и осуществлением организации центральной и местной власти в государстве и определяют законы, по которым взаимодействуют население и государственные институты. В результате в каждом конкретном государстве мы получаем набор элементов государственных структур, которые обеспечивают общее функционирование всей системы государственных структур в соответствии с определенной функциональной системой организации и осуществления власти с учетом особенностей государства и его культуры.
Каждая конкретная форма государства признается и интерпретируется юристами по-разному, в зависимости от принятых ими критериев.
Некоторые примеры приведены ниже.
В.М. Корецкий считает, что "правительственной формой государства можно признать организационный процесс формирования ветвей власти, который выражается в воплощении ее правления, структуре государственных функций и типе политической системы".
М.Н. Марченко определяет форму государства как "определенную конституирующую совокупность его структурных элементов, которая оказывает важное влияние на формирование политической мысли в государстве, направление и способ взаимодействия с гражданами". Однако в то же время М.Н. Марченко считает, что элементами формы государственного устройства являются, в отличие от общей теории, форма его государственных структур и его политическая система. Он считает, что содержание сущности основных элементов государства не меняет своего смысла, несмотря на изменение его названия, и что это все синонимичные понятия .
Поэтому можно говорить как о трехчленной, так и о двухчленной структуре формы государства. Единой точки зрения нет не только на структурные элементы государства, но и на большинство правовых вопросов. Поэтому преобладающей точкой зрения является та, которую поддерживает большинство.
В нашем случае, по вопросу элементов права, мы имеем традиционную трехчастную систему. Однако в законодательстве советского периода содержание формы государства отождествлялось с формой правления, то есть только с одним из его элементов.
Основанием для такого суждения послужило широко распространенное в советский период мнение, что единственным базовым элементом государственной формы является тип политического устройства государства, которое подвергалось серьезной критике в основных работах по теории права таких выдающихся юристов, как Бурдье, Дюверже и Руфиус.
Таким образом, советские юристы подчеркивали суверенитет государства и упускали из виду принципы его внутренних основных законов и структур.
В.С. Петров указывал, что формой государственного устройства является его территориальная структура государственной власти, характеризующаяся типом взаимоотношений между органами власти и всем государственным аппаратом .
Сегодня в законодательстве наблюдается другая крайность - недооценка важности определения элементов формы государства. По сути, сегодня преобладает мнение, что элементы формы государства слишком раздуты, а их значение преувеличено.
В.Е. Чилкин утверждает, что в юридических источниках содержанию понятия "форма государства" придается слишком большое значение. При этом очень часто возникает путаница в содержании самого этого понятия, которое может пониматься либо как тип государства, либо просто как политическое устройство государства. По этой причине в современном законодательстве стараются избегать чрезмерного употребления этого словосочетания, заменяя его такими синонимами, как "административно-территориальное деление" или "политический уклад жизни общества".
М.В. Корецкий относит к форме государства как территориальную организацию, так и достижение общего баланса управления в государстве через взаимодействие отдельных его составляющих.
О.О. Миронова также поддерживает эту точку зрения, что форма государства - это, прежде всего, баланс его государственных институтов и процесс достижения этого баланса через установление типа политической системы и формы политического устройства.
А.Б. Венгеров также анализирует это понятие и указывает, что состав государства и его административно-территориальная организация - это сочетание способа интеграции жителей определенной территории и типа отношений с государством в целом через различные территориально-политические организации, а также отношения между главными муниципалитетами и местным самоуправлением и разделение полномочий между ними .
Продолжая это рассмотрение, В.Е. Чиркин также предлагает признать государственное устройство страны как способ организации всех структурных элементов для достижения оптимального функционирования ее политических целей и общего благосостояния ее народа.
Это объясняется тем, что суть одна: достижение наиболее благоприятных условий для функционирования государства. При этом народ и политические лидеры каждого государства сами решают, какие методы и способы наиболее благоприятны для достижения их целей.
Исходя из вышеизложенных выводов, можно заключить, что форма государства - это совокупность его структурных элементов, обеспечивающих его благополучное развитие.
Сегодня практика применения государственного устройства во всем мире выявила две эффективные и жизнеспособные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Конечно, на протяжении истории существовали и давние федерации, но юристы трактуют этот тип государственного устройства как федерацию суверенных государств, объединившихся для достижения определенной цели, и не могут признать федерацию как тип государственного устройства .
Унитарное государство - исторически первая форма государства, не включающая в себя другие формы государственности, но этот тип государства может иметь административные единицы - регионы, округа и палаты.
Федеративное государство - это очень сложный тип государства, состоящий из нескольких различных административных единиц, которые объединены определенными факторами для общего благополучия.
Федеративное государство - это государство, в котором несколько независимых государств, сохраняющих суверенитет, объединяются для достижения конкретной общей цели.
В современном конституционном праве федерализм признается как принцип, режим и форма государственного устройства.
Федеративное устройство государства позволяет одновременно достичь как интеграции, так и разделения государственной власти, при условии существования территориальной организации на нескольких уровнях. Тем не менее, современные юристы справедливо полагают, что определенные формы политико-территориального устройства государства влияют не только на внутреннюю организацию государства, но и на его внешние признаки.
Это можно сказать, например, о федеративных формах политики, которые также являются средством улучшения отношений между негосударственными субъектами и влияют на устройство мира и его согласованность.
Сущность федерализма проявляется в общей согласованности всех уровней территориальной организации, как государственной, так и общественной.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416
3. Гавриков В.П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
4. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
5. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
6. Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
7. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
8. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
9. Никодимов И.Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
10. Пиголкин А.С. Теория государства и права : учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев ; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
11. Протасов В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В.Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
12. Радько Т.Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.