Фрагмент для ознакомления
2
В области современного обучения английскому языку широко используются различные подходы и методы, включая коммуникативно-когнитивный подход. Он учитывает когнитивные процессы при освоении языка и связывает обучение с реальной коммуникативной деятельностью.
Один из важных аспектов этого подхода — обучение грамматике на среднем этапе обучения. Коммуникативно-когнитивный подход позволяет не только понимать грамматические конструкции, но и применять их в практических коммуникативных ситуациях.
Цель данного исследования заключается в изучении эффективности коммуникативно-когнитивного подхода при обучении грамматике на среднем этапе обучения английскому языку.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике на среднем этапе.
2. Анализ существующих методик обучения грамматике на уроках английского языка на среднем этапе и выявление их достоинств и недостатков.
3. Разработка уроков английской грамматики на основе коммуникативно-когнитивного подхода и проверка их эффективности.
4. Сравнение результатов обучения грамматике при использовании коммуникативно-когнитивного подхода и традиционных методик.
5. Анализ отзывов учащихся и преподавателей о применении коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике на среднем этапе.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку на среднем этапе, а предметом исследования — эффективность коммуникативно-когнитивного подхода при обучении грамматике на этом этапе.
Для достижения поставленных целей и решения задач будут использованы следующие методы:
• Теоретический анализ литературы для изучения теоретических основ коммуникативно-когнитивного подхода и анализа существующих методик обучения грамматике.
• Экспериментальный метод для проверки эффективности коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английской грамматики.
• Анкетирование учащихся и преподавателей для получения отзывов об использовании коммуникативно-когнитивного подхода.
• Статистический анализ результатов обучения грамматике с использованием коммуникативно-когнитивного подхода и традиционных методик.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно направлено на проверку эффективности применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике на уроках английского языка на среднем этапе обучения. Ранее проводившиеся исследования в этой области были скорее теоретическими и не имели такой конкретной цели.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно может привести к новым знаниям и пониманию процесса обучения грамматике на уроках английского языка на среднем этапе обучения. Использование коммуникативно-когнитивного подхода при обучении грамматики может помочь преподавателям английского языка более эффективно обучать студентов и развивать их коммуникативные и когнитивные навыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в образовательной практике для разработки новых методик обучения грамматике на уроках английского языка на среднем этапе обучения, а также для улучшения качества преподавания этого предмета.
В рамках данного исследования мы сосредоточены на оценке эффективности применения коммуникативно-когнитивного подхода при обучении грамматике на промежуточном этапе изучения английского языка. Предыдущие исследования в этой области были в основном теоретическими и не ставили перед собой таких конкретных целей.
Одним из основных аспектов данного исследования является его значимость с точки зрения теории, так как оно позволяет приобрести новые знания и глубже понять процесс обучения грамматике на промежуточном этапе изучения английского языка. Применение коммуникативно-когнитивного подхода при обучении грамматике может помочь преподавателям английского языка более эффективно развивать коммуникативные и когнитивные навыки у студентов.
Практическое значение данного исследования заключается в его применимости в образовательной практике для разработки новых методик обучения грамматике на промежуточном этапе изучения английского языка. Кроме того, результаты исследования могут способствовать улучшению качества преподавания данного предмета.
Таким образом, данное исследование направлено на оценку эффективности коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике на промежуточном этапе изучения английского языка, и его результаты будут полезны как для академического сообщества, так и для практического применения в образовательной сфере.
Глава 1. Теоретические основы обучения диалогическому общению с помощью коммуникативных игр на среднем этапе обучения
1.1. Особенности обучения грамматики на среднем этапе обучения
Главная цель обучения грамматике в средней школе заключается в развитии у учащихся навыков грамотного использования языка, которые являются неотъемлемой частью умений говорения, аудирования, чтения и письма. Недостаточный уровень грамматических навыков может ограничить формирование языковой, речевой и социокультурной компетенции [Акатов, 2003].
Грамматика, как раздел языкознания, изучает закономерности сочетания и изменения слов, позволяющие строить осмысленные высказывания. Умение грамотно сочетать и изменять слова в зависимости от контекста является важным аспектом языкового общения. Грамматический навык предполагает умение выбирать подходящие модели языка и применять их в соответствии с нормами [Блинова, 2000].
Обучение грамматике включает изучение различных аспектов языка, таких как морфология, синтаксис, лексика, фонетика и правописание. Оно включает в себя правила образования и изменения слов, правила сочетания слов в предложениях, различия между частями речи и их функциональными ролями, правила использования времен, залогов и спряжений глаголов, образования форм множественного и единственного числа, рода и падежей существительных и местоимений, а также различия между простыми и сложными предложениями [Ведель, 2001].
Объектом обучения грамматике может быть как родной, так и иностранный язык. Основная цель состоит в освоении правил языка и их применении для эффективного общения и понимания речи других людей [Гальскова, 2006].
Развитие грамматических навыков является важным компонентом языкового обучения и требует систематической практики и повторения. Чтение и прослушивание аудиоматериалов позволяют учащимся ознакомиться с грамматическими конструкциями в контексте их использования [Верещагина, 2008]. При обучении грамматике необходимо применять различные методики и подходы, учитывая индивидуальные потребности и уровень каждого ученика [Щукин, 2006].
Важно, чтобы обучение грамматике не было оторванным от других языковых навыков, таких как развитие словарного запаса, понимание текстов и выражение мыслей на языке. Интеграция грамматики в общий учебный процесс способствует лучшему пониманию языка и его использованию для достижения коммуникативных целей [Комарова, 2014].
Обучение грамматике имеет важное значение для развития языковых навыков учащихся. Оно предполагает изучение закономерностей языка и правил его использования в различных ситуациях общения. Через систематическую практику и интеграцию с другими языковыми навыками учащиеся смогут эффективно использовать грамматические структуры для успешного общения [Шевченко, 2005].
Развитие грамматических навыков играет важную роль в овладении языком и эффективном общении на нём [Акатов, 2003]. Грамматические навыки представляют собой умение использовать язык точно и эффективно [Верещагина, 2008]. Они делятся на несколько типов.
Первый тип - это репродуктивные навыки, которые позволяют использовать ранее изученные грамматические формы [Шапатина, 2007]. Например, это умение правильно использовать времена глаголов или склонять существительные [Дементьева, 2007].
Второй тип - это рецептивные навыки, которые позволяют понимать грамматические формы, используемые другими людьми [Гальскова, 2006]. Сюда входит понимание форм множественного числа, правильного порядка слов в предложении и использования вспомогательных глаголов [Бабинская, 2005].
Третий тип - языковые навыки, которые включают понимание грамматических правил и их использование в разных контекстах [УМК "Английский в фокусе", 2017]. Это включает понимание того, как изменение порядка слов может изменить смысл предложения, использование модальных глаголов и правильное задавание вопросов [Коган, 2004].
Четвертый тип - это речевые навыки, которые позволяют использовать грамматические формы в устной речи для более точного и эффективного выражения мыслей [Блинова, 2000]. Сюда входит использование контекстных подсказок для выбора правильной формы глагола и использование формальных и неформальных выражений в соответствии с ситуацией [Бим, 2002].
Характеристики хорошего грамматического навыка включают точность, гибкость, отсутствие ошибок, способность к применению в разных ситуациях и легкость использования в речи [Горлова, 2010]. Развитый грамматический навык позволяет использовать язык на более сложном уровне [Щукин, 2006].
Рецептивные грамматические навыки включают умение распознавать и соотносить грамматические конструкции, определять структуру предложений, выделять придаточные предложения и обороты [Вятютнев, 1984]. Языковые грамматические навыки включают знание правил образования форм и структур языка и их применение в контексте [Хенина, 2007]. Речевые грамматические навыки связаны с автоматическим использованием грамматических явлений на основе интуитивного грамматического чувства [Корнеева, 2003].
Развитие грамматических навыков возможно через изучение правил и практику использования языка в разных ситуациях [Пассов, 2002]. Обучающие программы и упражнения также могут помочь улучшить грамматические навыки [Афанасьева, 2012].
В процессе овладения языком, важную роль играют речевые и языковые грамматические навыки, которые связаны с использованием грамматики. Языковые навыки относятся к знанию грамматических правил и их применению при формировании языковых структур [Акатов, 2003]. Они включают в себя умение работать с временами, падежами, спряжением глаголов и склонением существительных, а также умение применять эти правила в различных контекстах [Верещагина, 2008]. Однако, для полноценного владения языком необходимы также речевые грамматические навыки.
Речевые грамматические навыки связаны с практическим использованием грамматических конструкций и включают правильный порядок слов в предложении, правильное склонение и спряжение, использование грамматических времен, местоимений, модальных глаголов и других языковых структур [Горлова, 2010]. Цель обучения грамматике заключается в том, чтобы студенты могли более эффективно и точно использовать грамматические правила и формы языка [Комарова, 2014]. Грамматика является неотъемлемой частью языка и ее освоение играет важную роль в эффективной коммуникации на языке [Блинова, 2000].
Цели обучения грамматике могут включать такие аспекты, как понимание основных грамматических правил языка, умение применять эти правила в различных контекстах, а также способность распознавать и исправлять грамматические ошибки [Вятютнев, 1984]. Они также направлены на развитие навыков чтения, письма, слушания и устной речи с использованием правильной грамматики [Хенина, 2007]. Обучение грамматике также способствует повышению уверенности в использовании языка в различных коммуникативных ситуациях [Дементьева, 2007].
В целом, развитие речевых и языковых грамматических навыков является важным этапом в освоении языка. Студенты должны развивать умение аргументировать свои мысли, культуру общения и другие навыки, которые помогут им эффективно общаться на языке как в учебной, так и в практической сфере [Щукин, 2006].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей̆ с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Афанасьева О. В. VII класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 352 с.
3. Бабинская П.К. Практический̆ курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
4. Банникова Л.С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения; курс лекций. – Гомель, 2010 – 82 с.
5. Бим И. Л. Личностно-ориентированный̆ подход – основная стратегия обновления школы. Научно-методический̆ журнал «Иностранные языки в школе». – 2002 No2. – 112с.
6. Блинова С. И., Чарскова Е. П., Чернышева Г. С., Синицкая Е. И. Практика английского языка. Сборник упражнений по грамматике. Серия: «Изучаем иностранные языки». СПб.: Лениздат, «Издательство союз», 2000. – 384 с.
7. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей̆ с отклонениями в развитии. Учебное пособие. – М.: Астрель, 2008. – 127 с. 11.
8. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский̆ язык, 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. – 216 с.: ил. – (Английский̆ в фокусе).
9. Ведель Г. Е. Методы обучения иностранным языкам и их методологическая основа. Статья: Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2001. – Выпуск 1 – с. 85 – 91.
10. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А. Student’s book. English. Part 2. Английский̆ язык. 2 кл. Учеб. для шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий. В 2 ч. Ч 2. – 9 изд., испр. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.
11. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). – М.: Рус. яз., 1984. – 144 с.
12. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский̆ центр «Академия», 2006. – 336 с.
13. Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. –248 c.
14. Дементьева Н. Я., Акимова Н. Ф. Видовременная система английского глагола: учебное пособие по практической̆ грамматике. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 84 с.
15. Коган М. С., Кондрашова И. В., Медведева Е. А., Сорокина Л. П. Учебное пособие для подготовки к сдаче кандидатского минимума. Санкт- Петербургский̆ государственный̆ политехнический̆ университет: Санкт- Петербург, 2004. – 247 с.
16. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Макбет К. Английский̆ язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово». MACMILLAN, 2014. – 163 с.
17. Корнеева Е. А., Баграмова Н. В., Чарекова Е. Н. Практика английского языка. Сборник упражнений по устной̆ речи. – СПб.: Издательство «Союз», 2003. – 336 с.
18. Пассов Е. И., Захарова О. В. Современные направления в методике обучения иностранным языкам: учебное пособие/Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», - 2002. – 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», No22).
19. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый̆ курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей̆ – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей̆ и родителей̆. -М.: Академия, 1997. – 320 с.
21. Суворкова С. В. Иностранный̆ язык (английский̆) 5-9 класс. Рабочая программа учебного предмета (курса). СОШ No 30. г. Каменск-Уральский̆, 2016. – 62 с.
22. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 6 классов общеобразовательных учреждений. Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс. 2017. 146 с.
23. Хенина Н. В., Платонова Н. А. Учебно-методический комплекс «Теория и методика обучения иностранному языку». Барнаул, 2007. – 83 с.
24. Шапатина О. В., Павлова Е. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический̆ комплекс для специальности 030301.65. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. – 204 с.
25. Шевченко М. А., Усманов М. У., Балаянц И. Г. Учебное пособие по методике преподавания английского языка для студентов III курса английской̆ филологии СамГИИЯ. Самарканд. – 2005. – 125 с.
26. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей̆ и студентов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.