Фрагмент для ознакомления
2
Что характерно для детей старшего дошкольного возраста?
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок начинает более или менее осознанно познавать окружающий нас мир, начинает осознанно общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Это время, когда происходит активное и осознанное развитие его способностей.
Для ребенка, свойственно познавать окружающий мир во время игры. Поэтому, игра остается главной формой познания мира и окружающей среды. В игре происходит подготовка к следующему этапу в жизни каждого ребенка, самому главному – обучение в стенах школы.
В этом возрасте, у ребенка сильно развито воображение. Он может задать, одновременно, большое количество вопросов, и тут же дать на них свои ответы, показывая ими, как он воспринимает то, о чем только что спросил.
Именно в этом возрасте, ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны окружающих его людей, поэтому, порой через плохое поведение, он старается обратить на себя внимание. Такое негативное поведение для ребенка очень важно, ведь он не знает другого способа, чтобы привлечь к себе внимание.
В этом возрасте, начинает формироваться характер ребенка и стиль его поведения. Он, практически, не может согласиться с тем, что окружающие его люди имеют определенные свои потребности, и не обращают внимания на потребности и желания ребенка.
Взаимодействуя с окружающими или своими сверстниками, ребенок познает основы общения с ними, учится определенным правилам. Не маловажную роль в этом вопросе, имеет игра.
Она протекает по определенному сценарию, и постепенно переходит в игру по правилам, которые и старается уяснить ребенок.
При участии в такой игре, ребенок учится соблюдать и устанавливать правила этой игры, но это не значит, что правила игры может и должен устанавливать ребенок.
Правила могут устанавливать все участники игры, а это, в свою очередь, учит ребенка основам ведения переговоров с другими участниками, что позволяет найти наиболее оптимальный вариант правил. Одновременно, ребенок учится уступать другим участникам игры.
Важно помнить, что ребенок старается во всем подражать взрослым или своим сверстникам. В этот момент, очень важно, что бы взрослый подавал правильный пример своего поведения, чтобы ребенок не взял за основу негативное поведение при этой игре. И это очень важно, чтобы взрослые обратили на это внимание.
Еще одним важным фактором, является проявление самостоятельности. Ребенок старается все сделать сам, понимая то, что он может многое сделать, но на длительный срок, он не может сосредоточиться, а если ему становится не интересно то, чем он занят, он тут же бросает это, так как его интерес пропал.
В этом же возрасте, ребенок начинает осознавать половые различия между детьми, и поэтому, задает очень много вопросов на эту тему. Его начинает интересовать и вопрос жизни и смерти. В этот момент, у него могут усилиться страхи, особенно в ночное время и в период засыпания.
К семи годам, ребенок уже готов к тому, что ему предстоит учиться в школе, а это значит, что правила, к которым он привык, могут и будут меняться.
Он начинает учитывать мнения других людей, и нередко, начинает сотрудничать с ними. В это время, он ориентирован на оценку его деятельности со стороны других людей. У него начинает формироваться свое мнение по многим вопросам и оценкам, которые звучат в его сторону.
В этот же период начинает формироваться и сила воли, которую он еще неумело применяет в своей деятельности, заставляя себя выполнять то, что от него требуется, но это противоречит, порой, его желаниям. Но спонтанность в его поведении еще продолжает преобладать. Он постоянно продолжает отвлекаться на что-то его интересующее.
Если педагог и родители заинтересовали ребенка рассказом о учебе в школе, то ребенок может проявить желание немедленно пойти учиться. Но, к сожалению, готовность к учебе в школе, определятся не только его желанием и умением читать и писать.
Здесь важна психологическая готовность ребенка к учебе, способность сосредотачиваться на более длительные периоды времени, которое необходимо при проведении урока в школе.
В этот же период происходит зарождение собственного «Я». И в это же время, ребенок становится наиболее непослушным и упрямым, так как его поведение меняется. Он пытается попробовать самого себя в различных ситуациях, осваивая новые формы поведения, и наблюдая за реакцией окружающих его сверстников и взрослых. Он пытается спорить с родителями и старшими, стараясь отстоять свою точку зрения.
Пропадает импульсивность в поведении, он начинает переживать и осмысливать свои переживания, одновременно делая выводы. Происходит изменение поведения ребенка.
Ребенок становится более адекватным в своих поступках и поведении, так как меняется его личная самооценка. Он видит в окружающих его людях и плохое и хорошее, и, соответственно, делает необходимые для себя выводы.
В этом же возрасте, происходят изменения в его познавательной деятельности. Он стремится к тому, чтобы узнать как можно больше нового. Появляются новые интересы и устремления.
Происходят и изменения в его отношениях с взрослыми. Они хотят получить как можно больше самостоятельности, которая, порой, приносит много хлопот и родителям и педагогам в детском дошкольном учреждении. Но все, что считает нужным, ребенок старается выполнить с удовольствием и высоким качеством. Возрастает интерес и к посторонним взрослым, стараясь на подсознательном уровне, подражать им.
Здесь важно объяснить ребенку еще раз, что такое хорошо и что такое плохо.
При этом, могут возникнуть споры с взрослыми, упрямство и непослушание. Однако, это редко проявляется в присутствии незнакомых людей.
В этот период развития ребенка, очень важно и педагогам и родителям, с уважением относиться к ребенку, к его поступкам и действиям. Необходимо различать, где ребенок откровенно врет, а где просто фантазирует. В первом случае, ребенка необходимо пристыдить объяснить, что обманывать – это не красиво. А во втором случае, можно отделаться шуткой по поводу его фантазий.
В этот период жизни, начинают проявляться таланты ребенка. Их необходимо заметить и начать их развитие.
Очень важно, в этот период развития ребенка, установить ему определенные границы в его поведении и поступках, объяснив, при этом, что эти границы ребенок не может перейти. Его необходимо убедить в том, что его желание может навредить не только окружающим его людям, но и ему самому. Но нельзя, при этом, не обратить внимание на адекватные желания ребенка.
Немаловажную роль в развитии ребенка, играет возможность его общения со своими сверстниками. Но и этот процесс нельзя пускать на самотек. И родители, и педагог в дошкольном учреждении, обязаны замечать и разбирать все возникшие конфликтные ситуации в общении в первую очередь.
Педагог должен посоветовать родителям, чтобы какие-то планы, которые касаются и ребенка, обсуждались вместе с ребенком. Это позволит осознать ребенку его значимость, и он сможет понять, что с его мнением считаются и к нему прислушиваются. Это очень важно для ребенка.
Будет полезно, если в этот период будет ослаблен контроль над ребенком. Но это не значит, что его полностью надо прекратить. Контролировать можно и не афишируя это. Необходимо позволить ребенку самостоятельно принимать решения и ставить перед собой задачи. А в случае возникновения проблем, необходимо поддержать ребенка и оказать необходимую помощь в пределах именно необходимого.
Все неудачи, которые происходят с ребенком, необходимо анализировать и разбирать вместе с ребенком. При этом можно попросить ребенка оказать помощь при выполнении какой-либо работы, ни в коем случае, при этом, не заставляя его выполнить то или иное задание. Это могут делать не только педагоги в дошкольном учреждении, но и родители в домашней обстановке. Это позволит развить и укрепить «взрослую» позицию ребенка.
Как я отмечал ранее, в этом возрасте любой ребенок задает много вопросов, которые, порой, ставят взрослого человека в тупик. Нельзя ни в коем случае отмалчиваться на такие вопросы. Отвечать на них необходимо просто и коротко, не надо усложнять.
Если ребенок не получает ответа на заданный вопрос, он начинает проявлять к нему повышенный интерес и начинает фантазировать.
Если ребенок психологически не готов к школе, то торопить его не стоит. Следует объяснить ребенку необходимость обучения, постараться заинтересовать его рассказами о том, как интересно бывает в школе. Можно отвести его на экскурсию в ту школу, в которой он будет учиться. Это поможет ему в дальнейшем адаптироваться к новым, незнакомым для него условиям.
И если говорить о психологической подготовленности ребенка к школе, нельзя не упомянуть о том, что в развитии ребенка, различают несколько периодов по возрасту. Для каждого периода характерны свои этапы психологического развития. Все эти этапы оказывают влияние на структуру личности ребенка.
Рассматривая возраст ребенка, Л.С Выготский отмечал, что это определенная ступень развития, относительно замкнутая, значение которой определяется местом в общем цикле развития и в котором общие законы находят своеобразное выражение[4].
При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, изменяется и перестраивается сам ход развития.
На каждом этапе развития ребенка, к нему предъявляются определенные требования, которые характерны именно для этого возраста. Это и отличает детей старшего дошкольного возраста от других, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.
Как отмечал А.В. Запорожец, дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений.[10]
Именно в этом возрасте, формируются представления и элементарные понятия, которые необходимы ребенку в его повседневной жизни. Он начинает мыслить общими понятиями.
Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.[4]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. -М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2000.-416с.
2. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2010. - 235 с.
3. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2013. - 175 с
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2009. — 203 с.Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/l-s-vyigotskiy-i-ego-predstavleniya-o-lichnosti/
5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 1987.- 320с.
6. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М. : педагогика, 1984.-128с.
7. Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей/сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Владос, 2005.
8. Л. М. Жукова Московский Кремль, М., 2001 г. С. 11.
9. Жуковская, Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. -
10. Запорожец А. В. Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника/. - М.: Просвещение, 1965 - 295 с.
11. Ключевский В. О. Очерки и речи. М., 1913. С. 433-434
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.:Питер, 2009 – 320с.
13. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М: «Просвещение», 1977 271с.
14. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б. – М. : Просвещение, 1984.-350с.
15. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - М., 2013.
16. К.Д. Ушинский Русская школа, М.,2015г.,689с.