Фрагмент для ознакомления
2
Административное право признается самостоятельной отраслью правовой системы РФ, которая отличается от других, главным образом, предметом и методом правового регулирования.
Административное право призвано регламентировать особый вид общественных отношений, основным признаком которых является то, что они формируются, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с функционированием и организацией системы исполнительной власти.
Следовательно, предмет административного права – это совокупность общественных отношений, возникающих во время организации и деятельности исполнительных органов власти.
Между тем, следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, несмотря на то, что ее нормы имеют безусловный авторитет.
Исполнительные органы власти выполняют колоссальный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие сходные по смыслу понятия, как исполнительная власть, муниципальное управление, государственное управление, государственная администрация, административная власть.
Все они предполагают понятие, возникающее из трех основных системных компонентов, к которым относятся: аппарат управления (система государственных служащих и административных органов), выполняемая деятельность (административная, распорядительная), применяемая вместе с тем власть.
Таким образом, административное право предназначено регламентировать отношения, формирующиеся при создании и функционировании государственной администрации, оно призвано обслуживать сферу государственного и муниципального управления.
Базовые идеи, руководящие положения, заложенные в административное право и отражающие его содержание, формируют принципы административного права, которые:
- устанавливают правовую природу административного права;
- предусматриваются в нормах административного права;
- выступают в качестве ориентира для законодателя при формировании новых административно-правовых норм;
- являются средством ликвидации пробелов в рамках административного права;
- определяются уровнем государственного и общественного развития.
К основным принципам следует отнести:
1.Принцип равенства перед законодательством. В соответствии со статьей 1.4. КоАП РФ , лица, которые совершили административные правонарушения, равны перед нормами закона. Граждане подлежат привлечению к административно-правовой ответственности, вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, происхождения, должностного и имущественного положения, места проживания, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также иных обстоятельств. Юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности, вне зависимости от места расположения, подчиненности, организационно-правовых форм, а также иных обстоятельств.
2. Принцип презумпции невиновности предусмотрен в статье 1.5. КоАП РФ, в соответствии с которым лицо привлекается к административно-правовой ответственности лишь за административные правонарушения, по отношению к которым была установлена его вина. Лицо, по отношению к которому ведется производство по делу об административном правонарушении, признается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в юридическую силу постановлением должностного лица, судьи, органа, рассмотревших дело. Лицо, которое привлекается к административно-правовой ответственности, не должно доказывать собственную невиновность. Неустранимые сомнения в вине лица, которое привлекается к административно-правовой ответственности, истолковываются в пользу данного лица.
3.Принцип приоритета интересов личности в общественной жизни. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства». Государство, в т. ч. и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
4. Принцип обеспечения законности при использовании административных мер принуждения предполагает, что лицо, которое привлекается к административно-правовой ответственности, не может подвергаться административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством.
Применением должностным лицом либо иным уполномоченным органом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в рамках полномочий данных органов либо должностных лиц. При использовании административных мер принуждения не допускаются действия (бездействие) и решения, которые унижают достоинство человека.
5. Принцип разделения властей является одним из самых важных условий функционирования правового государства. Любая ветвь власти (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть самостоятельной, что подразумевает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, к примеру, законодательной в области исполнительной власти, предполагая деловую взаимосвязь всех ветвей власти. Лишь в подобном случае управлением государством будет иметь эффективный характер, а интересы личности защищены и гарантированы. Надлежащая реализация административно-правовых норм представляется возможной при соблюдении этого принципа.
6.Принцип законности подразумевает использование норм административного права в строгом соответствии с нормами Конституции РФ, законодательством РФ и иными нормативными актами.
7. Принцип гласности предполагает, что акты административного правотворчества, обычно, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального обнародования. Акты административного права, деятельность исполнительных органов власти, результаты административно-правового регулирования и т.п. должны выступать в качестве общественного достояния. Помимо этого, при издании и реализации административных норм должны быть учтены позиция граждан и общественных организаций.
8. Принцип ответственности. Предусмотренные правовые нормы должны быть соблюдены, в обратном случае наступает ответственность нарушителей. Вместе с тем административная ответственность должна быть наложена уполномоченными на то органами государства.
1.2. Понятие и принципы уголовного права
Уголовное право – это комплекс норм права, определенных высшим органом законодательной власти Российской Федерации, устанавливающий задачи, принципы, основание и условия наступления уголовной ответственности, в том числе преступность и наказуемость деяний, опасных для общества, которые признаются преступлениями.
К основным принципам уголовного права следует отнести следующие:
Принцип законности значит, что только федеральное уголовное законодательство определяет виновность лица, совершившего преступление.
Это принцип состоит из ряда юридических требований, первое из которых – приоритет международного уголовного законодательства перед национальным.
Ко второму требованию принципа законности следует отнести подконституционность уголовного законодательства. Конституция РФ содержит основные нормы, которым уголовный закон должен подчиняться в строгой форме.
В Конституции РФ, а именно ст. 15 определено, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и распространяется по всей территории РФ. Законы и другие нормативно-правовые акты, которые принимаются на территории РФ, не должны противоречить положениям Конституции РФ. Согласно главе 19 УК РФ преступления против прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, направлены на защиту конституционных прав тайны переписки, неприкосновенности жилища, права на свободу вероисповедания и совести. Права граждан на защиту в суде определяются главой о преступлениях в сфере правосудия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Российская газета , N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Научная и учебная литература:
4. Административное право Российской Федерации (для бакалавров): учебник / А.М. Борисов. — Москва : Юстиция, 2019. — 436 с.
5. Аркавенко Н.А., Фурсов В.С., Крылов Н.Г. К вопросу о системе принципов уголовного права // Журнал «Академическая публицистика». - 2022. - № 12-2. - С. 381-383.
6. Карамышева Е.К. Место административного права в других отраслях права // Актуальные проблемы права, экономики и управления. Сборник научных статей. - 2021. - С. 480-483.
7. Козаченко, И. Я. Уголовное право. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с.
8. Кокарева М.Е., Торопова А.И., Власова А.А., Сочнева А.С., Ротанова В.А. Понятие уголовного права и его соотношение с другими отраслями права // Журнал «Гуманитарные научные исследования». - 2019. - № 11 (99). - С. 7-8.
9. Макарейко, Н. В. Административное право : учеб. пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с.
10. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Актуальные вопросы административной ответственности как института административного права и ее отличия от других видов ответственности// Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2020. – 413c.
11. Муклецова И.А. К вопросу о месте и роли административного права в системе отраслей права // Актуальные вопросы применения норм административного права. Сборник научных статей. - 2021. -С. 353-355.
12. Мясникова А.Ю. К вопросу о значении принципов уголовного права // Журнал «Молодой ученый». - 2022. - № 6 (401). - С. 188-190.
13. Россинский, Б. В. Административное право : учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., ... Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640 с.
14. Сулейманова С.С. Принципы уголовного права и проблемы их реализации // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 314-317.
15. Ткаченко Д.К. Принципы уголовного права: теория и судебная практика // Журнал «NovaUm.Ru». - 2022. - № 40. - С. 296-299.
16. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.] ; под общей редакцией В. В. Векленко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 512 с.
17. Урусов З.Х., Журтов А.Б. Принципы административного права как основа правоотношений // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 8 (147). - С. 108-109.
Материалы правоприменительной практики:
19. Обобщение судебной практики ст. 264, 264. 1 УК РФ Новосергиевского районного суда Оренбургской области // Документ официально опубликован не был, официальный сайт Новосергиевского районного суда Оренбургской области http://novosergievsky.orb.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=216