Фрагмент для ознакомления
2
Прибыль предприятия — это один из ключевых финансовых показателей деятельности предприятия, определяет часть средств, поступивших на предприятие в результате реализации продукции за вычетом налоговых платежей и других расходов, возникших при производстве и реализации продукции, а также создает основу для экономического развития государства в целом [40, с. 87].
Прибыль — это разница между доходами и расходами. В торговой сделке прибыль — это разница между ценой, по которой продается товар, и ценой, по которой его покупают. В процессе ведения бизнеса, чистая прибыль определяется как то, что остается вне оборота после оплаты поставщикам, работникам, финансовым учреждениям и государству. В страховых компаниях прибыль — это разница между суммами собранных премий и общей суммой претензий в результате застрахованных негативных шоков.
Маржа прибыли показывает процентную прибыль, которую предприятие получает от продажи. Маржа прибыли обычно рассчитывается как валовая прибыль, которая представляет собой превышение дохода над затратами, непосредственно связанными с продажей.
Например: если предприятие продает еду за 200 рублей (без НДС) и стоимость ингредиентов, использованных при приготовлении еды к продаже, составляют 100 рублей, валовая прибыль - 100 рублей. Валовая маржа прибыли составляет 50% (например, маржа прибыли в 100 рублей, деленная на цену продажи 200 рублей *100).
Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль предприятия за отчетный год за минусом налога на прибыль, дивидендов, штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и прочих расходов за счет прибыли (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) [1].
1.2 Функции и виды прибыли
Исходя из источников формирования, назначения использования, периода образования прибыль предприятия может выступать в разных видах (рис. 1.).
Рис. 1. - Виды прибыли предприятия
Современное предприятие ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, может распоряжаться своим имуществом, а также активами, поэтому целесообразно классифицировать прибыль в зависимости от источников ее формирования на: прибыль от реализации, прибыль от продажи прочих активов и финансовый результат. Так, прибыль от реализации является разницей между выручкой и затратами на производство и реализацию и отражает эффект от использования имущества предприятия. Существование прибыли от реализации прочих активов может говорить о сокращении объемов ведения бизнеса или о перепрофилировании предприятия. Финансовый результат соответственно отображает эффективность использования имущества и капитала предприятия.
По характеру прибыли от налогообложения прибыль налогооблагаемая и прибыль освобожденная от налогообложения согласно НК РФ.
Объектом распределения является прибыль до налогообложения и в процессе распределения возникают такие виды прибыли, как потребленная прибыль в виде части чистой прибыли, которая использована в текущем периоде, нераспределенная прибыль текущего периода как часть чистой прибыли, которая остается на накопление, нераспределенная прибыль прошлых лет как часть прибыли капитализированная за все периоды.
Виды прибыли как объекта управления представляют в виде операционной, которая соответствует ресурсному потенциалу предприятия и маржинальной прибыли, которая базируется на разделении затрат на постоянные и переменные.
1.3 Направления и особенности формирования прибыли предприятия
Сегодня прибыль одна из сложных экономических категорий, которая требует постоянного и эффективного управления, формирования и распределения.
Управление прибылью предприятия представляет процесс разработки и внедрения управленческих решений по основным положениям, которые напрямую связаны с образованием и распределением прибыли. Систему управления прибылью на предприятии можно представить в виде следующих компонентов (рис. 2).
Рис. 2. - Система управления прибылью на предприятии
Прибыль отражает результаты деятельности предприятия и испытывает влияние многих факторов. На формирование прибыли влияют [45]:
- сфера деятельности предприятия;
- отраслевая принадлежность;
- форма собственности;
- конкурентная среда;
- финансово-хозяйственная деятельность предприятия;
- учет финансовых результатов.
Прибыль является качественным показателем, так как в ее размере отражено изменение объема товарооборота, доход предприятия, уровень использования ресурсов, величина издержек обращения. Таким образом, прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия.
Что касается процесса формирования прибыли предприятия, то она формируется преимущественно в процессе осуществления операционной и финансово-инвестиционной деятельности.
Рассмотрим формирование прибыли в бухгалтерской отчетности. Процесс определения чистой прибыли можно представить в виде нескольких этапов (рисунок 3).
Рис. 3 - Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на формировании прибыли
Так, формирование прибыли предприятия представляет собой непрерывный процесс, который включает в себя комплекс соответствующих действий по обеспечению согласованности между доходами и расходами предприятия для получения положительного сальдо за счет использования различных технологий и ресурсов и применения методов, способов и приемов управления ими.
Формирование прибыли предприятия находится в зависимости от технологического и производственного процессов на предприятии, в частности от норм технологического процесса, длительности цикла операций и специфики производства продукции.
На сегодня ключевыми факторами формирования прибыли предприятия выступают:
- объем производства продукции;
- цена сырья, материалов;
- цена реализованной продукции;
- уровень и структура расходов.
В рыночных условиях формирования чистой прибыли предприятия происходит следующим образом:
- этап формирования валовой прибыли или ущерба (определяется как разница между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции);
- этап формирования финансового результата от операционной деятельности (определяется как сумма валовой прибыли и других операционных доходов за минусом управленческих, коммерческих и прочих операционных расходов)
- этап формирования финансового результата от обычной деятельности до налогообложения (определяется как сумма финансового результата от операционной деятельности, доходов от участия в капитале, прочих финансовых доходов и других доходов за минусом расходов от участия в капитале, других финансовых затрат и других расходов);
- этап формирования финансового результата от обычной деятельности (определяется как разница между финансовым результатом от обычной деятельности до налогообложения и налогом на прибыль);
- этап формирования чистой прибыли или убытка (определяется как сумма финансового результата от обычной деятельности и чрезвычайных расходов за минусом чрезвычайных расходов и налога на прибыль от чрезвычайной деятельности).
1.4. Распределение и использование прибыли предприятия
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Нераспределенная прибыль является капиталом предприятия, это средства, которые будут инвестированы в развитие деятельности и распределяется по различным направлениям.
Механизм распределение прибыли должно быть построено таким образом, чтобы превысить эффективность производства предприятия и стимулировать к развитию бизнеса. После уплаты налогов в бюджет у предприятия остается чистая прибыль, которую распределяют согласно законодательства, а также уставных документов предприятия. Так, предприятие создает резервный фонд, фонд потребления и фонд накопления [8, с. 96].
Механизм распределения и использования прибыли определяется самим предприятием, если АО, то по законодательству, а другим формам собственности, то по уставу и учредительным документам.
В соответствии с законодательством Российской Федерации формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации. Уставной капитал – первый и основной источник собственных средств предприятия, т.е. это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительских документов. Из уставного капитала формируется основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение, соответственно, основных и оборотных средств.
В Налоговом кодексе РФ отражено, что резервный капитал формируется на непредвиденные расходы и убытки и должен быть сформирован в размере не менее 15 % от уставного капитала. Для этого из чистой прибыли не менее 5 % отчислений должно быть направлено на формирование или пополнение резервного капитала.
Ещё одним важнейшим источником использования чистой прибыли это выплата дивидендов ил иных доходов учредителями.
На использование прибыли влияют внутренние и внешние факторы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2020) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
2. Ануфриев, В. Е. Бухгалтерский учет основных средств, капитала и прибыли: учебное пособие. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2022. - 112 с.
3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ /В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – Москва: Дело-Сервис, 2022. - 152 с.
4. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Шаг за шагом: учеб.- практ. пособие / В.П. Астахов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2022. - 457 с.
5. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2021. - 880 c.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Издательство "Финпресс", 2022. – 324 c.
7. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум: учебное пособие для студ. учрежд. СПО / О.В.Губина, В.Е.Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2021.
8. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2021. — 432 c.
9. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Омега-Л, 2022. 349 с.
10. Комплексный экономический анализ предприятия /под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. - Спб.: Питер, 2022 – 576 с.
11. Крылов С.И. Финансовый анализ, учебное пособие//Екатеринбург, издательство УрФУ, 2022, 162 с.
12. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н.П. Любушин. – М.: ЮнитиДана, 2022. – 471с.
13. Астринский, Д. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. Астринский // Экономист. – 2020. - №12. – С.53-59.
14. Дементьев В.В., Щербаков А.П. Прибыль и экономический рост / В.В. Дементьев, А.П. Щербаков // ТЕRRА ECONOMICUS. - 2021 - Том 15 №3. - С 75 – 91.
15. Голиков, О.И., Адушева, А.Ю. Практические аспекты разработки положения об аудиторской тайне экономического субъекта, оказывающего аудиторские услуги // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2022. - Т. 2. № 2. - С. 79-84.
16. Дробат, С.Т. Планирование доходов и расходов в торговле / С.Т. Дробат // Международный студенческий научный вестник.- 2021. -№ 9. -С. 263
17. Дурнаева, И.В. Факторный анализ финансовых результатов / И.В. Дурнаева // Молодой ученый. - 2021. - №8. - С. 119-124
18. Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли / А.Е. Жминько // Аудит и финансовый анализ. - 2020. - №5. - С.60-64.
19. Калмыкова, Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии / Я.Н. Калмыкова// Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2021.- № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2021/11/15378
20. Кокум А.М. Точкка безубыточности как важный инструмент маржинального анализа // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/economy/9(57).pdf (дата обращения: 17.03.2022)
21. Сальникова К. В. Алгоритм планирования прибыли и поиск резервов ее роста «Справочник экономиста» № 8, 2022. Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/finance/cost/reserve.shtml
22. Плотников В. С., Плотникова О.В. Анализ теоретических основ концепции консолидированной финансовой отчетности. Экономический анализ: теория и практика No 11 (458) 2022. С. 94-104
23. Швецова О. В. Сравнительная характеристика российских и зарубежных подходов к формированию информации о финансовых результатах в отчетности / О. В. Швецова // Аудит и финансовый анализ. - 2022. - № 4. - С. 101–104.
24. Шеина Е. Г., Кошелева В. И. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (78) C. 89–98.
25. Widarti, Subiyanto, & Pramajaya, J. (2020). The Effect Of Profit Management On Company Performance. International Journal of Academic Research in Economics and Management Sciences, 7(4), 44–63
26. Яцюк, Н. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Н.Яцюк // Аудит и финансовый анализ. – 2020. - №1. – С.22.