Фрагмент для ознакомления
2
Положение России во второй половине XIX века оставалось достаточно тяжёлым. Экономика и финансы страны были подорваны Крымской войной. Народное хозяйство не могло развиваться, поскольку было сковано цепями крепостного права. Необходимо было решать первоочередные задачи:
-восстановить международный престиж России;
-преодолеть дипломатическую изоляцию страны;
-создать условия для стабилизации внутреннего экономического роста;
-решить крестьянский вопрос.
При решении внутренних задач страны правительству приходилось сталкиваться с интересами дворянства. После правления Николая I нужен был глоток свежего воздуха. Страна нуждалась в реформах и император Александр II это понимал. Начало его правления было отмечено волнениями в Польше. В 1863 году поляки подняли восстание. Русский император ввёл на территорию Польши армию и подавил мятеж, несмотря на протест западных держав. Имя Александра обессмертил Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года. Закон уравнял все сословия граждан перед законом. С этого времени все слои населения несли одинаковые государственные повинности. Крестьянские волнения, которые вспыхнули после 1861 г., практически сразу прекратились.
После частичного решения крестьянского вопроса были проведены реформы местного управления. В 1864 году была проведена Земская реформа. Это позволило решить многие проблемы на местах, поскольку снизилось давление чиновничьего аппарата на органы местных властей. В 1864 году была проведена судебная реформа. Суд становился самостоятельным органом власти и назначался Сенатом и царём пожизненно. В этот период было открыто много образовательных учреждений. Преобразования коснулись армии. В 1874 году государь изменил 25 лет службы в армии до 6 лет на суше и 7 лет на флоте. В армии были отменены телесные наказания.
Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Стачки проходили во всех крупных городах и по всем регионам. Они становились более массовыми по количеству участников. Возникло много самых разнообразных политических течений и направлений. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий. Всё это было характерно для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. не сложилось особое направление, которое было бы способно осуществить эволюционную модернизацию страны. Тем не менее, при этом обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную роль в революционных событиях начала XX в. Именно таким образом были заложены основы для формирования будущих политических партий страны.
1.2. Человек и война в творчестве отечественных поэтов и писателей второй половины XIX века
Чаще всего правда о войне звучала в творчестве Льва Толстого. Вместе со своим братом Николаем Николаевичем Толстым, который тогда служил офицером, Лев Толстой принимает решение уехать на Кавказ в 1851 году. На Кавказе шла война с горцами. Л. Толстой пробыл на войне три года, поначалу служа волонтёром, а потом сам стал принимать непосредственное участие в боевых действиях. В этот период начинается Русско-турецкая война. Л. Толстой воевал против Турции. Он вспоминал это в «Севастопольских рассказах», где описал Севастопольскую осаду. Он описывал военные действия в Крыму и на Кавказе. Толстой в своих произведениях рассматривал как солдатский быт, так и сцены военного характера. эти события представлены в его рассказах «Рубка леса», «Севастопольские рассказы», «Набег». Он сам писал о том, что рассказ «Рубка леса» был написан под влиянием «Записок охотника» Тургенева и ему посвященного. Некрасов писал Толстому: «Мое мнение об этой вещи такое: формою она точно напоминает Тургенева, но этим и оканчивается сходство; все остальное принадлежит вам, и никем, кроме вас, не могло бы быть написано. Не пренебрегайте подобными очерками о солдате, ведь наша литература доныне ничего не сказала, кроме пошлости» [15, С.135].
Именно Толстой изображает войну и военные действия с такой стороны, с какой это никогда и никем не отражалось в литературе. Он в мельчайших подробностях описывал абсолютно всё. Ему были интересны не только сцены батального характера. Всегда его интересовал, прежде всего, сам человек. Он описывал, как могут вести себя люди в военной обстановке и какие неожиданные моменты натуры могут вдруг у человека проснуться.
Определяя характер храбрости русского солдата, Толстой говорит: «Дух русского солдата не основан так, как храбрость южных казаков, на скоро воспламеняемом и остывающем энтузиазме. В русском, настоящем солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться. Напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера» [15, С.236].
Он писал о защитниках Севастополя как наблюдатель. В заглавии каждого рассказа намеренно точно обозначено время: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года». Военная хроника обернулась художественным открытием подлинной правды о войне, «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти» [16, С. 168]. Солдат поставлен в необычные и суровые условия военных действий. Необходимо показать его идейные побуждения и услышать его сокровенные думы и ощущения. Авторы стремились проникать во внутренний мир каждого своего персонажа. Л. Толстой улавливал индивидуальные переживания человека в боевой обстановке. Например, размышление штабс-капитана Михайлова перед отправкой на бастион («Севастополь в мае»). «Наверное, мне быть убитым нынче, − думал штабс-капитан. Я чувствую, и главное, что мне не надо было идти, а я сам вызвался. И уж это всегда убьют того, кто напрашивается» [17, С. 32]. Особенной художественной силы достигает Толстой в изображении предсмертных размышлений своих героев. Перед лицом смертельной опасности ощущения человека особенно остры. С молниеносной быстротой проносятся перед его умственным взором образы и воспоминания, зарождаются и исчезают ощущения, возникают и сменяются мысли. Своеобразны и новы построения образов, которые применял писатель в «Севастопольских рассказах».
Наряду с тонкостью психологических характеристик писатель всегда стремится к объективному изображению поступков своих героев, а также к конкретно-наглядному изображению той среды, в которой они действуют. Каждый из персонажей Толстого представлял свою социальную среду, профессию, возраст. Художественный анализ поступков и переживаний человека, оказавшегося волею судьбы в чрезвычайных фронтовых обстоятельствах, становился с каждым новым произведением более тонким и углубленным. Война и военные действия в их произведениях характеризуются как неслыханная борьба мужества и смерти. Это кровавое драматическое представление, кровь и сеча. Сражение, в котором трусу нет места. Этот период являлся важным этапом в творческом развитии писателей того времени. В их произведениях эпическая монументальность соединялась с детальным изображением внутреннего мира человека.
Выводы по главе 1
Материалы данной главы посвящены изображению человека на войне. Прежде всего, речь идёт о произведениях Л.Н. Толстого. Было рассмотрено понимание человека на разных этапах развития литературы и проблема психологизма в литературе. Правда о войне содержит в себе сведения о непосредственном участии многих писателей в военных действиях. Именно Лев Толстой показал войну с такой стороны, с какой до тех пор она не изображалась в литературе, то есть в его творчестве начинается дегероизация войны. Рассмотрены внутренние монологи героев и приемы авторского вмешательства. Представлено изображение человека на войне. Рассмотрены приёмы бессловесного общения, приемы авторского комментария, психологический портрет. В этой тематике в центре внимания всегда стоит человек во всем многообразии его внутреннего мира.
Глава 2. Военная тема в творчестве Гаршина
2.1. Изображение военных событий в художественных текстах В.М. Гаршина
Главная особенность В.М Гаршина в изображении армии и войны – это правдивое воспроизведение действительности. Его произведения насыщены точными подробностями, бытовыми, психологическими, батальными. События русско-турецкой войны рассмотрены в его рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова», очерк «Аясларское дело». Эти события отличаются непререкаемой достоверностью, поскольку в основу военных рассказов Гаршина легли собственные жизненные впечатления.
Что могли знать о Болгарии простые участники похода. Вряд ли они тогда могли думать о высоких идеалах славянской солидарности. Правдивый ответ на эти вопросы дал Гаршин в рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова» (1877 г.). «А что, Владимир Михайлыч, скоро ли в бухарскую землю придем?», - говорит один из солдат [9, С. 284]. Он не видит различия между землей болгарской и бухарской. Знает он только, «что турку бить идем, потому что он много крови пролил» [9, С. 380]. Гаршин был рядовым в армии и испытал на себе все тяготы солдатской жизни. Он участвовал в боях и был ранен. Это рождало достоверность изображения им армейской жизни. Правдивое и свободное от штампов, от риторики. Описание армии и войны всегда требует от автора художественной смелости и мастерства. Писать правду о войне – это нравственное требование и трудная художественная задача. В её решении Гаршин опирался на новаторские завоевания Л. Толстого из «Севастопольских рассказов».
В произведениях Гаршина основные мотивы приобрели художественную и психологическую законченность, которая обеспечила им долгое существование в литературе. Литераторы-современники писали об этих событиях в жанре очерка, в частности, В.В. Крестовский в произведении «Двадцать месяцев в действующей армии (1877 -1878). Но реалии этой войны чаще всего представляют по нескольким пронзительным рассказам В.М. Гаршина. Малая повествовательная форма оказалась более емкой и информативной. Это история, закрытая от нас катастрофическими потрясениями минувшего века. Здесь можно вспомнить рассуждения героя рассказа «Трус» (1875 г.). «Мне кажется, что нынешняя война – только начало грядущих, от которых не уйду ни я, ни мой маленький брат, ни грудной сын моей сестры» [10, С. 352]. Всё именно так и случилось. В литературе военной тематики заметна не только всепроникающая толстовская, но и более камерная, гаршинская традиция.
В.М. Гаршин был связан с войной семейно и биографически. Его отец, офицер кирасирского полка, участвовал в Крымской войне. Его дед по матери был морским офицером. Двадцатидвухлетним юношей Гаршин побывал на войне. Очевидно, генетически присущее чувство долга заставило студента Горного института в апреле 1877 года подать прошение об увольнении. Это произошло на следующий день после обнародования манифеста о вступлении России в войну с Турцией.
Он 6 мая выступил в военный поход в составе 138-го Болховского пехотного полка. Воевал до 11 августа, когда был ранен в бою при Аясларе (Болгария). В его характеристике было отмечено, что Гаршин примером личной храбрости увлек своих товарищей в атаку. После продолжительного лечения он был отпущен в годовой отпуск в Петербург, где и занялся литературной деятельностью. В дальнейшем, в течение нескольких лет Гаршин пишет рассказы на материале собственных военных впечатлений. Это его произведения «Четыре дня», «Денщик и офицер» (1880 г.), «Трус», «Аясларское дело» (1877 г.), «Из воспоминаний рядового Иванова» и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 03.05.2023).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева //Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
6. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. - С. 17 - 20.
7. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
8. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. - 172 с.
9. Гаршин В.М. Рассказы. Статьи. Письма [Текст] / В.М. Гаршин. – М.: Олимп, АСТ, 2000. – 544 с.
10. Гаршин В.М. Сочинения [Текст] / В.М. Гаршин. – М.: Художественная литература, 1983. – 413 с.
11. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
13. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
12. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
14. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. - С. 28 - 35.
15. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба [Текст] / А.Н. Латынина. – М.: Художественная литература, 1986. – 340 с.
16. Милюков Ю.Г. Гаршин Всеволод Михайлович [Текст] / Ю.Г. Милюков // Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х томах. Т. 1. А.-Л. / Под ред. Николаева П.А. − М.: Просвещение, 1990, − С. 164-169.
17. Миронова Н. Военная тема в творчестве В.М. Гаршина [Текст] / Н. Миронова // Литература. – 2000. − No 7. – С. 32-38.
18. Михайловский Н.К. О Всеволоде Гаршине [Текст] / Н.К. Михайловский // Литературно-критические статьи. – М.: Просвещение, 1957. – С. 288-320.
19. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
20. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
21. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
22. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 03.05.2023).
23.Пауткин А.А. Военная проза В.М. Гаршина (традиции, образы и реальность) [Текст] / А.А. Пауткин // Вестник московского университета. – 2005. – No 1. – С. 94-104.
24. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
25. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
26. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. – 63с.
27. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
28. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415с.
29. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32.
30. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2018 . – 230 с.