Фрагмент для ознакомления
2
Деятельностью называют внутреннюю (умственную) и внешнюю (физическую) деятельность человека, регулируемую осознанной целью. Деятельность спортсмена состоит из физической и умственной активности. Поэтому его трудно отнести к какой-либо форме работы.
Различные формы труда делятся на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д.).
По этим причинам спорт относится к физическому труду, поскольку физическая составляющая очень важна. Но спортсмены постоянно интеллектуально контролируют свои двигательные действия, поэтому к спорту можно отнести только физический труд.
Умственная работа сочетает в себе работы, связанные с получением и обработкой информации, и требует в первую очередь напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации мыслительных процессов, эмоциональной сферы.
К психическим процессам спорт также предъявляет большие требования, особенно к спортивным играм и единоборствам: ситуация во время соревнований постоянно меняется, и необходимо постоянно следить за этими изменениями, исходя из них строить и перестраивать свою тактику. Все это требует высоких интеллектуальных затрат. Но все это происходит на фоне большой физической активности.
Следовательно, определяя форму труда в спорте, можно сказать, что спорт-это физический и умственный труд с преимущественно физической направленностью.
Затем давайте рассмотрим условия, в которых происходит спортивная деятельность. Условия деятельности могут быть оптимальными и экстремальными.
Оптимальные условия - это те условия жизни, к которым человек приспособился и чувствует себя комфортно. Экстремальные условия - это условия труда и среды обитания, которые выходят за рамки обычного диапазона оптимальности.
Следующие условия могут рассматриваться как определяющие факторы крайней:
1) отсутствие информации и ограничение по времени ее обработки;
2) риски стихийных бедствий;
3) развитие состояния паники;
4) чрезмерное психическое напряжение;
5) чрезмерные физические нагрузки;
6) повышенный физический и эмоциональный стресс при воздействии ускорений, вестибулярных нагрузок, резких перепадах атмосферного давления, дыхании под избыточным давлением;
7) длительные состояния гипокинезии и гиподинамии;
8) воздействие неблагоприятных климатических условий: жара, холод, высокая влажность, недостаток кислорода;
9) наличие голода, жажды.
На соревнованиях по всем видам спорта наблюдаются такие экстремальные условия, как чрезмерные умственные и физические нагрузки, часто недостаток информации и ограничение по времени, неблагоприятные погодные условия. Другие экстремальные факторы могут так или иначе присутствовать в разных видах спорта.
Кроме того, во многих видах спорта существует постоянный риск получения физических травм как на соревнованиях, так и на тренировках. Но во всех видах спорта есть вероятность психической травмы в виде поражения.
Победитель соревнования всегда остается один, а остальные участники-проигравшие. И нет ни одного спортсмена, который не был бы неудачником в своей спортивной жизни.
Все эти факторы, присутствующие в спортивной деятельности, указывают на то, что спорт является экстремальной деятельностью, то есть экстремальные условия являются непременным атрибутом спортивной работы.
А. К. Пуни также сказал об экстремальных условиях в спорте: «речь идет об исключительно высоком и постоянно растущем уровне спортивных достижений, исключительном напряжении в спортивной борьбе между соперниками, равными по силе, и растущем престижном значении этого вида спорта, особенно очевидном в экстремальных ситуациях. такие соревнования, как Олимпийские игры, Универсиады и чемпионаты мира».
Чем выше уровень соревнований, тем более экстремальными становятся условия. Это особенно верно в отношении Олимпийских игр, поскольку их престиж и важность, прежде всего политическая, несравнимы со всеми другими соревнованиями.
Кроме того, Олимпийские игры отличаются тем, что они проводятся каждый раз в разных частях света и что их необходимо готовить каждые четыре года, чтобы адаптироваться к различным условиям. Н.А. Ленц подчеркнул пространственно - временные условия летних Олимпийских игр. Они проходят:
1) в разное время в календаре;
2) в разных климатических условиях;
3) Когда время смещено по оси запад-восток;
4) со смещением в полушариях-Север-Юг;
5) с разным временем полета для места проведения соревнований;
6) в конкретных условиях места пребывания [28].
Экстремальные условия при отсутствии адаптации вызывать стрессовое состояние, которое может пагубно сказаться на физиологических и психологических функциях и дезорганизовать всю деятельность, а при длительном воздействии — привести к заболеванию. Следовательно, вы должны уметь бороться со стрессовыми проявлениями и, по возможности, предотвращать их. Это будет объяснено более подробно в следующих главах.
1.2.Развитие современной психологии спорта
Для современной психологической науки характерно усиление ее роли, ее огромного и практического значения как производительной силы современного ускоренного социально-экономического строительства. Все вышесказанное относится и к спортивной психологии.
Наука спортивная психология начала наиболее активно развиваться с восьмидесятых годов прошлого века. На 1-м этапе своего развития спортивная психология обратила внимание на изучение спортсмена и его деятельности с использованием теории и методики общей психологии. В этот период спортивная психология выступала в качестве чисто описательной дисциплины.
На втором этапе, оставшемся без предмета ее изучения, она начала больше "работать" над теорией и методологией спорта. Сохраняя свою когнитивную функцию, она начала работать неполный рабочий день в рамках установленной системы знаний по теории и технике спорта (по теории и технике спортивной подготовки). В этот период вырабатывается представление о психологической подготовке, психологических особенностях тренировок, спортивной форме и т. д.
В конечном счете, спортивная психология начинает все больше и больше проявляться как когнитивная дисциплина "в состоянии покоя" по сравнению с сформулированными положениями теории и методологии спорта.
В принципе, эта позиция спортивной психологии сохранилась и по сей день. В настоящее время существуют проблемы переориентации спортивной психологии на спортивную психологию . И дальнейшее развитие спортивной психологии может быть в когнитивной дисциплине. Это определяется текущей тенденцией развития как практической деятельности.
На современном этапе возникает проблема развития новых форм работы, новых направлений в спорте и, в связи с этим, работы психолога в команде. Предмет психологического изучения спорта теперь нуждается в переосмыслении.[1]
Прежде всего, это касается более широкого понимания предмета спорта. Если подойти к этому вопросу правильно, то в основном в психологии спортивной деятельности изучался только спортсмен. В современном психологическом исследовании спорта понятие предмета рассматривается более широко.
Сюда входят спортивные руководители, тренеры, спортсмены, методисты, спортивные ученые и многие другие, имеющие отношение к спорту, а также болельщики. В такое понятие как субъект необходимо включать различные типы сообществ.
Следовательно, спортивная психология расширяет границы психологического образования. В этом контексте можно расширить спектр психологии познания деятельности в спорте. В каждом конкретном исследовании, независимо от предмета и дисциплины, необходимо знать психологические факторы, психологические закономерности и психологические механизмы управления конкретным явлением в спорте.
На самом деле в этом эпизоде происходит реальное объединение (интеграция) познавательной и конструктивной функций познания, имеющее теоретическую направленность.
Более того, направление психологического познания в целом должно работать на "опережение" существующей теории и практики спортивного строительства в нашей стране.
Психология спортивного менеджмента и менеджмента, психология спортивной педагогики, психологическое обслуживание в спорте - Вот основные направления дальнейшего развития спортивной психологии. Спортивная психология должна стать действительно производительной силой спортивного строительства в нашей стране. В этом социальный смысл развития научной дисциплины.
Современный спортивный мир как объект и предмет психологического исследования характеризуется тремя основными факторами: возрастанием роли мировоззрения, повышением социальной роли и общей интенсификацией на основе научно-технических достижений развития всей спортивной культуры.
Несомненно, это приведет к повышению психологических требований к индивиду-предмету спорта и его профессиональной деятельности и, в конечном итоге, к возрастанию роли и практического значения самой научной дисциплины.[2]
В связи с этим фундаментальная проблематика спортивной психологии получила значительное развитие. На сегодняшний день можно выделить три основные группы психологических проблем спорта. Первая группа-социально-психологические проблемы руководства, управления и организации спорта как социального явления. К изучению проблем этой группы, а они наиболее актуальны в современном спорте, спортивная психология практически еще не приступила.
Создание соответствующей системы знаний по спортивной психологии, организация необходимых научных исследований-насущная задача спортивных психологов. Вторая группа проблем - это психолого - педагогические проблемы подготовки спортсменов во всем ее объеме. Это психологические проблемы спорта, воспитания, технико-тактической подготовки, а также проблемы педагогического лидерства и управления подготовкой спортсменов.
Есть лишь несколько частных попыток психологов-исследователей и методистов-психологов решить эти проблемы. В целом эта группа проблем остается практически неисследованной. Между тем, создание подлинно научной спортивной педагогики во многом зависит от их решения. Третья группа проблем - это актуальные психологические проблемы самой научной дисциплины. Эти проблемы (разработка методического аппарата спортивной психологии, методов психологического воздействия) в определенной степени проработаны и развиты.
Но эффективность такого рода разработок крайне мала. Решение этих задач будет эффективным, если они (результаты их развития) начнут органично включаться в решение социально-психологических и психолого-педагогических проблем спорта. Эти три группы проблем спортивной психологии в единстве и взаимодействии призваны обеспечить профессиональную функцию этой дисциплины на современном и перспективном этапе ее развития.
Для решения проблемы создания психологической службы в нашей стране чрезвычайно актуален вопрос создания психологической службы в сфере спорта. Это вопрос первостепенной социальной важности, и он во многом определяет всю практическую линию дальнейшего развития спортивной психологии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Братченко С.Л. Психология личности // аудиокнига, аудио кодек: MP3, 2019.
2. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. М.: Советский Спорт, 2020. - 160 с.
3. Кубарко А.И. Физиология человека. - Киев: Вышэйшая школа, 2021. - 384 с.
4. Озолин Н.Г. Проблема практической реализации современной системы спортивной тренировки // диссертация кандидат педагогических наук. Волгоград, 2019. - 155 с.
5. Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте, М.: Советский спорт, 2019. - 296 с.
6. Сопов В.Ф. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 2020 - 120с.
7. Хилько М.Е., Ткачева М.С., Возрастная психология // Конспект лекций. Издательство: Юрайт, 2022. - 145 с.
8. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека // перевод с английского Алипов Н., Шуранова Ж., Быков В., Морозова М. - М.: Мир, 2022. - 880 с.
9. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебн. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. - 352с.
10. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. - М.: Феникс, 2022 г. С 22-26, 156-161.