Фрагмент для ознакомления
2
Связная речь является предметом изучения многих наук, в том числе лингвистики, психологии, педагогики.
В лингвистике и психолингвистике связная речь рассматривается как совокупность актов говорения и понимания (Л.В. Щерба), как отражение системы языка в сознании говорящего (А.А. Леонтьев), как совокупность компонентов речевой деятельности – потребности в общении, мотива высказывания, речевых действий (Н.И. Жинкин).
В психологии связная речь рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. При этом связная речь раскрывается через деятельностный подход и определяется как деятельность, направленная на оформление мысли в речевой форме. Связная речь тесно связана с другими познавательными процессами, в первую очередь с мышлением.
В педагогике раскрываются различные методы и приемы развития связной речи, виды занятий, бесед. Значительный вклад в методику развития связной речи внесли М.М. Алексеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Б.И. Яшина и другие.
На современном этапе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражена важность работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста отражена. Это работа включает формирование словаря и грамматической стороны речи, связной диалогической и монологической речи дошкольников [18].
Рассмотрим, что понимается под связной речью в научной литературе. М.М. Алексеева считает, что связная речь – это совокупность речевых фрагментов, которые объединены между собой единой темой и представляют единое и смысловое и структурное целое [3].
Связная речь – это вид речи, которая строится на основе законов логики и грамматического строя русского языка как единое целое. Связная речь отличается от других видов речи такой характеристикой, как связность, которая включает такие компоненты, как: единая тема, объединяющая части высказывания; смысловые связи между высказываниями; грамматические и логические связи между предложениями; законченность выражения мысли [8].
Диалогическая речь – это вид связной речи, который основан на диалоге и реализуется в процессе общения. Диалог включает в своем составе реплики – отдельные высказывания, которые объединены общей темой и направлены на реализацию цели общения. Диалог реализуется посредством таких форм, как вопросы и ответы, обращения, сообщения, просьбы и другие. О.С. Ушакова отмечает, что при построении диалоги собеседники опираются на общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь, особенности восприятия друг друга в процессе общения. В диалогической связной речи важную роль играют не только речевые, или вербальные средства, но и неречевые, невербальные, к которым можно отнести мимику, жесты, средства интонационной выразительности [17].
Особенностями диалогической речи являются возможность опускать определенные элементы грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), повторы, обращения к собеседнику, стереотипные речевые обороты, речевые штампы, встречающиеся в разговорном стиле. Диалог может строиться на простейших формах, например, репликах-высказываниях утвердительного или отрицательного характера. Диалог, построенный на простейших формах, не требует построения сложной программы высказывания.
Н.А. Стародубова подчеркивает, что единицей диалога выступает определенная совокупность реплик, объединенных единой темой, а также обладающих структурной, семантической и смысловой законченностью, что составляет «диалогическое единство». Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, – критерии связности развернутой диалогической речи [16].
Одной из функций диалога является возможность коммуникации и общения между людьми. Изучением проблемы общения занимались А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что общение играет важную роль в психическом развитии ребенка. А.В. Соколова, М.А. Репина отмечают, общение не только обогащает содержание детского сознания, но и способствует формированию новых знаний и умений, развитию познавательных процессов, становлению личности в целом [15].
В психологии общение раскрывается в рамках теории деятельности, разработанная в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. Общение рассматривается как процесс взаимодействия двух и более лиц, направленный на согласование действий или обсуждение определенной темы общающихся между собой индивидов [6].
Таким образом, диалог – это форма связной речи как речь двух и более лиц, являющаяся средством общения и характеризующаяся такими свойствами, как достаточное раскрытие темы, смысловая законченность, структурное единство, использование вербальных и невербальных средств.
Монологическая речь – это вид связной речи, который представляет собой речь одного лица. Целью монолога является сообщение определенных фактов или своего мнения по определенной теме. В отличие от диалога, монолог считается более сложным видом речевой деятельности, так как к нему предъявляются ряд требований, в том числе: развернутость высказывания; непрерывность высказывания; логические и смысловые связи; ориентация сообщения на слушателя; разнообразие используемых лексических и грамматических средств; ограниченность употребления невербальных средств коммуникативной деятельности [1].
В отличие от диалога, который является спонтанной формой речи, монолог требует предварительного планирования содержания, отбора лексических средств, направленности на построение связного высказывания. Монолог строится более развернуто, что требует навыков программирования высказывания, построения сообщения в соответствии с речевыми нормами и требованиями.
Монологическая связная речь включает следующие типы высказывания:
– описание;
– повествование;
– рассуждение [3].
Описание – это форма связной речи, которая включает сообщение в форме характеристики определенного объекта или явления на основе констатации его свойств, признаков, качеств. Отличительной особенностью описания, в отличие от повествования, является «статичность», без отношений последовательности событий.
Смысловая особенность описания заключается в том, что в этом типе текста перечисляются и раскрываются основные признаки предмета, явления, события. Функциональная (коммуникативная) задача текста описательного типа – это выражение факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. В основе структуры описания выделяются: логическая основа – синхронность (одновременность) явлений, признаков, действий; функция – констатация одновременных или постоянных признаков предметов, явлений, действий; характерная черта – статичность; модальность – реальная; временной план – единый.
Повествование – это сообщение о событии, которое разворачивается во времени и имеет определенную динамику, последовательную последовательность. Построение монолога-повествования требует наличия определенной композиционной структуры, включающей начало или введение, основную частью, в ходе которой излагаются события, и заключение.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Функциональная (коммуникативная) задача повествования – изображение последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Отражённые в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого.
Рассуждение – это сообщение о явлениях или предметах, в основе которого лежит причинно-следственная связь. Монолог-рассуждение строится на основе следующего плана: исходный тезис, собственно рассуждение и выводы. Исходный тезис подразумевает определенную мысль, информацию, которую необходимо доказать. В ходе рассуждения говорящий строит речевое высказывание таким образом, чтобы подтвердить истинность и логичность исходного тезиса. В выводах подводятся итоги рассуждений.
Рассуждение – тип текста, в основе которого лежит развитие и подтверждение мысли, объяснение явления и выражение собственного мнения. Рассуждение как функциональный тип текста используется, если необходимо в процессе изложения собственных мыслей исследовать предмет или явление, рассмотреть причинно-следственные связи событий и ответить на вопрос, почему эти предметы или явления такие.
Таким образом, монолог – это форма связной речи, которая представляет собой речь одного лица, направленная на передачу информации в виде описания, повествования или рассуждения. Требованиями, которые предъявляются к монологу, являются односторонний и непрерывный характер высказывания, необходимость планирования, развернутость и логическая последовательность изложения, ограниченное и адекватное ситуации и теме употребление невербальных средств.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азиметова Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16-24.
2. Акулова О.В. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство» / О.В. Акулова, Л.М. Гурович. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012. – 192 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
4. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – Москва: Педагогика, 2001. – 234 с.
5. Буслаева М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284-286.
6. Галич Т.Н. Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста / Т.Н. Галич, Г.И. Миляева // Молодой ученый. – 2020. – № 15 (305). – С. 40-41.
7. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – Москва: Педагогика, 2007. – 301 с.
8. Ерофеева М.М. Пересказ как средство развития связной речи старших дошкольников / М.М. Ерофеева // Технологии образования. – 2021. – № 4 (14). – С. 18-20.
9. Зотова И.В. Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста / И.В. Зотова, О.С. Затонских // Современные инновации. – 2018. – № 1 (23). – С. 73-76.
10. Иванова Г.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа / Г.В. Иванова, Е.А. Кочегарова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования. – Коломна, 2022. – С. 149-152.
11. Новикова Т.А. Воспитание дошкольника как читателя / Т.А. Новикова. – Дмитров: Издательский дом «Вести», 2010. – 20 с.
12. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России / Н.Н. Светловская. – Москва: Мегатрон XXI, 2000. – 236 с.
13. Сегова Т.Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422-427.
14. Созонова Н.Н. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники / Н.Н. Созонова, С.В. Клюкова // Социальная сфера, управление и экономика: актуальные проблемы и перспективы: сборник статей. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 118-125.
15. Соколова А.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Соколова, М.А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160-164.
16. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
17. Ушакова О.С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О.С. Ушакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23-31.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
19. Фролова И.С. Развитие монологической речи детей 5-6 лет в процессе обучения пересказу литературных произведений / И.С. Фролова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 1-1. – С. 302-306.
20. Ягловская Е.К. Речь старших дошкольников при пересказе и объяснении / Е.К. Ягловская, К.А. Михалёва // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. № 6 (57). – С. 863-866.