Фрагмент для ознакомления
2
Фрустрация является эмоциональным состоянием, возникающем при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого препятствия на пути к цели.
В поведении в этом состоянии отмечается две тенденции. Первую тенденцию сопровождает гнев, агрессивность ко всем, даже к тем, кто встречается на пути случайно. Вторая проявляется в чувстве безысходности, вины, отчаяния, крушения надежд. Человек при этом удар направляет на себя, а это порой приводит к суицидам.[1]
В современной научной литературе применяется термин «фрустрация» в различных значениях. Под фрустрацией очень часто подразумевают форму эмоционального стресса. Этим термином в одних работах обозначаются фрустрирующие ситуации, в других - психическое состояние, однако всегда в виду имеется рассогласование между результатом и поведенческим процессом, иными словами поведение человека не соответствует ситуации, а значит, цели, к которой он стремится, не достигает, и даже напротив, может прийти к абсолютно противоположному результату.
Обращение к термину «фрустрация» или к понятиям, отражающим ее, встречается в многочисленных теориях, концепциях, гипотезах, касающихся проблем мотивации, эмоций, поведения, деятельности индивида, однако целостной теории, исследующей данный феномен пока не создано. При этом социальные и социально-психологические аспекты фрустрации остаются наименее изученными. Возможно, это связано с ограниченными возможностями использования лабораторных экспериментов и трудностью получения научнодостоверных результатов таких исследований. В зарубежной литературе проблема фрустрации освещена в русле психологических исследований феномена человеческой агрессии (З.Фрейд, У.Мак-Дауголл, Д. Доллард, Д. Миллер, А. Бандура, А. Бертковиц, К. Лоренц и другие); стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, Н. Браун, С. Силбергерд, Л. Леви и другие).
Проблема фрустрации является довольно актуальной в современном мире. Многие люди в наше время впадают в состояние фрустрации, но не многие справляются с данным состоянием и еще меньше знают о техниках преодоления этого трудного состояния. В связи с этим, подробное изучение феномена фрустрация и разработка эффективных техник преодоления изучаемого психического состояния является актуальной в современной психологической науке.
Существует множество подходов к определению понятия фрустрации. Слово «фрустрация происходит» от английского frustration и переводится как расстройство, срыв планов, крушение». В исследованиях фрустрации принято выделять; прежде всего, два основных подхода: психоаналитический (3. Фрейд) и бихевиоральный (И.П. Павлова, С. Розенцвейг, Д. Доллард др.). Так, С. Розенцвейг определял фрустрацию как как адаптация организма к окружающим условиям. Она имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.
По мнению И.П. Павлова, из-за трудностей жизни ухудшается состояния коры больших полушарий головного мозга. На одной из клинических сред он высказал свое мнение: «Вообще жизнь – всегда неприятна, сплошная трудность, и эта трудность дает себя знать при уже сбитой нервной системе [1]. Феномен фрустрации рассматривался в работах З. Фрейда, который выделял фрустрацию как особое состояние или внутренний конфликт, когда личность сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению своих осознаваемых или неосознаваемых целей. В основе таких позиций лежит борьба «Ид» (сильных бессознательных влечений) и «Суперэго» (цензура, общественные нормы, поведение), эта борьба имеет сексуальный характер подавления влечений, которыми одержим человек с детства [4].
Д. Доллард употреблял термин «фрустрация» – как внешнее условие, препятствующее индивиду в получении ожидаемых им удовольствий: фрустрация – это «вмешательство в осуществление направленного на цель действия в соответствующее время в последовательности поведенческих актов» [5].
В российской психологии фрустрация как социальнопсихологический феномен целенаправленно не изучалась. Непопулярность таких исследований можно объяснить тем, что они традиционно связывались с феноменом агрессивности. Обращение к термину «фрустрация» и выход на исследование отдельных сторон этой проблемы встречается в психологической литературе чаще (Ф.Е. Василюк, Л.М. Аболин, В.С. Агеев, Л.А. Китаев-Смык, Л.П. Грима, Т.Д. Дубовицкая и др.), но в контексте решения других исследовательских проблем [2; 3].
Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он занимает в обществе на данный момент своей жизни. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности – неудовлетворенности.
Таким образом, социальная фрустрированность рассматривается как следствие невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания (самооценки), системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. Поэтому социальная фрустрированность, являясь следствием реальной социальной ситуации, носит личностный характер, определяя стрессогенность социальных фрустраторов, таких, например, как неудовлетворенность отношениями в семье и на работе, образованием, социально-экономическим статусом, положением в обществе, физическим и психическим здоровьем, работоспособностью и др. Иными словами, социальную фрустрированность можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов.
Обычно фрустрирующие ситуации существенные для адаптации связаны с широким диапазоном потребностей, которые в той или иной ситуации не могут быть удовлетворены. Потребность является состоянием человека, создаваемое нуждой, испытываемой им в чем-либо. Существуют различные классификации. Например, П. В. Симонов выделяет идеальные, социальные и биологические.
Как утверждает А. Маслоу, существует иерархия потребностей, где социальные потребности относятся к числу высших. Невозможность удовлетворить определенную потребность вызывает определенное психическое напряжение. Психическое напряжение в случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, достигает наивысших пределов и поэтому в результате развивается состояние, которое вызывает нарушение адекватности поведения, иными словами фрустрация.
Это состояние, как правило, возникает вследствие конфликта, который называют конфликтом мотивов или интрапсихическим конфликтом. Столкновение и несовместимость противоположных тенденций личности, характерная для интрапсихического конфликта, препятствуют построению целостного интегративного поведения.
Именно от самого человека зависит как часто его «навещает» фрустрация. У каждого человека свой порог фрустрации, определяющийся его отношением к жизни, принципами, установками, убеждениями, общей эмоциональностью и значимостью для него текущей ситуации.
Такие преграды существовать могут только в поле субъективного восприятия конкретной личности, но в то же время могут быть объективно представлены в реальности.
Проблематика фрустрации в логике фрейдизма и неофрейдизма связана напрямую с проблематикой агрессии как «запускающий» механизм, который неизбежно приводит человека к проявлениям агрессивного поведения.
Фрустрация в логике бихевиористского подхода рассматривается как фактор, если не разрывающий схему «стимул – реакция», то во всяком случае заметно замедляющий деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующий естественное протекание ответной деятельностной активности.
В рамках современной психологической науки понятие «фрустрация» очень часто рассматривается в качестве разновидности стресса, а иногда в качестве реакции на легкую форму депривации личностно значимых потребностей человека. Иное дело, что в психологически содержательном плане состояние фрустрации может расцениваться как стрессовое состояние частично «покрывающее» в интерпретационном смысле и как синоним лишь частичной, непродолжительной и локальной депривации.
Прежде всего, зависит степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий от двух факторов: мощности фрустратора и степени фрустрационной защищенности личности. Кроме этого, фоновым, однако весьма значимым фактором, в данном случае является функциональное состояние личности, которая оказалась в фрустрационной ситуации. Также следует отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному влиянию, как правило, обозначают в качестве «фрустрационной толерантности».
При этом личности, которые обладают данным качеством, и которые способны анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия авантюрных решений. [2]
Наибольшее число социально-психологических исследований фрустрации было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация – агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из экспериментов подобного рода, которое было осуществлено под руководством К. Левина, в 1941 г. детям показывали комнату, в которой было большое количество игрушек, однако войти в нее не разрешалось. Они рассматривали игрушки, стоя за дверью и испытывая огромное желание с ними поиграть, однако приблизиться к ним не могли.
Продолжалось это некоторое время, после чего детям поиграть с этими игрушками разрешали. Другим детям играть с игрушками давали сразу, без создания у них предварительного периода ожидания. При этом было отмечено, что фрустрированные дети швыряли игрушки об стены, разбрасывали их по полу, то есть демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение.
В свою очередь, у нефрустрированных детей наблюдалось более спокойное и менее разрушительное поведение. В результате было получено видимое подтверждение предположения о том, что агрессия является типичной поведенческой реакцией на фрустрацию.
На сегодняшний день, под социальной фрустрированностью личности понимают форму психического напряжения, которая связана с неудовлетворением человеком своим положением в социуме, взаимоотношениями с окружающими людьми, своими собственными достижениями в общественной жизни. Последствие неосуществления насущных потребностей личности выступает в виде ее социальной фрустрированности.
В различные исторические периоды становления и развития общества к его членам, гражданам предъявлялись особые политические, нравственные, идеологические, экономические критерии, определялась возможность общественного роста и реализации потребностной сферы личности. Сама же личность, рассматривая свои достижения в социуме, определяет для себя степень удовлетворенности-неудовлетворенности исходя из собственных критериев оценки [1, с. 47- 59].
Н.В. Усова, А.Р. Вагапова, Н.В. Майсак, Д.А. Яковец, В.А. Хащенко, Е.Б. Щетинина определяют действие социально фрустрированных факторов через принадлежность личности к культурно-региональным, этническим, профессиональным объединениям, в соответствии с ее социальным статусом, индивидуальными особенностями, координирующими поведение в обществе [2, с. 73-76; 3, с. 318- 322; 4, с. 1830-1837; 5; 6, с. 306-310]. Молодежь является той категорией людей, которой присуще такие характеристики, как самостоятельность, независимость, активная деятельностная позиция, стремление к самореализации [7, с. 138-142].
Представления данной категории социума строятся в соответствии с двумя ведущими группами факторов: осознание перспектив личностного, профессионального роста с учетом политико-экономической траектории развития общества и представление о своих собственных индивидуальных особенностях, возможности их развития и самосовершенствования. Данные критерии могут как поспособствовать достижению желаемого результата, так и выступить фрустраторами личности молодых людей [1, с. 47-59].
Пролонгированное действие большого числа фрустрирующих детерминант создает стрессовую ситуацию, а при слабой психологической устойчивости, дефиците общественной поддержки личности выступает спусковым механизмом внутриличностных конфликтов, психической дезадаптации, болезни. В обществе действие социальных фрустраторов на личность может привести к напряженной атмосфере или дестабилизации [8, с. 38- 44]. В этом плане, рассмотрение вопроса, касающегося проблемы особенностей социальной фрустрированности разнообразных социальных групп, в частности молодежи, является весьма актуальной задачей.
1.2. Типы фрустрационных реакций
Как состояние фрустрация возникает всякий раз, когда социальное, физическое и даже воображаемое препятствие прерывает или мешает действию, которое направлено на удовлетворение потребности, достижение цели.
Многие исследования показали, что фрустрация особенно выражена в молодом возрасте. В своей теории психосоциального развития Э. Эриксон писал, что одним из центральных новообразований в юношеском возрасте указывает поиск идентичности [5], обретение целостности и баланса между интенсивно развивающимся внутренним миром и требованиями социальной среды.
Понятие «идентичность», по Эриксону, неразрывно связано с обретением собственного «Я». В процессе личностного развития в результате взаимодействия с окружающими людьми у человека возникает определенный баланс внутренних сил и внешних воздействий, обеспечивающий полноценную адаптацию личности в обществе [4,5]. Юноша испытывает фрустрацию, если что-то на этом пути не получается. Например, невозможность, в силу разных причин, получить избранную специальность приводит к негативным переживаниям.
В психологии выделяют несколько видов фрустрации. С. Розенцвейг выделял два основных вида фрустрации [3]:
1. Первичная (фрустрация лишения). Возникает при тех обстоятельствах, если человек не может по каким-то причинам удовлетворить свою потребность. Например, субъект чувствует голод, который вызван длительным голоданием.
2. Вторичная фрустрация. Данный вид фрустрации проявляет при возникновении препятствий на пути удовлетворения потребности. Примером вторичной фрустрации может служить: субъект, чувствуя жажду, не может попить, так как ему мешает приход посетителя. Также стоит отметить, что существует несколько типов фрустраторов.
С. Розенцвейг выделял три основных типа: К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Второй тип составляют потери, а третий тип – конфликт. Существуют также различные формы проявления состояния фрустрации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н.Н., Елагина, М.Г., Мещерякова, С.Ю. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия./ Под ред. Куликова Л.В. – 2 –е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния фрустрации:/ В. Н. Астапов // Психологический журнал. – 2016. - Т. 13. - № 5. – С.23-29.
3. Афанасьева Е.А. Социальная психология [Электронный ресурс] / Е.А. Афанасьева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 129 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19279.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
5. Бандура А. Подростковая фрустрация: Изучение влияния воспитания и семейных отношений:/А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2013. - 508 с.
6. Берковиц Л.В. фрустрация: причины, последствия и контроль: Секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию:/Л.В. Беркавиц. – СПб., 2014. - 510 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. 2-е изд. - СПБ.: Питер, 2014. - 416 с.
8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
9. Дементий Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с
10. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Астафьева И.Н. Особенности социальной фрустрированности личности студентов вуза и работающих молодых людей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 138-142.
11. Долгова А.Г. Фрустрации в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция:/А.Г. Долгова. – М., 2015. - 215 с.
12. Ефимов А.А. Саногенное мышление: техника формирования и развития. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 69с.
13. Журавлев Д.Г. Психопрофилактика психических состояний. - М.: Просвещение, 2012. - 63с.
14. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c
15. Кочубей Б. Как лечить тревожность:/Б. Кочубей, Е. Новикова//Семья и школа. - 2013. - №8. – С.46-52.
16. Кэррол Э. Психология эмоций:/Э. И. Кэррол. – СПб., 2013. – 642 с.
17. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: 2002. - 342 с.
18. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги:/Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2016. - №1. – С.49-57.
19. Майсак Н.В., Яковец Д.А. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. Ч. 8. С. 1830-1837
20. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
21. Максимова С.Г., Луницын Б.Г. Социальные ситуации фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации // Клиническая геронтология. 2001. № 7. С. 38-44
22. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
23. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана.- О-21 М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 639 с.
24. Практическая психодиагностика: методики и тесты под ред. Райгородского Д.Я. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – 667с.
25. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности:/А. Н. Прихожан//Психологическая наука и образование. - 2013. - №2. – С. 11-17.
26. Семенова Л.Э. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л.Э. Семенова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 123 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40187.html.— ЭБС «IPRbooks»
27. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов [и др.]. — 7-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 615 c. — 978-5-238-02192-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71051.html.— ЭБС «IPRbooks».
28. Степанов В.Г. Психология трудных школьников://учебное пособие для студентов вузов/В. Г. Степанов. - М., 2015. - 553 с.
29. Степанов А.М. Сравнительный анализ социального самочувствия студентов высших и средних специальных учебных заведений // Вестник СПбГУ. 2016. Сер. 12. Вып. 2. С. 47-59.
30. Столяренко В.К. Психокоррекция психических состояний. - М.: Феникс, 2011. - 61с.
31. Теория фрустрации С. Розенцвейга. PSYERA: Психологическое сообщество. URL: https://psyera.ru/6027/teoriya-frustracii-s-rozencveyga
32. Усова Н.В. Структура субъективного благополучия мигрантов, проживающих в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. № 1. С. 73-76.
33. Фурманов И.А. Фрустрация и насилие: диагностика, профилактика и коррекция:/И. А.
Фурманов. – СПб., 2014. - 479 с.
34. Харченко В. К., Коренева Е. Ю. Язык фрустрации. Издательство Литературного Института Им. А. М. Горького. 2007. – 216 с.
35. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. 2-е изд.. М.: Издательство Юрайт, 2018. 204 с
36. Хьелл Л. Теория личности:/Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 2014. – 607 с.
37. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности://учебное пособие. – Саратов, 2015. – 186 с.
38. Шеламова Е.Р. Психокоррекционная работа в вузе. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - 66с.
39. Экман П. Психология эмоций:/Пол Экман. – М., 2013. - 239 с.
40. Эрбегеева А. Психологическая поддержка студентов в преодолении фрустрации. LAP Lambert Academic Publishing.2012. – 136 с.