Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникативные умения развиваются в процессе деятельности дошкольников, в которой им необходимо выполнять совместные задания. В настоящее время дошкольник становится активным субъектом деятельности, поэтому развитие коммуникативных умений положительно влияет на формирование гармонично развитой личности. Любая деятельность предполагает вербальную и невербальную коммуникацию для достижения определенной цели. Вовлеченность участников в коммуникативную деятельность зависит также и от знания и владения коммуникацией.
Исследователи понимают коммуникативные умения как умения понимать смысл высказывания собеседника и представлять собственную позицию в доступной форме, слушать и понимать.
Коммуникативные умения входят в систему общечеловеческих знаний об организации социума и себя как части этого социума. Усвоение социальных паттернов детей происходит наиболее успешно в связи с ведущей ролью учебной деятельности, в дальнейшем заменяющиеся на коммуникативные умения, позволяют активно познавать мир в процессе коммуникации с другими субъектами. Во время общения происходит не только познание субъектов коммуникации, но и себя и собственного направления развития.
Владение коммуникативными умениями позволяет организовать социальное взаимодействие между субъектами общества в зависимости от ситуации общения. Приобретенные умения постепенно переходят во внутренний план и становятся средствами регуляции собственного поведения. Ориентиром является социальное окружение, которое опосредованно или непосредственно влияет на всех участников общения [25].
Коммуникативные умения лежат в основе социальных компетенций, позволяющие соответствовать принятым в обществе нормам. Развитие умений способствует совершенствованию самооценки, эмоциональной комфортности, ведь познание своих возможностей осуществимо только при их взаимодействии с другими людьми. А.В. Чернецкая пишет, что номенклатура и содержание ключевых умений задаются параметрами социальной роли, которую осваивают дошкольники. Коммуникативные умения занимают ведущее место, поэтому их необходимо формировать уже в дошкольном возрасте. Это умение во многом определяет успешность выполнения социальной роли в дальнейшем [11].
Понимание необходимости развития гармоничной личности отражено во ФГОС ДО. Основным компонентом всестороннее развитой личности является уровень соответствия социальных умений общепринятым стандартам. Социальные умения включают психологические и мыслительные свойства, необходимые для эффективного общения.
Развитие коммуникативных умений позволяет детям чувствовать себя комфортнее, увереннее и устойчивее к негативным воздействиям окружающей среды. Учёные справедливо отмечают, что в педагогическом отношении формирование коммуникативных умений наиболее успешно реализуется в процессе познавательной деятельности на основе неформального общения, основанного на эмпатии и личностной отзывчивости субъектов с помощью выполнения разнообразных упражнений, занятий и игр. Именно в данной деятельности идеи детей можно разносторонне материализовать или технологизировать.
Субъектность дошкольников способствует повышению активности в разнообразных коллективных видах деятельности, так как на этом этапе учащийся из стороннего наблюдателя переходит в активного преобразователя окружающего мира [18].
В целом в процессе целенаправленного обучения и воспитания в ДОУ происходит формирование коммуникативных умений на основе развития структурных элементов процесса коммуникации: интеллекта, эмоций, речи, творчества, необходимых для всестороннего развития и успешной социализации. Ориентир содержания образования на формирование коммуникативных умений свидетельствует о совершенствовании парадигмы образования.
Изменение общего направления развития образования предполагает и трансформацию нормативно-правовой базы, в частности, в условиях реализации стандартов обучения (ФГОС ДО). В соответствии с концепцией ФГОС ДО проблема формирования коммуникативных умений является актуальной и в современной системе образования.
В настоящее время происходят изменения в нормативно-правовой документации, влияющие и на общие представления о структуре личности каждого ребёнка. Коммуникативные умения являются междисциплинарной способностью к овладению научными достижениями в различных областях знаний. Также овладение коммуникативной деятельностью служит условием для надстройки психических функций, успешного освоения программы и развития психических процессов, необходимых для коммуникации в коллективе сверстников и взрослых.
Кроме того, Л.С. Выготский также рассматривал проблему формирования коммуникации в качестве важного условия воспитания и развития личности. Он выдвигал корреляционную зависимость между сформированностью коммуникационных компонентов и достижением высоких учебных результатов в образовании. Таким образом, общение, по мнению психолога, влияет на результативность и качество процесса общения в целом.
1.2. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст важен для психического развития ребенка, так как именно в этот период формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. Рассмотрим особенности дошкольного возраста в целом, далее сформируем характеристику старшего дошкольного возраста.
Дошкольникам интересно все, что они видят и слышат. Это прекрасное время для воспитателей, как родителей, так и учителей, чтобы сформировать умы детей и побудить их использовать свои творческие способности и воображение. Это также важное время для взрослых, чтобы научить их социальным навыкам, чтобы помочь им адаптироваться к новой среде, наполненной другими детьми.
Мир расширяется для детей дошкольного возраста, и родителям и учителям важно поощрять их и предоставлять им возможность исследовать свой мир и строить отношения с другими людьми, помимо членов их семьи. Родителям важно знать, что нужно их дошкольнику для подготовки к детскому саду и миру за пределами их дома. Вот некоторые из вещей, которые дошкольникам необходимо адаптировать в своей новой среде: Поощрение родителей и учителей к изучению и обучению. Чистая и яркая среда дошкольного учреждения, которая заставляет их чувствовать себя комфортно в тот момент, когда они входят в неё. Аккуратная и опрятная группа, в котором каждый предмет находится в соответствующем месте, что позволит детям легко найти то, что они хотят [11].
Социальное взаимодействие с большими и малыми группами других маленьких детей. Практический опыт работы с игрушками и другими предметами, которые учат их чему-то новому. Игрушки и игры, которые развивают умения решения проблем и манипулятивной игры. Равный баланс занятий в помещении и игр на открытом воздухе. Дошкольники учатся развивать свои интеллектуальные, когнитивные и двигательные умения, которые потребуются им в жизни [29].
Родители и другие взрослые в жизни дошкольников должны поощрять малышей проявлять любопытство, самостоятельно мыслить и проявлять творческий подход. Социальные характеристики детей дошкольного возраста: этом возрасте дети не обладают способностью понимать эмоции или восприятие других людей. Они находятся в своем собственном мире, и мир виден только их глазами. Они эгоцентричны; однако взрослые в их жизни все еще оказывают на них большое влияние. Они начинают проявлять свою независимость и способности. В этом возрасте они также стремятся познакомиться и поиграть с новыми детьми, но могут не знать, как подойти к ним из-за застенчивости или страха быть отвергнутыми.
Есть дошкольники, которые предпочитают играть самостоятельно, поэтому родителям и учителям необходимо поощрять их прилагать усилия для игры в группе с другими детьми их возраста [8]. Интеллектуальные характеристики детей дошкольного возраста: дошкольники обладают очень конкретными и буквальными способностями к мышлению. Они не мыслят образно, как дети постарше или взрослые. Они также еще не обладают способностью рассуждать. В этом возрасте дети любят исследовать и трогать, чувствовать, нюхать, пробовать на вкус, наблюдать и удивляться всему, что их окружает. Они также начинают проявлять признаки инициативы и творчества.
Книги, строительные блоки и маленькие головоломки - вот лишь некоторые из вещей, которые очаровывают дошкольников, поскольку они позволяют им использовать свой интеллект для изучения новых вещей и улучшения развития мелкой моторики.
Эмоциональные характеристики детей дошкольного возраста: дети в этом возрасте проявляют свои эмоции так, как они только умеют. Гнев и ссоры довольно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Они не признают понятия самоконтроля, поэтому часто набрасываются на любого, кто их злит. Другими характеристиками детей этой возрастной группы являются ревность и стремление к вниманию. У них нет возможности выразить свои чувства или эмоции вербально, поэтому многие склонны устраивать истерики дома и в классе.
Родители и другие взрослые, ухаживающие за детьми, несут много обязанностей по отношению к дошкольникам, поскольку это идеальное время для того, чтобы научить их навыкам, необходимым для их эмоционального, интеллектуального и социального развития. Воспитателям дошкольных учреждений необходимо включать различные виды деятельности, которые помогут им. На этом этапе решающее значение имеет сочетание веселых и образовательных мероприятий. Родители и воспитатели дошкольных учреждений должны работать вместе, чтобы дошкольники развивались в своем собственном темпе. Также важно развивать их сильные стороны.
Рассмотрим именно старший дошкольный возраст. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, ребенком / садом и т.д.) и приобретает опыт социального поведения. Чтобы сформировать у детей поведенческие умения, воспитывать осознанное, активное отношение к порученному делу, партнерство, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого есть много возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, на практике осваивают моральные нормы поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, на работе и недостаточно оценивают возможности повседневной деятельности, часто проходя мимо технических педагогических ценностей, которыми чревата повседневная жизнь дошкольного учреждения.
Благодаря тому, что дети годами посещают детский сад, становится возможным много раз упражнять их в хорошем поведении, и это способствует развитию привычек. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, так же как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться [20].
Культура общения предполагает не только правильное поведение, но и воздержание от действий и слов, которые неуместны в данной ситуации. Ребенка следует научить замечать состояния других людей. С самых первых лет своей жизни ребенок должен понимать, когда можно бегать, а когда необходимо подавлять желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится неприемлемым, то есть действовать, руководствуясь чувством уважения к другим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять чувство собственного достоинства характеризует ребенка, что важно.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. По мере того как дети приобретают языковые умения, они также развивают свои разговорные способности. Дети в возрасте от 5 до 7 лет могут следовать более сложным указаниям и с энтузиазмом рассказывать о том, что они делают. Они могут сочинять истории, внимательно слушать истории и пересказывать истории. В этом возрасте дети обычно могут понять, что буквы и цифры являются символами реальных вещей и идей и что их можно использовать для рассказывания историй и предоставления информации. Большинство из них будут знать имена и пол членов семьи и другую личную информацию. Они часто играют словами и придумывают глупые слова и истории. Их структура предложений теперь может включать пять или более слов, а их словарный запас составляет от 1000 до 2000 слов.
Речь в этом возрасте должна быть полностью понятной, хотя могут наблюдаться некоторые звуковые ошибки в развитии и заикание, особенно у мальчиков. Эффективные коммуникативные умения являются неотъемлемой частью самовыражения детей, развития их социальных отношений и их обучения.
Основы этих умений закладываются с рождения и закладываются в течение всего раннего детства. Когда вы участвуете и поддерживаете взаимодействие с дошкольниками на основе их интересов, вы помогаете укрепить роль ребенка как партнера в общении. Общение и развитие языка лучше всего развиваются в контексте последовательных, заботливых и отзывчивых отношений [24].
Е.Е. Алексеева дает следующее определение: «коммуникативные умения - есть важное условие развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности ребенка» [2]. Как отмечает данный педагог, сформированные коммуникативные умения являются одним из важных показателей готовности ребенка к взаимодействию с окружающими его сверстниками и взрослыми. Они позволяют детям преодолевать неблагоприятные ситуации, справляться с робостью, смущением, оказывают влияние на формирование доброжелательных отношений с окружающими, а также обеспечивают успешность их совместной деятельности, так как именно в общении реализуются межличностные и общественные отношения людей [2].
Благодаря взаимодействию и играм, дошкольник будет развивать социальные умения и умения межличностного общения наряду с их коммуникативными навыками. Эти умения позволят им чувствовать себя более комфортно в социальных ситуациях, где им будет легче завязывать разговоры со сверстниками и заводить новых друзей. Благодаря этим отношениям они также будут оттачивать свои умения слушания, а также способность сопереживать и интерпретировать невербальные коммуникативные сигналы.
Когда ребенок пойдет в школу, презентации, обсуждения в классе, инсценировки и устные экзамены станут для него регулярными мероприятиями, все из которых будут напрямую зависеть от его умений устного общения; аналогичным образом, в рамках процесса подачи заявления им может потребоваться пройти собеседование при поступлении в школу. Ребенку, который хорошо умеет общаться устно, будет легче создавать письменные сообщения, и, таким образом, он, скорее всего, будет лучше справляться со своими школьными экзаменами и письменными заданиями. Как и любой навык, коммуникативные умения могут быть развиты и усовершенствованы с практикой, но, помогая развивать хорошие коммуникативные умения у ребенка с юности, родители и педагоги сразу же наделяют его навыками построения успешного будущего.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155(ред. От 21.01.2019)»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 N 30384 (электронный ресурс)- URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. – Казань, 2017. – 608 с.
4. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2017. – 142 c.
5. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 1. – С.74-85.
6. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с
7. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. Пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
8. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2017. – 96 с
9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. Пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. – 486с.
11. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с
12. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
13. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
14. Дворкина, Н.И. Необходимость развития познавательной активности старших дошкольников как основы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2013. С. 101-102.
15. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
16. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. Сб. науч. Тр./ Новосиб. Гос. Пед. Ин-т; Н.П. Аникеева. – Новосибирск: НГПИ, 2016. – 121 c.
17. Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. – Архангельск: Поморский университет, 2017. – 551 с.
18. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2016. -96 с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: Академия, 2017. – 176 с.
20. Козлова, А.Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников в условиях театрализованной деятельности // Вестник научных конференций. 2015. № 2-6 (2). С. 54-57.
21. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет)/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 4. – С. 84-92.
22. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, 2017. – 384 с.
24. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. – Екатеринбург: Деловая кн., 2018. – 175 c
25. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст/ В.А. Недоспасова. – 3-е изд. – Москва: Росмэн, 2016. – 90 c.
26. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 808 с.
27. Новикова, О.Н. Сюжетно-ролевая игра как одно из средств развития самостоятельности дошкольников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 44-45.
28. Полякова, Н.Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей. Сер. «Библиотека программы «Детство»» Санкт-Петербург, 2007. С. 42-68.
29. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 1. – С. 48-54