Фрагмент для ознакомления
2
Образование - это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. То есть образование можно рассматривать как совокупность факторов, действий и приемов, которые в совокупности формируют личность ребенка.
Конечно, в идеале все, что оказывает хоть какое-то влияние на развитие и формирование личности ребенка, должно находиться под четким контролем родителей, учителей, детских психологов и так далее. Но на самом деле по каким-то причинам некоторые факторы не могут полностью контролироваться родителями, учителями.
Или этим факторам сами родители не придают большого значения. Такой фактор, на мой взгляд, можно отнести к средствам массовой информации.
Средства массовой информации оказывают влияние практически на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Они формируют и распространяют не только массовую культуру, но и восприятие и интерпретацию важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире. Обстоятельства или события приобретают особую актуальность или совершенно иное значение, будучи освещенными в средствах массовой информации.
Влияние СМИ на процесс формирования личности ребенка также велико, ведь на сегодняшний день телевидение и Интернет стали неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка.
Телевидение и информатизация занимают особое место среди множества видов средств массовой информации благодаря их возможному визуальному и образному восприятию, что обеспечивает более сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт изучения СМИ, Национальный институт психического здоровья США и т. д.) работают над проблемой этого влияния.
Вопрос о влиянии средств массовой информации, а именно телевидения, является предметом многочисленных дискуссий, и в настоящее время существует две точки зрения на этот вопрос: средства массовой информации оказывают положительное влияние; они оказывают негативное влияние.[3]
Мнение о том, что современные средства массовой информации оказывают крайне негативное влияние на развитие детей, пропагандируя насилие, жестокость и ложные идеалы, неверно.
Конечно, есть много телевизионных программ, фильмов, которые не предназначены для детей. Но эти мультфильмы, детские передачи, предназначенные для развлечения ребенка, могут нанести вред его психике, привести к неправильным выводам о мире, поведении и отношении к родителям, окружающим, природе и т. д.
За последние 40 лет во всем мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и фильмов на детей. Исследования проводились во многих странах мира среди мальчиков и девочек, принадлежащих к разным расам, национальностям и социальным группам.
Однако результаты исследования были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и неодушевленным предметам. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, принятые или не принятые обществом.
Однако воспитывать ребенка в информационном вакууме невозможно. Многие родители понимали, как это может повлиять на формирование личности ребенка. Поэтому все больше и больше родителей проявляют интерес к тому, что их ребенок смотрит или читает.
Современные технологии производства позволяют контролировать, какие телеканалы смотрит ребенок. Существует множество компьютерных программ, которые блокируют вредоносные сайты. И надо признать, что эта система действительно эффективна, когда ребенок находится дома или в детском учреждении. Но, к сожалению, не все родители им пользуются.
Не так давно вступил в силу закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Теперь вы можете узнать возрастное ограничение для любого фильма, телепрограммы, транслируемой по телевидению или транслируемой в кинотеатрах. Однако эти ограничения очень условны, их не следует соблюдать.
Не все родители соблюдают эти ограничения, но в кинотеатрах они стараются соблюдать федеральный закон. На мой взгляд, эти ограничения не всегда верны, но это связано с тем, что современные развлекательные программы для детей очень редко могут быть полезными и приятными.
Но реклама на телевидении по-прежнему выходит из-под контроля. Реклама занимает большую часть телевидения, она буквально распространяет огромное количество ненужных товаров. Это может повлиять на складывающееся мировоззрение. В рекламе в самом выгодном свете выставляются материальный успех, самолюбие, получение удовольствий.
Мы не можем знать наверняка, насколько личность ребенка будет отражать то, что она видела, слышала, читала. В какой степени идеалы, которые мы видим с экранов, приживутся в ребенке? И каким будет поколение, выросшее на этих идеалах? Мы не можем дать определенных ответов на эти вопросы, гипотезы больше не внушают доверия.
При всем негативном влиянии средств массовой информации я хотел бы отметить, что при правильном использовании и надлежащем контроле средства массовой информации могут оказывать положительное влияние.
Чтобы сделать управляемым влияние СМИ на учащихся, преподаватели предложили несколько вариантов использования новейших технологий в образовании и воспитании. Один из них назывался «мультимедиа».
Его цель - комплексное использование технических информационных средств школьного образования и воспитания с целью создания новых возможностей для передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества преподавания и, конечно же, всестороннего развития личности учащегося в процессе обучения.
Если мы посмотрим на функции средств массовой информации, мы увидим две функции, которые нас особенно интересуют: культурно-образовательные функции и образовательные функции.
Любое телешоу, так или иначе, приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам внешний вид изображаемых людей, их манера общения, степень их грамотности влияют на отношение аудитории. Основные информационные и другие программы воспринимаются как справочные.
Таким образом, любое телешоу связано с культурой (или ее отсутствием). Но есть такие программы, в том числе специальный канал «Культура», которые специально созданы для приобщения к достижениям науки и культуры.
Образовательная функция СМИ прослеживается в образовательных статьях, передачах, каналах. Современное телевидение предоставляет широкие возможности для получения обширных знаний обо всем на свете. Практически на каждом телеканале есть несколько образовательных программ, рассчитанных на детей разных возрастов. И надо отдать должное, эти передачи способны многому научить даже взрослого человека.
В формировании патриотической позиции ведущая роль отводится электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. Средства массовой информации, безусловно, способны оказать положительное влияние на формирование любви к Родине, патриотизма. Широкие возможности средств массовой информации и технологий позволяют воссоздавать исторические события, реконструировать сражения, снимать фильмы об истории нашей страны, которые могут вселить гордость в ее народ.[2]
Но в то же время постоянные сообщения СМИ о событиях, отклоняющихся от общепринятых норм, порождают у читателей, слушателей и зрителей тревогу и страх, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений.
В заключение я хотел бы сказать, что невозможно недооценивать роль средств массовой информации в жизни общества, в образовании. Средства массовой информации уже давно являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас.
Они раскрывают множество возможностей для формирования нравственной личности, с помощью средств массовой информации мы можем охватить все содержание воспитания: моральное, патриотическое, политическое, экологическое, эстетическое и многие другие. Влияние средств массовой информации на развитие личности современного ребенка велико, поэтому его необходимо корректировать за счет влияния других социальных институтов, таких как семья, школа, социальная среда.
Невозможно защитить ребенка от средств массовой информации, но мы можем не только контролировать и фильтровать получаемую им информацию, но и предотвращать негативные последствия неграмотности и неразумного использования, обучая правильному поведению в информационном мире.
А также научить ребенка тому, что есть много других способов развлечься или найти информацию, которая будет не только полезной, но и приятной и интересной.
1.2.Влияние телевидения на формирование личности
Из всех средств массовой информации самым популярным является телевидение. По глубине (продолжительность просмотра передач) и по ширине (количество людей, которые его смотрят) телевидение стало влиятельной культурной силой, не имеющей аналогов в прошлом.
Телевидение держит миллиарды людей по всей планете в курсе основных мировых и местных событий. В то же время вербальная (вербальная) информация подкрепляется в телепередаче изображением (визуальным рядом), что делает ее более наглядной, доступной, убедительной.
Важную образовательную миссию выполняют научно-образовательные телепередачи. Все чаще используются интерактивные возможности телевидения, например, прямое голосование зрителей при обсуждении вопроса.
Это помогает формировать общественное мнение. Развлечения - одна из важнейших общественных функций средств массовой информации. Телевидение реализует ее наиболее полно, предлагая зрителю разнообразные программы легкого жанра: кинокомедии, эстрадные представления, конкурсы, спектакли и т. д.
При всей палитре положительных сторон и важных функций, выполняемых телевидением, есть и отрицательные моменты. Телевидение активно вторгается в жизнь, ослабляя или даже полностью вытесняя влияние важных и традиционных социальных институтов, таких как семья, школа, непосредственное окружение. [1]
Часы, которые подросток проводит перед телевизором, в несколько раз превышают время, проведенное в общении с родителями. В результате взгляды на жизнь, позиции по многим вопросам складываются в основном под влиянием телевидения.
А телевидение, как и любое СМИ в рыночных условиях, не просто выполняет государственный заказ, а живет и развивается по коммерческим законам. На переднем плане продукты, которые продаются лучше всего ( в данном случае программа), то есть имеют самый высокий рейтинг (доля зрителей, посмотревших это шоу).
Телевидение меняет способ мышления и принятия решений. Телевидение во многих отношениях возвращает нас в мир неграмотности. По мере того, как словарный запас выступающих на телевидении истощается, он упрощается для тех, кто смотрит телепрограммы.
По наблюдениям психологов, отказ от книги в пользу телевизора разрушает навыки чтения у детей. Также ослабевает способность к межличностному общению: вместо того, чтобы играть и разговаривать со сверстниками, общаться с родителями, ребенок часами сидит у экрана телевизора. Погружаясь в телевизионные фильмы, ребенок иногда пытается избежать проблем и трудностей.
Увлечение телевидением, помимо общих причин доминирования массовой культуры, также обусловлено особыми обстоятельствами, сложившимися в нашей стране в 90-е годы: резким ростом цен на печатные СМИ.
Показать больше