Фрагмент для ознакомления
2
В педагогической литературе существует более 30 определений категории «межпредметные связи» с различными подходами к их педагогической оценке и классификации. Здесь рассмотрим наиболее полное определение межпредметных связей:
1. Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
2. Межпредметные связи – это связи между отдельными предметами, направленные на повышение качества учебного процесса путем интеграции знаний и умений из различных областей знаний.
3. Междисциплинарные связи – это доктринальное условие, обеспечивающее последовательное отражение объективных взаимосвязей, действующих в природе, в содержании научных дисциплин.
Междисциплинарные связи отражаются в курсах, которые строятся с учетом их логической структуры, особенностей и понятий, раскрываемых в преподавании других дисциплин.
Междисциплинарные связи отражают в содержании дисциплины диалектические взаимосвязи, объективно действующие в природе и признанные современной наукой.
Основные функции межпредметных связей:
1. Обеспечение единства и целостности образовательного процесса. Межпредметные связи помогают рассмотреть учебный материал в комплексе, выявить общие закономерности и связи между различными дисциплинами.
2. Усиление эффективности обучения. Благодаря межпредметным связям учащиеся получают возможность использовать знания и умения, полученные в различных дисциплинах, для решения сложных задач.
3. Повышение мотивации учащихся. Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся системного мышления, они понимают, что знания, получаемые в различных предметах, могут быть использованы в повседневной жизни.
4. Развитие интеллектуальных способностей учащихся. Межпредметные связи требуют от учащихся анализа, синтеза, обобщения и применения знаний в различных контекстах, что способствует развитию умственных способностей.
5. Подготовка к жизни и работе в современном мире. Межпредметные связи помогают учащимся сформировать комплексное представление о современном мире, о взаимосвязи различных сфер жизни и деятельности.
Междисциплинарные связи рассматриваются как один из способов развития обучения, который приводит к формированию качественно новых образований в учебной деятельности учащихся. Многообразие функций междисциплинарных связей в учебном процессе показывает, что сущность этого понятия не может быть определена однозначно. Феномен междисциплинарных связей многомерен. Он не ограничивается содержанием, методами и формами организации обучения. Междисциплинарные связи пронизывают учебно-познавательную деятельность студентов и преподавателей. Они затрагивают индивидуальность учащихся, формируют их диалектическое мышление, научное мировоззрение и убеждения, способствуют всестороннему развитию их способностей и потребностей.
Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований у учащихся. Это означает, что, связывая знания и умения из разных предметов, ученики приходят к новым открытиям, анализируют их, формулируют новые вопросы и ищут ответы на них.
Межпредметные связи позволяют учащимся переносить знания и умения, полученные в одном предмете, на другие области знаний, что способствует их более глубокому пониманию материала и расширению кругозора.
Кроме того, межпредметные связи помогают учащимся осознать, что знания, полученные в разных предметах, являются взаимосвязанными и целостными. Это помогает развивать системное мышление и умение решать сложные задачи.
Таким образом, внедрение межпредметных связей в учебный процесс является эффективным средством развития образования, так как способствует развитию ключевых компетенций учащихся и формированию у них системного мышления.
1.2. Межпредметные связи как принцип современного образовательного процесса
Как уже отмечалось, существуют различные трактовки понятия междисциплинарных связей. А именно, исследователи часто трактуют это понятие в нескольких значениях: и дидактические условия, и часть принципа системности, и средства, и системы и т.д. Междисциплинарная связь широко понимается как дидактическое условие, обеспечивающее развитие познавательных способностей, активности, интересов и умственной деятельности учащихся, а также их совокупности знаний. Принципы обучения отражают характер и целесообразность практической деятельности, закономерные связи и нормативные стандарты.
В последние годы возросла роль междисциплинарных связей, реализуемых преподавателями. Выбор междисциплинарного содержания позволяет преподавателям определять выбор форм организации учебного и воспитательного процессов, способствующих обобщению, интеграции знаний и комплексному раскрытию учебных вопросов. Как правило, это относится к семинарам, экскурсиям, конференциям, домашним заданиям и интегрированным формам обучения, которые носят обобщающий характер. Одновременно совершенствуются и обобщаются методы и приемы передачи знаний и умений учащихся по различным предметам. Для организации педагогической и познавательной деятельности учащихся преподаватели используют специальные педагогические средства, позволяющие реализовать межпредметные связи, межпредметные познавательные и практические задания, проблемные вопросы, карточки и задания, сложные наглядные пособия и приборы, используемые при изучении других предметов. Перестройка учебного процесса под влиянием сознательно внедряемых междисциплинарных связей влияет на его эффективность, знания становятся систематическими, умения обобщаются и интегрируются, усиливается направленность познавательных интересов учащихся, эффективнее формируются их убеждения, достигается комплексное развитие личности.
Междисциплинарная связь при систематической и целенаправленной реализации перестраивает весь процесс обучения, т.е. выступает как современный принцип образования.
Межпредметные связи, как и любой другой принцип обучения обладает свойством всеобщности, реализуясь в каждом учебном предмете. Принцип межпредметных связей как обязательное требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности учащихся способствует:
1. Формированию системности знаний на основе развития ведущих общенаучных идей и понятий, образовательная функция межпредметных связей;
2. Развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума, познавательной активности и интересов учащихся (развивающая функция межпредметных связей);
3. Формированию диалектико-материалистических взглядов, политических знаний и умений (воспитывающая функция межпредметных связей);
4. Координации в работе педагогов различных предметов, их сотрудничеству, выработке единых педагогических требований в коллективе, единой трактовке общенаучных понятий, согласованности в проведении комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса, организационная функция межпредметных связей.
Психологическим механизмом познавательной деятельности студентов при осуществлении междисциплинарного взаимодействия является интеграция информации в процессе "центростремительного" предварительного синтеза, имеющего регулятивное и мотивационное значение при разработке поведенческих программ. В памяти человека, в его прошлом опыте хранятся все мотивационные, контекстуальные и побудительные стимулы, с которыми он сталкивался ранее. Информация и ее интеграция выступают в качестве важнейших регуляторов деятельности индивида.
Обучение в современной педагогике осуществляется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функцию, отражающую взаимодействие преподавания и учения.
Функция обучения – это качественная характеристика преподавания и образовательного процесса, выражающая его целенаправленность и эффективность в формировании личности учащегося. Междисциплинарные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Объединение функций является результатом целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы.
Междисциплинарная связь как самостоятельный принцип определяет целевую направленность всех компонентов учебного процесса – его задач, содержания, форм, методов, средств и результатов – на решение проблем, формирующих систему знаний о природе, обществе и труде, мировоззрение. Ориентация всех преподавателей на междисциплинарные связи как обязательное требование, принципы обучения, разработка основной линии педагогического коллектива, общих направлений, стратегий учебного процесса. Междисциплинарная связь в согласованной коллективной, групповой или индивидуальной работе преподавателей становится принципом, на котором строится система преподавания-обучения. Эта система может иметь региональный характер, ограничиваться одним предметом, охватывать несколько предметов, связанных основными идеями, общими для многих предметов, или объединять группу предметов, решающих сложные междисциплинарные проблемы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева Молдир Ермекбаевна Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов // Вестник науки и образования. 2020. №11-2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-kak-odin-iz-printsipov-sovremennyh-obrazovatelnyh-protsessov
2. Беликов Владимир Александрович, Романов Петр Юрьевич, Филиппов Александр Михайлович, Хамитов Ильдар Салихьянович МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-obscheobrazovatelnyh-i-spetsialnyh-distsiplin-v-obespechenii-kachestva-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
3. Ефименко В. Ф. Межпредметные связи: методологические функции. // Вестник высшей школы, 1988-г, № 9.,45–63 с.
4. Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-professionalnogo-obucheniya-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., Педагогика, 1988-г, 54–61 с.
6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 218 с.
7. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. М.: Просвещение, 1987. 150 с.
8. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. 184 с.
9. Мамараджабов Ш. И. Исследование возможностей межпредметных связей в процессе обучения физике. // Автореф… канд. пед. наук: ТГПУ, 2007.
10. Петров Юрий Николаевич, Петров Алексей Юрьевич, Бурдейная Мария Николаевна ПРОЕКТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-formirovanie-integrirovannoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya-professionalnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy
11. Сазонова Татьяна Афанасьевна ИСКУССТВО ДАВАТЬ УРОК // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-davat-urok
12. Синяков Антон Петрович Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-mezhpredmetnye-svyazi
13. Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования / Д. О. Химматалиев, Р. Х. Файзуллаев, С. О. Сафарова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/1101/
14. Тропникова Валерия Валерьевна МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К WORLDSKILLS RUSSIA // Ped.Rev.. 2022. №5 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-faktor-motivatsii-pri-podgotovke-k-worldskills-russia
15. Хасанов Абдушохид Абдурашидович Межпредметные связи и их функции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №2 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-i-ih-funktsii