Фрагмент для ознакомления
2
Метод письма, как раздел методики преподавания русского языка, решает такие вопросы: *Как научить шестилетних детей читать и писать? *Как можно встроить игровые моменты в систему тренировок? *Как сделать так, чтобы игра перешла в серьезную познавательную, образовательную деятельность? *Как развить базовые навыки чтения и письма, обеспечивая при этом высокий потенциал для обучения? *Как сделать процесс обучения интересным, увлекательным, творческим, как превратить его в непрерывную череду открытий для ученика? и другие.
Обучение грамоте - это особый этап овладения начальными навыками письма и чтения.
Обучение грамоте как особое культурно-образовательное явление возникло в древнейший, даже доисторический период в жизни человечества, сразу после появления оригинальных способов письма, точнее, графических способов представления каких-либо сообщений и информации. Даже в эпоху племенного строя люди испытывали потребность в голосовом общении на расстоянии и в его закреплении во времени [12].
Для этого люди разработали различные способы реализации такой потребности: например, они писали свои речевые сообщения, используя ленты из ракушек разного размера и цвета, комбинировали узлы и шнурки, позже они обратились к насечкам и выемкам на камне, деревянных досках и палках, использовали графические конструкции в виде рисунков, иероглифов, клинописных знаков и только затем буквы, которые оказались наиболее совершенными и удобными при передаче голосовых сообщений. Их было легче запомнить, и они больше подходили для письма и чтения.
Впервые письменные знаки появились в странах Ближнего Востока и Средиземноморья, народы которых использовали языки семитской языковой группы (Карфаген, Сирия, Кипр, Аравия, Финикия, Сицилия, Сардиния). Благодаря финикийцам, которые активнее других занимались мореплаванием и торговлей, а потому чаще и чаще общались с различными странами и народами, грекам стала известна алфавитная буква. Знакомство греков с буквенно-цифровым письмом было расширено и углублено благодаря носителям арамейского языка (иврит, арабский), с помощью которых многие древние библейские тексты, написанные буквенно-цифровыми символами, попали в другие страны. Греки не только усвоили идею этого письма, но и внесли множество улучшений – они ввели специальные буквы для обозначения гласных звуков (они отсутствовали в семитском письме) и изобрели буквы для обозначения звуков, типичных для греческого языка. Славянское слово «БУКВА» этимологически связано со словом «БУК» – деревом, из которого чаще всего делались буквы [8].
Римляне, славяне и другие европейские народы научились алфавитному письму у греков. Каждый из них, не меняя греческого алфавита и графических основ букв, адаптировал буквенно-цифровые обозначения к особенностям своих языков.
В 863 году нашей эры монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали первый упорядоченный славянский алфавит на греческой основе. Они начали издавать славянские книги, перевели многие церковно-богослужебные книги с греческого на славянский. Переведенные книги легли в основу формирования церковнославянского и старославянского литературных языков и способствовали развитию книгопечатания.
С 11 века Киевская Русь стала центром славянской письменности. Здесь преподавали письменность на церковнославянском языке, то есть изучали буквы славянского алфавита и учили читать церковнославянские тексты. В то же время не все, кто научился читать, продолжали учиться писать, лишь немногие получали награды, только самые способные. В течение многих лет они посвятили себя преподаванию Священного Писания и закона Божьего, особенно чисел и арифметики. Постепенно в образовательных системах России и других странах был отведен особый этап, который должен был не только научить ребенка основам чтения и письма, но и ввести ребенка в новую сферу жизни, обеспечить полноценную школьную жизнь и заложить основу для успешного овладения всеми другими учебными предметами в первой и последующих оценках.
Таким образом, грамотность становится отправной точкой для овладения ребенком всей школьной мудростью.
Независимо от продолжительности уровня грамотности (он варьируется в разных системах), от готовности детей к школе, в процессе обучения грамоте решаются значительные и глубокие задачи с точки зрения их педагогических и воспитательных последствий:
1. формирование основных новообразований;
2. вовлечение ребенка в образовательную деятельность;
3. овладение всеми видами речевой деятельности;
4. привлечение учащихся к систематическому изучению родного языка.
Обучение грамоте - это методически разработанный процесс обучения в 1-м классе, согласно письму с 6 лет период обучения письму длится 8 месяцев. Обучение грамоте является первым необходимым условием для продолжения обучения в школе. Обучение грамоте является неотъемлемой частью преподавания русского языка. Языковые навыки учащихся развиваются в процессе письма, они участвуют в чтении литературы, начинают формировать базовые языковые понятия, простые навыки правописания и грамматические навыки, то есть метод письма тесно связан с другими разделами техники: грамматикой, орфографией [23].
1.2 Дидактические игры и их особенности
Познавательная деятельность - это сознательная организация и самоорганизация восприятия явлений действительности.
Дидактические игры являются одним из видов дидактических пособий и эффективным средством повышения познавательной активности детей младшего школьного возраста. Данный вид дидактического пособия особенно любим учащимися начальных классов, поскольку именно игра их привлекает больше всего и в ходе игры они усваивают учебный материал легче всего.
Согласно определению В.Н. Кругликову, дидактические игры - это вид обучения, организованный в форме обучающих игр, в которых реализован набор игровых принципов, активное обучение и которые отличаются наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценки.
Выделяются основные характерные особенности типов дидактических игр в соответствии с классификацией О.С. Газмана:
- Подвижные дидактические игры являются важнейшим средством физического воспитания детей дошкольного и особенно школьного возраста. Они всегда требуют активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, изложенной в правилах. О.С. Газман отмечает, что основными характеристиками двигательных игр школьников являются их соревновательный, творческий и коллективный характер. Они демонстрируют способность выступать за команду в постоянно меняющихся условиях [13].
- Дидактические ролевые игры (иногда называемые развлекательными играми) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. В основном они носят коллективный характер, поскольку отражают суть отношений в обществе. Они делятся на ролевые, театральные и режиссерские игры. Сюжет может включать театрализованные детские праздники, карнавалы, строительные игры и игры с элементами труда.
- Компьютерно-дидактические игры имеют преимущество перед другими формами игры: они демонстрируют ролевые методы решения игровых задач, например, динамично представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции на успехи и неудачи, которые трудно осознать в жизни. Примером таких игр могут служить народные сказки и фольклорные постановки. В них дети приобретают опыт морального поведения в самых разных жизненных обстоятельствах. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов при оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети учатся практически с помощью общения, способов общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть морально позитивными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими [10].
По определению Е.В. Карповой, любой метод проведения игры в классе должен основываться на следующих требованиях:
- актуальность дидактического материала (соответствующие формулировки математических задач, наглядные пособия и т.д.).
- коллектив позволяет объединить детский коллектив в единый коллектив, в единый организм.
Соревнование формирует у учащихся желание выполнить задание быстрее и лучше, чем соперник, что сокращает время выполнения задания и дает более приемлемый результат.
Дидактический материал способствует достижению следующих общих (или обобщающих) целей:
- воспитывать учеников;
- развивать логическое мышление;
- обучать учеников самостоятельно пополнять свои знания русского языка.
Познавательная активность младших школьников активизируется дидактической игрой за счет избирательной ориентации личности ребенка на объекты и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к знаниям, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес.
Активизация познавательной деятельности младших школьников характеризуется следующими принципами: принцип проблемности, принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических заданий, принцип взаимного обучения, принцип усвоения изучаемых проблем, принцип самообучения, принцип мотивации [7].
На наш взгляд, целесообразно выявить (сформулировать) следующие условия, облегчающие организацию дидактических математических игр с младшими школьниками.
Организационные условия:
- Организация дидактических игр с младшими школьниками.
- Тесное сотрудничество организаций (детский сад - школа).
- Организация среды разработки (обеспечение класса современными ИКТ-технологиями).
Психолого-педагогические условия:
- С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
- Изучение психологических закономерностей процесса усвоения знаний.
- Внедрение деятельностных и личностно-ориентированных подходов в преподавании математики в начальной школе.
- С учетом преемственности между дошкольным и начальным образованием.
- Рассмотрение принципов повышения познавательной активности младших школьников.
Методологические условия:
- Подборка специальных дидактических математических игр, направленных на повышение познавательной активности младших школьников.
- Методические рекомендации по улучшению познавательной деятельности учащихся начальной школы (с помощью дидактических игр).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Изд. центр” Академия”, 1997. - с. 342.
3. Алтабаева Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку// Нач.шк.-2005.-№10 — C. 24-29.
4. Баев П.М Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей - М.: Русский язык, 1989. - 138 с.
5. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе. - М.: Академия - 2001.-368с.
6. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4.- С. 31.
7. Блехер В. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - М.: Просвещение. - 2005.-184 с.
8. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 111 с.
9. Вострикова Н.М. О современном понимании и развитии понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе / Н.М. Вострикова // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 5. — 165 с.
10. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся / А.И. Горбунова // Современная педагогика. — 2010. — № 3. — 186 с.
11. Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 289-292.
12. Гульчевская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В.Г. Гульческая. — Москва: АРКТИ, 2010. — 323 с.
13. Жильцова Т.В. Урок обучения грамоте//Нач.шк.-2002.-№6. — С.16-22. Нужна помощь в написании курсовой?
14. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии. - М., 1990. - № 6. - 101 с.
15. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование. — Спецвыпуск — 2005. — С.31-39.
16. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: « Академия развития», 1997 - 240 с.
17. Краткий педагогический словарь пропагандиста. / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А.С. Вишнякова. - М.: Политиздат, 1988. - 357 с.
18. Крылова Н. Чтение как универсальная культурная практика ребенка//Народное образование.-2007.-№9. — С.23-30.
19. Кузнецова Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников//Воспитание и обучение.-2010.-№2. — С. 27-36.
20. Куралова А. Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку-М.: ВЛАДОС-2004-352 с.
21. Лингвистический Энциклопедический словарь, М., 1990. — 440с.
22. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе - М.: Академия-2004-464с.
23. Макеева С.Г. Методические задачи по обучению грамоте. Ярославль, 2000. — 198с.
24. Мельникова И.И.Развитие речи. Дети 7-10 лет/Акад. Развития.-2002. — 226с.
25. Никитина Е. И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. — М. — Просвещение. — 1991. — 191 с.
26. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ. - 1994.
27. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983-127с.
28. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М.: Пед. Общество России 1998-640 с.
29. Пудовкина Н. В., Нестерова Л. П. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 809-813.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 194 с.
31. Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. М.,2006. -189 с.
32. Сластёнин В.А. Педагогика.- М.: Академия 2004.-576 с.
33. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. - М. - Просвещение, 1986. - 83 с.