Фрагмент для ознакомления
2
В современных научных исследованиях правосознание и пути его формирования трактуются по-разному. Среди причин подобного положе¬ния дел можно выделить следующие:
1) сложность определения самого понятия «сознание», с учетом его философского, социального, психологического, культурологического, пе-дагогического и прочих значений;
2) особенность структуры самого явления и условий его формиро-вания;
3) разнообразие подходов к определению понятия «право».
Правосознание как форма общественного сознания определяет от-ношение общества к праву и закону в целом, правовой системе государ¬ства, юридической практике, государственной идеологии, нормам морали, нацио-нальной и общечеловеческой культуре.
Правосознание классифицируется как одно из фундаментальных ка-тегорий юридической науки в целом и теории права в частности, как одна из метаправовых категорий. Правосознание не может быть полностью опреде-лено в рамках правового методологического инструмента и про¬граммы пра-вовых исследований. А также, поскольку правосознание не может быть эм-пирически индуцировано из закона, его исследование дает место для теоре-тизирования о генетических и аксиологических аспектах соотношения право-сознания и общественного сознания и влиянии право¬охранительных органов и учений об объективном праве на них.
Одним из общепризнанных считается определение понятия «правового сознания», данное Н. М. Юрашевичем. По его мнению, - это «система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оце-ночное отношение к ней (социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморе-гулятора) их поведения в юридических ситуациях» .
С. А. Комаров считает, что правовое сознание представляет собой «форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни» . Кроме этого, у С. А. Комарова есть еще одно определение правосознания: – «это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков положительного правового поведе-ния» .
М. М. Рассолов, В. О. Лучин, Б. С. Эбзеев в своем учебном пособии дают следующее определение для правосознания – «совокупность чувств, настроений, идей, представлений, взглядов и т.д., в которых выражено от-ношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым юридическим нормам» .
В результате обобщения трудов теоретиков, И. Ю. Лимаренко в науч-ной статье изложил возможность определения основных признаков правосо-знания:
«правовое сознание существует внутри общественного;
в правовом сознании отражается правовая действительность;
составляет правосознание совокупность взглядов, идей, настрое-ний, представлений, ценностных ориентаций, эмоций, знаний, теорий, уста-новок, оценок, убеждений, привычек, чувств и переживаний;
определяет субъективное отношение к действующему праву;
определяет поведение субъектов в юридически значимых субъек-тах;
создает представления о желаемом праве» .
Обобщив мнения различных авторов, издавших труды в рамках иссле-дуемой темы, о сущности правосознания, следует обозначить следующие выводы:
термин «правовое сознание» тесно взаимосвязан с личностью че-ловека;
правосознание отражает личностные качества и интересы челове-ка, а также его отношения в обществе (т.е. общественные отношения);
правосознание регулируется правовыми нормами, как правило, ввиду выполнения ими ряда функций в отношениях между людьми и соци-альными группами.
В целом, стоит заключить, что правовое сознание – «это очень слож-ный культурный феномен, в котором воедино связаны осознание установ-ленных в обществе формальных границ правомерного и неправомерного и отношение к ним конкретного субъекта, оценивающего, критикующего, со-относящего свои ценности, потребности и надежды с возможностями и огра-ничениями, которые заложены в праве» .
Структура правового сознания представляет собой совокупность эле-ментов, обеспечивающих целостность правосознания, его активное развитие и необходимое функционирование, которые взаимосвязаны между собой и взаимодействуют друг с другом.
В этой работе мы будем придерживаться точки зрения большинства авторов, которые полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой ре-альности: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая идеология – это «совокупность систематизированных теоре-тически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права» .
Иными словами она представляет собой познавательную сторону (взгляды, идеи, знания). Правовая идеология есть результат обобщения уже существующих взглядов на право и государство. Проявляется это в следую-щих идеях:
каким должно быть право;
каким должно быть правовое регулирование;
какие принципы должны ложиться в основу правового регулиро-вания;
что собой должна представлять структура права и т.д.
Если говорить о государствах с демократическим правовым режимом, то здесь правовая идеология имеет огромный нравственный потенциал, ко-торый находит свое выражение в усилении ценности прав и свобод человека и гражданина .
Такой элемент правового сознания, как «правовая психология» может быть рассмотрена как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, зако-нодательство, другие юридические феномены . Она характеризует собой непосредственную реакцию людей на различные правовые явления или пра-вовые факты. Процесс возникновения правовой психологии происходит стихийно, в результате взаимодействия людей под воздействием ежедневных жизненных условий.
Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосозна-ния личности.
1.2 Сущность и значение правовой культуры
Традиционно в научном обиходе термин «правовая культура» ис-пользуется в нескольких значениях, прежде всего как в академически-правовом, так и в философском контексте. По С. А. Комарову, правовая культура представляет собой комплекс представлений общества о законе, его реализации, правотворчестве, правоприменении, деятельности госу-дарственных органов, должностных лиц, правовом государстве . Основной целью закона является организация отношений граждан, их поведения, при-нимая во внимание их индивидуальные потребности, направление дей¬ствия членов общества в русло общественных интересов.
В большинстве случаев, когда говорят о «различных правовых куль-турах», подразумевают установление различий между разными типами пра-вопорядков, их нормативными принципами и возможностями в разре¬шении социальных конфликтов.
В своем значении понятие правовой культуры относится к воплоще¬нию основных нормативных ориентаций, действующих в культуре, кото¬рые яв-ляются правовыми в действующих социальных условиях.
Терминологически слово «правовая культура» появилось в 1980-х гг. и стало базовым понятием сравнительно-правовой социологии. Правовые культуры разных стран включали в себя описание исторических эпох пра-вового развития страны или региона, а также влияния права на повседнев-ную жизнь. В сравнительной социологии права «правовая культура» - это «квинтэссенция того, что существует в обществе, правовые ценности, нор¬мы, институты, процессуальные правила и поведение».
В философско-историческом контексте современной теории пра¬вовая культура - это институциональная теория в философии права Г. В. Ф. Гегеля. Основная идея состоит в том, что правовые понятия и институты не возника-ют из одного (предположительно) вечного разума, но развиваются в течение тысячелетий человеческой социальной прак¬тики. У каждого народа есть ин-ституты, процедуры и правила, «найден¬ные» в ходе его истории и обеспечи-вающие его выживание и развитие. Идея права есть продукт истории, куль-тура - ее нормообразование. Как продукт человеческой практики всякая культура с ее институтами есть «свернувшийся практический разум» (Ха-бермас) .
Истоки понятия правовой культуры можно обнаружить в положени¬ях немецкого юридического историзма, которые восходят к XVIII в. и ухо¬дят своими корнями в критику философии естественного права. Это была реак-ция против рационализма, универсализма и индивидуализма, которая была воспринята в философии естественного права, и его претензии отно¬сительно естественных прав человека. Вместо права, охватывающего мир рациональ-ной системой всеобщих ценностей и принципов, немецкие истористы подо-шли к праву как к «духу народа».
Немецкий юридический историзм утверждал, что эволюция права свя-зана с ростом нации как живого организма. Этот рост будет черпать свою силу из внутренних ресурсов. Поскольку право считалось продуктом куль-туры и социальных условий, законодатель не должен был ни ускорять, ни препятствовать его естественному прогрессу. Такая идея естественного пра-вового прогресса не была аргументом в пользу свободы личности и мелких корпораций, но была оправданием органической власти государ¬ства. При этом предполагалось, что государство будет действовать как су¬веренное проявление коллективной воли нации. Действительно, немецкий юридиче-ский историзм рассматривал государство как органическое суще¬ство и, как таковое, живое воплощение культурного, интеллектуального, этического и духовного проявления.
Выразителем идей юридического историзма в Германии был Карл фон Савиньи. Он появился на сцене в то время, когда гегельянцы вовсю были увлечены идеей «социальной эволюции». К. Савиньи протестовал против традиции естественного права, считая, что такая доктрина мешает нациям обеспечить свободу развития правового прогресса. Он утверждал, что про-исхождение и историческая эволюция правовых институтов и пра¬вил долж-ны подчеркнуть специфические черты данного народа среди всех прочих. К. Савиньи интерпретировал право как живой организм, подчи¬ненный есте-ственной истории и послушный космическому процессу, иду¬щему сквозь ве-ка, поэтому этот закон должен был бы органически расти вместе с эволюцией народов, царств и языков. Тем не менее, юридические кодексы XVIII в. осно-вывались на рационалистических предпосылках, государство создавало пра-вовую систему, основанную на всеобщих нрав¬ственных ценностях, действи-тельных во все времена .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: фе-дер. закон РФ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфе-ре развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Прези-дентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.
Специальная литература
4. Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // Исто-рия государства и права. 2004. №5. С. 19–34.
5. Бирюков С. В. Правовая культура : учеб. пособие / С. В. Бирю-ков ; ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Москва : Юрайт, 2019. 126 с.
6. Жулева М. С. Правовая культура: российские и зарубежные Ж 87 реалии: монография / М. С. Жулева, И. В. Изюмов, И. В. Шулер. Тюмень: ТИУ, 2022. 160 с.
7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Москва, 1998. 496 с.
8. Лимаренко И. Ю. Существенные признаки правосознания // Об-щество и право. 2009. №4. С. 55–57.
9. Орехова Н. Л. Деформации правового сознания: разновидности, исторические и социокультур¬ные причины // Ленинградский юридический жур¬нал. 2019. № 1(55). С. 57-69.
10. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практи-кум для бакалавриата и специ- алитета / отв. ред. В. Д. Перевалов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 341 с.
11. Правовое воспитание и правосознание студентов неюридических специальностей (направлений подготовки). М., 2014. 278 с.
12. Сабирова Н. С. Концепция российской правовой системы как за-лог развития политической культуры демократического типа // Власть. 2021. № 6. С. 188-192.
13. Семенова М. В. Проблемы соотношений понятий «культура», «правовая культура» и «европейская правовая культура» // Закон. Право. Государство. 2022. № 4-1 (28). С. 217-224.
14. Соловьев, А. И. Культура и политика: контуры взаимодействия в современной России // Власть. 2020. № 6. С. 300-304.
15. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественно-го развития // Журнал российского права. 2012. №10. С. 59–70.
16. Степаненко, Р. Ф. Культурологический подход в праве: пробле-мы междисциплинарных исследований // Государство и право. 2022. № 1. С. 64-74.
17. Степаненко, Р. Ф. Правокультурные процессы в юридическом образовании: проблемы и перспективы / Р. Ф. Степаненко, А. В. Солдатова // Вестник ТИСБИ. 2021. № 2. С. 5-12.
18. Теория государства и права /Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лу-чина, Б.С. Эбзеева. Москва, 2000. 462 с.
19. Теория государства и права: учебник для вузов / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, Г. В. Игнатенко [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юридическое издательство «Норма», 2005. 496 с.
20. Тимко С. А. Формирование правосознания и правовой активно-сти личности посредством современного российского законодательства, направленного на противодействие преступно¬сти // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №1 (39). C. 92-99.
21. Толочкова А. Н. Правовая культура личности // Правовая куль-тура. 2014. № 1(16). С. 82-86.
22. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: ак-туальные аспекты теории и методологии // Российский юридический журнал. 2010. №5. С. 50–57.
23. Хакимов И. А. Правосознание и его роль в процес¬сах интерпре-тации права // Философия права. 2018. № 3 (86). С. 45-50.
24. Шафигуллина, П. Р. Правосознание и правовая культура: совре-менное состояние и проблемы / П. Р. Шафигуллина, К. А. Лягин // Педагоги-ка, психология, общество : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 июня 2020 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 186-189
25. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Пра-воведение. 2004. №2. С. 177.