Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические и эмпирические исследования феномена самооценки начали давно и продолжаются до сих пор в трудах отечественных и зарубежных исследователей. В качестве результата интеграции самопознания и самоотношения самооценка выступает одним из ключевых элементов в жизни человека.
Существует несколько подходов к изучению самооценки как психологического феномена:
1) личностный подход (самооценка как ключевой компонент самосознания личности);
2) структурно-целостный подход (самооценка как компонент всей структуры личности и одновременно самостоятельное сложное образование);
3) деятельностный подход (самооценка как фактор, влияющий на результаты деятельности человека);
4) динамический подход (самооценка как процесс возрастного изменения человека);
5) психопатологический подход (самооценка как показатель психического здоровья человека);
6) функциональный подход (самооценка как одна из важнейших функций человека) [18].
В целом самооценка выступает некоторого рода регулятором поведения и действий человека, определяет внутренние переживания и определяется ими же, это многогранное понятие и центральное образование личности. Авторы по-разному трактуют самооценку. Например, А.И. Липкина понимает под этим некоторое отношение к своим качествам, состояниям, возможностям, переживания, иными словами, к себе в целом [10]. Похожее описание, но с некоторыми особенностями предлагает М.А. Руденко: самооценка – это индивидуальное суждение о себе и о своей ценности, которое определяется внутренними установками личности [23, с. 94].
Иногда под самооценкой понимают одобрительной или неодобрительное отношение человека к себе, своей внешности, своему поведению. В какой-то степени самооценка отражает уровень развития у индивида самоуважения: в случае позитивной самооценки проявляется любовь и уважение ко всем составляющим своего «Я», в случае негативной самооценки – самоотрицание, неприятие себя.
Довольно популярным среди психологов является подход к пониманию самооценки как к неотъемлемой составляющей «Я-концепции». Данная концепция отражает всю динамическую систему пониманий человека о себе. В ней выделяют три структурных элемента:
– когнитивный (вся система знаний человека о себе);
– эмоционально-ценностный (переживание отношения к себе целому и к отдельным своим качествам, проявлениям, поведению);
– поведенческий (поведенческое проявлению предыдущих двух элементов «Я-концепции») [1, с. 45].
В связи с этим можно сделать вывод о том, что самооценка – это весь эмоционально-ценностный элемент в «Я-концепции» любого человека, совокупность всех представлений о себе и оценка данных представлений.
В структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный [24, с. 65]. Первый обуславливает отношение к себе и своим проявлениям, те эмоции, которые человек сам у себя вызывает. Второй компонент – это знания человека о себе и своих возможностях, слабых и сильных сторонах, особых чертах характера. Именно второй компонент формируется в процессе взросления и изучения человеком себя и влияет на уровень самооценки в целом.
К уровням самооценки относят общую и частную: одобрение или неодобрение человека к самому себе и отношение к отдельным деталям своей внешности или чертам характера соответственно [26, с. 34]. Также выделяют адекватную и неадекватную самооценку, оптимальную и неоптимальную, высокую и низкую, которая зависит от того, насколько верно и как можно более объективно человек себя оценивает. При этом важно учесть, что адекватная и неадекватная самооценка – это разновидности, а все остальные категории – это уровни самооценки.
Так, при адекватной самооценке человек может оценить соотношение своих потребностей и возможностей, оценить себя критически со стороны, ставить перед собой разумные и соответствующие его образу жизни цели, не требовать от себя невозможного и т.д. [24, с. 7]
К неадекватной самооценке как раз относят завышенную и заниженную. Если отклонение от адекватной самооценки в высшую или низшую стороны незначительное, то это практически не сказывается на поведении и самочувствии человека. Если степень отклонения значительная, то это мешает жизни человека и влияет на его поступки и взаимодействие с другими людьми.
Рассуждая подробнее о таком явлении как низкая (заниженная) самооценка, О.Н. Молчанова выделяет восемь основных проблем в ее изучении и определении:
1) сложности в толковании низкой самооценки, ее дифференциации с эмоциональным отношением к себе или с самочувствием в конкретный момент времени;
2) сложности в понимании сути низкой самооценки и ее существовании в целом;
3) степень взаимосвязи низкой самооценки с личностными характеристиками человека (зависит ли самооценка от личных качеств или наоборот?);
4) специфика «Я-концепции» у людей с низкой самооценкой;
5) возможность выработки особых стратегий саморегуляции у людей с низкой самооценкой;
6) серьезность последствий низкой самооценки;
7) источники появления низкой самооценки;
8) возможность изменения низкой самооценки [13, с. 32].
Выделяя вышеперечисленные проблемы автор задумывается, насколько реален феномен низкой самооценки и есть ли у него причины, можно ли самооценку человека делить на виды, изменчива самооценка или нет, зависит ли она от самоощущения в конкретный момент времени или с трудом меняется, как она коррелирует с личными характеристиками каждого человека, насколько ее последствия серьезны и ощутимы и т.д.
Таким образом, самооценка развивается и формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях.
При этом виды самооценки, например, адекватная или неадекватная и высокая или низкая могут стимулировать или подавлять деятельность человека, его активность и желания поступать тем или иным образом. Важно также отметить, что исследователи предполагают, что самооценка может корректироваться как извне, так и изнутри, на это крайне влияют одобрение и похвала со стороны окружающих или со стороны самого человека.
1.2 Социально-психологические характеристики юношеского возраста
Отрочество – это период проб и ошибок, выбора жизненного пути, закладывания основ для социально, профессионального, личностного самоопределения. В этот возрастной период количество социальных ролей и интересов у детей юношеского возраста увеличивается, их качественная составляющая тоже меняется.
Детей юношеского возрастаый возраст нередко считают особенным, кризисным как для ребёнка, так и для его родителей. Этот период между детством и взрослостью характеризуется качестве нными изменениями социальной ситуации развития человека, его ведущей деятельности.
В первую очередь важно определить возрастные рамки данного периода. Исследователи по-разному смотрят на возрастные границы периода отрочества. Например, Л.С. В ыготский делил данный период на три этапа: школьный возраст (от 7 до 1 3 лет), кризис (13 лет), пубертатный возраст (от 13 до 17 лет) [9, с. 11]. При этом он делал акцент на том, что этому возрастному периоду характерны две противоположные тенденции: тормозящая развитие взрослости и овзросляющая. С одной стороны, молодые люди в это время заняты учебой, не наделены особым пулом обязанностей и ответственности, материально зависимы, что делает их ещё детьми. С дру гой стороны, в это время активно развивается ощущение себя как взрослого, стремление к самостоятельности и независимости.
А.В. Петровский предлагал подростничество определить границам и от 11 до 17 лет, выделяя в нём два этапа: средний ш кольный возр аст и стар ший школьн ый возраст [19, с. 15]. А.Е. Личко также выделили три ст адии подрост кового возр аста: млад ший подросто к (12-13 лет), сре дний подросто к (14-15 лет) и старший по дросток (16-17 лет) [11]. Другие авторы предлагают свою периодизацию: от 10 до 15 лет, полагая, что именно эти границы больше всего соответствуют все м психологическим, социальным и физиологичес ким изменения в жизни ребенка юношеского возраста [7, с. 34].
Что касается значимых изменений, происходящих в юношеском возрастном периоде, и отличительных возрастн ых особенностей, среди них выделяют следующие:
– процессы активного роста и полового созревания;
– развитие теоретического рефлексивного мышления;
– рост избирательности внимания и восприятия;
– развитие творческого мышления;
– становление интимно- личностного общения в качестве ведущей деятельности;
–потребность в дружбе и влюбленности;
–стремление к индивидуальност и;
–желание принадлежности к социальным малым группам;
–стремление к самоутверждению;
–желание доказать все м свою взрос лость и ги петрофиро ванная потреб ность в са мостоятель ности;
–формиров ание своего мировоззрен ия и жизне нных пинц ипов;
–появление собст венных вкусов, оценок и м нений;
–конфликт ность во вз аимоотноше ниях с окру жающими;
–повышенн ая эмоцион альность, возбу димость, об идчивость, р аздражител ьность и ч астая смена настроения;
–возникновение самосоз нания и ус воение соц иальных нор м и др. [17, с. 55]
Рассуждая по дробнее о со циально-пс ихологичес ких характер истиках юношеского возр аста, важно з аметить, что авторами вы деляются р азные особе нности пси хологическо го развити я в этом возр асте. С точ ки зрения Э. Эр иксона, отрочеству ( юности), в возр асте от 11 до 20 лет, пр исущ процесс с амоопределе ния и форм ирования и дентичност и. Главной задачей д анного периода взрос ления являетс я поиск от ветов на во просы: «Ка ков я? Как им бы мне хоте лось ст ать? За ко го меня пр инимают?» [27]. В это вре мя в сознании детей юношеского возраста происходят пс ихические и ф изические тр ансформаци и, зарожда ются новые социальные ожидания, примеряются разные роли.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Андреева, Г.М. Социальная психология : учебное пособие / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2019. – С.45.
2 Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи / Отец в современной семье. - Вильнюс, 2015. - 558 с.
3 Гобаева И.А., Гогицаева О.У. Роль педагога в профилактике криминально-агрессивного поведения современных детей юношеского возраста//Педагогическая деятельность как творческий процесс //Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический университет. 2016. С. 118-123.
4 Гудкова Е.Д. Методы повышения самооценки. Практикум / Е.Д. Гудкова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник: Теоретические и практические аспекты работы психолога в учреждении социального обслуживания населения. – 2016. – № 9 :– С. 195
5 Игнатьева Е. Ю. Самооценка в обучающейся организации / Е. Ю. Игнатьева // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – №6. –С.14.
6 Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан – URL: http://docviewer.yandex.ru/view/881544781
7 Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности юношеского возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука : стратегии и векторы развития. – 2016. – №118-3. – С. 34.
8 Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2016.- 992 с.
9 Крушельницкая, О.Б. Подросток в системе референтных отношений : учебное пособие / О.Б. Крушельницкая. – М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С.11.
10 Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся: методическое пособие. Калининград: КОИРО, 2011. – С. 25
11 Личко, А.Е. Социо-психологические особенности юношеского возраста // Возрастная психология : Детство, отрочество, юность: хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – С.441.
12 Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2015. - С. 81- 102.
13 Молчанова, О.Н. Низкая самооценка : восемь проблем // Перспективные направления психологической науки / под науч. Редакцией В.П. Зинченко, А.Н. Поддьякова, В.Д.Шадрикова. – М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. – С. 32.
14 Мотков О.И. Методика «Самооценка личности» / (модификация методики Б.А. Сосновского) /См.: Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.М.: Просвещение, 2017.-С.83.
15 Мэрфи Д. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку / Джозеф Мэрфи. – Минск, 2012. –С.333
16 Некрасова, Т.Ю. Самооценка : современный взгляд на психологическое содержание феномена / Т.Ю. Некрасова // Вестник Университета. – 2013. – №14. – С. 134.
17 Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М. :Юрайт. 2013. – С.55.
18 Пастухова, М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности / М.В. Пастухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – №5(12). – Т.12. – С. 264.
19 Петровский А.В. Теоретическая психология. – М.: Новая школа, 2016. – С.15
20 Приймаченко Н. Самооценка ребенка юношеского возраста [Электронный ресурс] / Н. Приймаченко // Вестник Психологии : информационно-аналитический портал. – Режим доступа :https://psychologyjournal.ru/stories/samootsenka/samootsenka-podrostka.
21 Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 2005.-С.78.
22 Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 2017.-С.165.
23 Руденко, А.М. Психология в схемах и таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. –с. 94.
24 Ульябаева, Г.Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки [Электронный ресурс] / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №5-1 (33). – С.65
25 Феннел М. Как повысить самооценку / Мелани Феннел. – Астрель: АСТ, 2017. – С.302
26 Шумилин, Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника / Е.А. Шумилин // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С.34
27 Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Издательский центр «Аккадемия», 2017. – С.71.
28 Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Речь, 2017.-С.74.
29 Baumrind D. Rearing competent children //Child development today and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey6Bass Publishers, 1989. P. 349378