Фрагмент для ознакомления
2
В современной системе специального образования приоритетным является направление, фокусирующее внимание на формировании у детей с особенностями психофизического развития таких черт, как активность, самостоятельность и компетентность, что поможет им в процессе социализации и позволит успешно функционировать в различных сферах жизнедеятельности. Одной из главнейших предпосылок для успешной социализации исследователями признаётся овладение полноценной речью, формирование навыков которой у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в современной логопедической практике является ключевой задачей.
Современная логопедия определяет общее недоразвитие речи как комплекс различных сложных речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы (звуковой и смысловой стороны – фонетики, лексики, грамматики), при этом ребёнок обладает нормальным слухом и интеллектом [4, с. 11]. На основании клинического подхода к определению данного понятия можно выделить несколько вариантов общего недоразвития речи: неосложнённый, осложнённый, вариант стойкого и специфического недоразвития речи (алалия). Все эти варианты имеют общие проявления, однако для каждого из них характерны специфические особенности (Е. М. Мастюкова).
Дети с общим недоразвитием речи испытывают наибольшие трудности в вопросах грамматического строя речи, в частности, в области употребления предложно-падежных конструкций (Л. В. Ковригина, Е. Л. Малиованова, Г. Н. Градова, Н. П. Рудакова). В сфере употребления предложно-падежных конструкций ошибки имеют особо стойкий характер и имеют место быть не только в период дошкольного возраста на уровне устной речи, но и в младшей школе при письме (Д. В. Парменова, А. М. Колесникова, О. А. Подольская, О. Б. Иншакова, И. Н. Садовникова). Профилактика подобных нарушений начинается уже в дошкольном возрасте с целью пресечения ошибок во время учёбы.
В научных исследованиях, посвящённых использованию предложно-падежных конструкций, данная проблема рассматривается с точки зрения нескольких различных подходов, включая психологический, педагогический, психолингвистический и лингвистический. В исследованиях, где центральное место занимает психологический подход, главная роль отводится концепции речи в качестве ключевой высшей психической функции и её связи с другими аспектами психического развития личности. В подобных работах указывается, что основное условие понимания развёрнутой речи (в том числе и предложно-падежных конструкций) – сформированность пространственных представлений как психических явлений и базовых составляющих психической деятельности (подобный тезис можно встретить в работах Л. С. Выготского, И. А. Филатовой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго).
Суть педагогического подхода заключается в специфике методов и приёмов формирования предложно-падежных конструкций. При помощи наглядных методов детям с ОНР можно показать пространственные отношения предметов относительно друг друга. Словесные же методы позволяют усвоить правильные окончания слов, из которых состоят предложно-падежные конструкции, и закономерности согласования предлогов с конкретными падежами. С помощью практических методов совершенствуются умения употребления предлогов и падежных окончаний в различных жизненных ситуациях (М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Е. И. Тихеева).
Психолингвистический подход к проблеме общего недоразвития речи рассматривает порождающий механизм речи как единство отдельных функциональных «блоков», обеспечивающих появление определённых единиц или сегментов в потоке речи. Данный подход указывает на несколько причин ошибок в употреблении предложно-падежных конструкций: на уровне текста это связано с нарушениями операций внутреннего программирования (ситуативно-смыслового подуровня), на уровне предложения – с нарушениями грамматико-смыслового подуровня, на уровне словосочетания – с нарушениями при операциях с грамматическим структурированием (А. М. Шахнарович, А. А. Леонтьев, С. Б. Яковлев).
Ещё одним подходом к изучению проблемы употребления предлогов является лингвистический подход, с точки зрения которого ОНР рассматривается в нескольких аспектах: семантическом, морфологическом и синтаксическом. В контексте изучения употребления предлогов детьми с ОНР старшего дошкольного возраста наиболее подходящим является именно синтаксический подход, ведь говорить о сформированности компетенции можно лишь на основании использования детьми предлогов и падежных окончаний на уровне текста в целом.
Такие исследователи, как Г. Н. Градова, Л. В. Ковригина, А. М. Колесникова, Е. Л. Малиованова, Н. П. Рудакова, в своих исследованиях связывают трудности в овладении предлогов и падежных окончаний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с несформированностью оптико-пространственных и временных представлений. При сравнении нормально говорящих детей старшего дошкольного возраста и их сверстников с общим недоразвитием речи было установлено, что они намного хуже ориентируются в схеме собственного тела, испытывают трудности в определении сторон пространства, имеют сложности с определением пространственных отношений относительно себя и напротив сидящего, между предметами и на плоскости [4].
Формально-языковой уровень нарушений у детей с общим недоразвитием речи характеризуется различными вариантами замен падежных окончаний: 1) замена нужной падежной формы инфинитивом; 2) замена окончаний в рамках одного падежа; 3) замена окончаний между падежами; 4) замена реальных падежных окончаний несуществующими; 5) замена всей предложно-падежной конструкции именем прилагательным [5].
1.2 Онтогенез навыка употребления предлогов в дошкольном возрасте
Как уже было установлено ранее, общее недоразвитие речи влияет на устную и письменную речь ребёнка, что сказывается на процессе его социализации. Речевое развитие у таких детей идёт особым путём, поэтому следует подробнее рассмотреть процесс развития грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи, а, в частности, развитие понимания и употребления предложных конструкций в речи детей.
У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил [21, с. 22].
Л. А. Брюховских отмечает, что особую сложность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР вызывает формирование понимания и употребления предложных конструкций [1].
Рассмотрим процесс появления предлогов в речи ребёнка с нормальным речевым развитием.
Предлог – это служебное слово выражающее отношение между грамматически зависящими друг от друга словами [30, с. 240].
Служебные слова появляются в речи детей после усвоения всех знаменательных частей речи (существительных, прилагательных, местоимений, наречий, глаголов, числительных), т.е. самыми последними. Опираясь на онтогенез речи по данным А. Н. Гвоздева, можно заметить, что предлоги в речи ребенка появляются в определенной последовательности [11]:
– 2 года – 2 года 6 месяцев – появляются простые предлоги (в, на, у, с);
– 2 года 6 месяцев – 3 года – дети начинают правильно употреблять простые предлоги;
– 3 года – 4 года – дети правильно употребляют простые предлоги и в их речи начинают появляться сложные предлоги (по, до, вместе, после, между);
– 4-6 лет – дети употребляют предлоги в самых разных значениях.
При нормальном развитии в речи у ребенка в 6 годам должен быть 21 предлог в словарном запасе.
У детей с ОНР предлоги в речи появляются также после всех знаменательных частей речи. Но их усвоение происходит гораздо медленнее и при употреблении их в речи допускается больше ошибок. Нарушение понимания и употребления предлогов у детей характеризуется следующими ошибками: пропуск предлога; замена одного предлога на другой; смешения предлогов; употребление аморфных предлогов.
В развитии речи детей с ОНР есть период, когда предлоги вовсе опускаются. Это происходит из-за того, что ребёнок может не до конца усвоить значение предлога. Например, таким детям тяжело даются предлоги со значениями цели, времени, отношения к объектам. Поэтому, не зная, как правильно употребить предложную конструкцию, ребёнок просто опускает предлог. Например, ребёнок может сказать следующую фразу: «Хочу играть прятки». Из-за того, что ребёнок усвоил предлог в только в значении «внутри», он не может употребить данный предлог, так как он значит совсем другое.
Также сложность в употреблении предлогов может создавать несформированность пространственного восприятия.
Нарушение грамматического строя оставляет отпечаток не только в устной речи ребенка, но и создает трудности при овладении письмом. На письме ребенок также допускает ошибки в написании предлогов.
Следует отметить, что для нормального онтогенеза (детей с нормальным развитием речи) наиболее сложным процессом является начальный этап освоения языковых средств, в том числе и предложно-падежных форм существительных. Освоив на начальном этапе систему изменения значения существительного через использование различных предлогов и флексий, ребёнок далее не испытывает практически никаких трудностей. С другой стороны, именно предложно-падежные формы существительных с пространственным значением чаще всего нарушаются у детей с общим недоразвитием речи. Для коррекции ошибок при употреблении предлогов и падежных форм у детей с общим недоразвитием речи необходима работа со специалистом.
1.3 Становление навыка употребления предлогов детьми с общим недоразвитием речи
Исследователи в области дефектологии и логопедии в своих работах предлагают разнообразные методики, модели и технологии, а также комплексы и программы учебно-методических материалов, направленных на формирование пространственных представлений и предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи младшего и старшего дошкольного возраста. Так, Г. Н. Градова, О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова, Е. Л. Малиованова, Н. П. Рудакова, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго в своих исследованиях отмечают, что работа над правильным употреблением предлогов детьми с ОНР должна начинаться именно с формирования у них понимания представлений о пространстве. Это связано с тем, что пространственные представления представляют собой базу для овладения ребёнком пространственными понятиями и предложно-падежными конструкциями на уровне экспрессивной и импрессивной речи. Без сформированных должным образом представлений о пространстве ребёнку с общим недоразвитием речи сложно понимать и правильно употреблять предлоги и подбирать падежные окончания в устной и письменной речи.
Наиболее популярная в дефектологической практике на сегодняшний день последовательность работы по формированию пространственных представлений была предложена Н. Я. Семаго и Н. Н. Семаго. Исследователи предлагают начать работу с формирования представлений ребёнка о собственном теле; затем начинается работа над формированием представлений о расположении объектов по отношению к собственному телу; на третьем этапе формируются представления о взаимоотношении внешних объектов между собой; завершается работа формированием квазипространственных представлений [1].
В процессе формирования пространственных представлений специалист может пользоваться наглядными (показом частей тела, демонстрацией пространственного расположения изображений на картинках и др.), практическими методами (нейропсихологическими упражнениями, пространственными диктантами, рисованием предметов по точкам и др.), словесными методами (объяснением, вопросами-загадками и др.), игровыми методами (подвижными имитационными и дидактическими играми и др.). Также возможно использование нетрадиционных методов, связанных с технологиями изобразительного искусства (лепка из пластилина, глины) [3; 5].
Также в своих исследованиях О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова и Н. Я. Семаго отмечают, что совместно с пространственными представлениями у детей с ОНР необходимо формировать и временные представления. Это объясняется неразрывной связью представлений данных видов, составляющих основу формирования квазипространственных и собственно лингвистических представлений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артеменко, О. Н. Педагогика и психология: Учебное пособие (практикум) [Текст] / О. Н. Артеменко, А. Д. Ложечкина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский университет». – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 106 с.
2. Бабаянц, Л. А. Особенности понимания и навыков употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Л. А. Бабаянц // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2022. – № 5(47). – С. 23-25.
3. Башмакова, С. Б. Проблемы развития грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2015. – № 55. – С. 87-94.
4. Белякова, С. П. Теория и методика формирования речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие [Текст] / С. П. Белякова. Том Часть 1. – Тверь: Тверской государственный университет, 2008. – 132 с.
5. Болдырева, В. Э. Введение в логопедическую специальность: Учебное пособие для обучающихся по специальности «Специальное (дефектологическое) образование» [Текст] / В. Э. Болдырева, А. Р. Ибрагимова. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – 168 с.
6. Борисова, В. А. Сравнительный анализ развития творческого воображения у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием [Текст] / В. А. Борисова // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвузовский сборник научных статей. – Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2011. – С. 19-24.
7. Валявко, С. М. О типологии личностного развития дошкольников в норме и с нарушениями речевого развития [Текст] / С. М. Валявко // Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов, Москва, 26–28 октября 2015 года / Под редакцией О. Г. Приходько, И. Л. Соловьёвой. – Москва: Издательство Ставролит, 2015. – С. 24-29.
8. Васильева, В. С. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: учебно-методическое пособие [Текст] / В. С. Васильева, О. А. Коваленко. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2022. – 72 с.
9. Васильева, В. С. Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития): Учебно-методическое пособие для высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / В. С. Васильева, С. З. Танатарова. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 62 с.
10. Воробьева, Н. А. Особенности активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. А. Воробьева // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 10-1(12). – С. 153-164.
11. Гвоздев, А. Н. Схема нормального развития детской речи [Электронный ресурс]. – http://logopedy.ru/material/tables/Shema_normalnogo_razvitiya_detskoi_rechi_(po_A.N._Gvozdevu).pdf (дата обращения: 01.05.2023).
12. Градова, Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / Градова Галина Николаевна. – Санкт-Петербург, 2010. – 24 с.
13. Григоренко, Н. Ю. Технологии преодоления произносительных расстройств у детей: Курс лекций [Текст] / Н. Ю. Григоренко. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. – 124 с.
14. Дидактические игры и пособия для обучения правильному употреблению предлогов (временные, причинные, целевые, пространственные предлоги) [Электронный ресурс]. – https://www.igrocity.ru/gift_spisok_dop_type.php?type=113 (дата обращения: 01.05.2023).
15. Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. С. Гринина, А. Г. Колчина, Е. В. Куприянчук [и др.]. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015. – 103 с.
16. Дроздова, Н. В. Изучение предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Дроздова, В. Д. Ладейко // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 56-65.
17. Карагодина, А. А. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования [Текст] / А. А. Карагодина // Молодежная наука: тенденции развития. – 2019. – № 2. – С. 53-59.
18. Коржова, Г. М. Общее недоразвитие речи у детей: Учебное пособие [Текст] / Г. М. Коржова, Г. С. Оразаева. – Алматы: Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2014. – 46 с.
19. Кулабухова, С. Н. Образовательная среда как условие развития диалогической речи старших дошкольников с нарушением речевого развития [Текст] / С. Н. Кулабухова //. – 2019. – № 15(33). – С. 294-296.
20. Мандель, Б. Р. Специальная (коррекционная) психология: Учебное пособие [Текст] / Б. Р. Мандель. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «ФЛИНТА», 2015. – 342 с.
21. Медведева, Е. Ю. Использование игровых технологий в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Ю. Медведева, Т. В. Мухина // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 2, № 5(22). – С. 378-381.
22. Меженцева, Г. Н. Употребление детьми с общим недоразвитием речи предложно-падежных конструкций (результаты исследования) [Текст] / Г. Н. Меженцева, А. В. Борисенко // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 3(68). – С. 43-47.
23. Рудакова, Н. П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / Рудакова Наталья Павловна. – Москва, 2005. – 18 с.
24. Филиппова, О. Н. Особенности понимания и употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. Н. Филиппова, В. А. Лагода // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2020. – № 1. – С. 240-244.
25. Эм, Е. А. Дошкольная логопедия: (практикум). Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки «Дошкольная дефектология». Бакалавриат [Текст] / Е. А. Эм, О. П. Демиденко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 182 с.
26. Эмилбекова, Ж. Э. Формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников 5-6 лет общими недоразвитиями речи [Текст] / Ж. Э. Эмилбекова // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2017. – № 1. – С. 305-310.