Фрагмент для ознакомления
2
Современное развитие Российской Федерации требует эффективного функционирования муниципальных образований. Формирование и использование бюджетов является важнейшим элементом в обеспечении жизнедеятельности муниципальных образований. В связи с этим, изучение особенностей формирования бюджетов муниципальных образований различных видов является актуальной темой для научных исследований.
Каждое муниципальное образование играет важную роль в экономическом и социальном развитии региона, а муниципальный бюджет является ключевым инструментом для реализации проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни жителей. Формирование и использование муниципальных бюджетов становятся особенно актуальными в новых экономических условиях, когда муниципалитеты сталкиваются с серьезными вызовами, такими как ухудшение финансового состояния, снижение объема инвестиций и нехватка квалифицированных кадров.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении особенностей формирования бюджетов муниципальных образований различных видов на примере города Черкесск.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать роль и значение муниципальных бюджетов в бюджетной системе РФ;
• проанализировать особенности формирования и использования средств городского бюджета Черкесска;
• выявить проблемы и пути решения в муниципальных образованиях в новых экономических условиях.
Объектом исследования являются муниципальные образования различных видов, а предметом – особенности формирования бюджетов этих образований.
1. Роль и значение муниципальных бюджетов в бюджетной системе РФ
Бюджет муниципального образования является одним из наиболее важных финансовых документов местного самоуправления. Это документ, который отражает доходы и расходы муниципалитета на определенный период времени. В общем случае, бюджет муниципального образования может быть определен как система оценок и планов, отражающих ожидаемые доходы и расходы муниципалитета в определенный период времени, как правило, на год.
Цель формирования бюджета муниципального образования заключается в обеспечении финансово-экономической стабильности и развития территории. Бюджет муниципального образования регулирует взаимоотношения между населением, организациями и предприятиями, работающими на территории муниципалитета, и муниципальными органами власти.
Бюджет муниципального образования может включать в себя следующие основные элементы: доходную часть, расходную часть, бюджетные инвестиции, долговые обязательства, межбюджетные трансферты и др.
Доходная часть бюджета муниципального образования представляет собой совокупность источников финансирования муниципалитета, таких как налоги, сборы, платежи, субсидии и другие поступления. Расходная часть бюджета муниципального образования отражает планируемые затраты на реализацию муниципальных программ и проектов в различных сферах, таких как социальное развитие, здравоохранение, образование, инфраструктура и другие.
Исходя из данного определения, бюджет муниципального образования – это официальный документ, устанавливающий правила и порядок формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования в соответствии с утвержденными бюджетными программами и проектами. В свою очередь, муниципальное образование – это административно-территориальная единица, обладающая самостоятельным бюджетом и имеющая органы местного самоуправления.
Важно отметить, что бюджет муниципального образования не только определяет объемы и направления расходования бюджетных средств, но и устанавливает порядок формирования доходов местного бюджета. В свою очередь, доходы бюджета муниципального образования могут формироваться из различных источников, таких как налоги и сборы, а также субсидии и трансферты от других бюджетов.
Помимо основных источников доходов и расходов, бюджет муниципального образования также может включать в себя специальные фонды, например, фонд капитального ремонта жилищного фонда или фонд социальной защиты населения. Эти фонды могут быть созданы для решения конкретных задач, таких как обеспечение комфортного проживания населения или поддержка малообеспеченных слоев населения.
Таким образом, бюджет муниципального образования – это важный инструмент управления финансами на местном уровне, который позволяет решать конкретные задачи и обеспечивать развитие территории в целом. В следующем разделе будут рассмотрены основные этапы формирования муниципального бюджета и специфика его составляющих.
Существует несколько видов муниципальных образований, которые отличаются между собой по своей территории, населению, форме управления и функциям, которые они выполняют. Рассмотрим основные виды муниципальных образований:
• Город. Город является муниципальным образованием, которое имеет свою территорию и городское население. Городские муниципальные образования обычно отличаются развитой инфраструктурой и концентрацией населения, что требует особого внимания со стороны государства в части обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, градостроительной политики и других вопросов.
• Поселение. Поселение является муниципальным образованием, которое состоит из одного или нескольких населенных пунктов и прилегающих к ним территорий. Оно может быть как городским, так и сельским.
• Район. Район является муниципальным образованием, которое объединяет несколько населенных пунктов и прилегающих к ним территорий. Район может иметь различные функции, такие как обеспечение социальных услуг населению, развитие экономики, охрана природы и окружающей среды и т.д.
• Городской округ. Городской округ является муниципальным образованием, которое имеет городское население и территорию, примыкающую к городу. Он может выполнять различные функции, включая обеспечение жизненно важных услуг для населения, поддержку предпринимательства и инвестиций, регулирование землепользования и градостроительной политики и т.д.
• Муниципальный округ. Муниципальный округ является муниципальным образованием, которое может включать в себя несколько городов, поселений и районов. Он может выполнять различные функции, в зависимости от территории и населения, входящего в его состав.
Формирование бюджета муниципального образования основывается на следующих принципах:
1. Принцип государственной финансовой дисциплины. Муниципальное образование должно соблюдать бюджетную дисциплину, следить за своими доходами и расходами, не превышать установленные лимиты на дефицит бюджета.
2. Принцип достаточности. Бюджет муниципального образования должен быть достаточным для обеспечения выполнения всех функций, возложенных на него законодательством.
3. Принцип целевого использования бюджетных средств. Бюджетные средства должны использоваться только для достижения конкретных целей, определенных в бюджете.
4. Принцип единства бюджетной системы. Бюджет муниципального образования должен быть согласован с другими уровнями бюджетной системы, чтобы обеспечить эффективное использование бюджетных ресурсов.
5. Принцип прозрачности. Бюджет муниципального образования должен быть прозрачным и доступным для всех заинтересованных лиц, чтобы обеспечить контроль со стороны общественности.
6. Принцип экономии и эффективности. Бюджетные средства должны использоваться экономно и эффективно, чтобы обеспечить максимальное соотношение между затратами и результатами.
7. Принцип социальной справедливости. Бюджет муниципального образования должен учитывать потребности всех категорий населения и обеспечивать равный доступ к государственным услугам и социальным льготам.
8. Принцип стабильности. Бюджет муниципального образования должен быть стабильным и предсказуемым, чтобы обеспечить устойчивое развитие муниципального образования в долгосрочной перспективе.
Эти принципы являются основой формирования бюджета муниципального образования и должны быть учтены при разработке бюджетной политики и планировании бюджетных расходов.
Процесс формирования бюджета муниципальных образований может различаться в зависимости от вида муниципального образования и особенностей его функционирования. Однако, в целом, процесс формирования бюджета можно описать следующим образом.
В начале каждого года муниципальное образование разрабатывает проект бюджета на текущий год и на планируемый период. Проект бюджета включает в себя доходную и расходную части.
Доходная часть бюджета формируется на основе оценки потенциальных и реальных источников доходов муниципалитета, таких как налоги, сборы, финансовая помощь от вышестоящих бюджетов и другие доходы.
Расходная часть бюджета определяет размер и направление расходов на текущий год и планируемый период. Расходы могут быть направлены на финансирование социальных программ, культуры, образования, здравоохранения, развития инфраструктуры и других сфер жизни муниципального образования.
После разработки проекта бюджета, он рассматривается и утверждается муниципальным советом. Затем проект бюджета передается на утверждение главе муниципального образования или другому должностному лицу, ответственному за утверждение бюджета.
После утверждения бюджета, управление муниципального образования начинает контролировать его исполнение, следить за выполнением плановых показателей доходов и расходов, а также вносить корректировки в бюджет при необходимости.
Таким образом, процесс формирования бюджета муниципальных образований представляет собой комплексный процесс, включающий в себя разработку проекта бюджета, утверждение бюджета и контроль за его исполнением.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2022 № 98-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0900202212300002
2. Аминов, И. Р. Источники формирования местного бюджета муниципального образования / И. Р. Аминов, В. В. Степанова // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9, № 12. – С. 132-136.
3. Баранова, О. Ю. Формирование и исполнение бюджета муниципального образования / О. Ю. Баранова // Современное общество: опыт, проблемы и перспективы развития. – Москва: Профессиональная наука, 2021. – С. 27-29.
4. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2016. — 208 с.
5. Блинова, Н.В. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Блинова. Москва, ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2019. – 356 с
7. Дмитриева, И. Е. Проблемы формирования бюджета муниципального образования / И. Е. Дмитриева, А. А. Зюзина // Экономика и менеджмент систем управления. – 2019. – № 2(32). – С. 18-23.
8. Коновалова, Т. Н. Проблемы формирования бюджета муниципального образования / Т. Н. Коновалова // Инновационная наука: прошлое настоящее, будущее. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. – С. 173-176.
9. Лебедева, Е. А. Теоретические основы формирования программного бюджета муниципального образования / Е. А. Лебедева, И. Д. Тургель // Экономика и политика. – 2019. – № 2(14). – С. 39-44.
10. Радченко, В. М. Модели формирования бюджета муниципального образования с позиций развития межбюджетных отношений / В. М. Радченко, О. И. Саранцева // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 4(105). – С. 331-336.
11. Социально-экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики, в январе 2023 года. информационно - статистический материал / Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу – Черкесск, 2023, 106.
12. Фастунова, В. А. Совершенствование механизма формирования налоговых доходов бюджета муниципального образования / В. А. Фастунова // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 156-159.
13. Шугрина Е.С. Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 11. С. 69 - 76.
14. Яструбенская, Н. Н. Динамика формирования доходной части бюджета муниципального образования / Н. Н. Яструбенская // Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании. – Пенза: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2019. – С. 135-139.
15. Официальный сайт открытого бюджета города Черкесска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--90agdd5d8c.xn--09-mlcayb3bka8c.xn--p1ai/
16. Официальный сайт Министерства Финансов Карачаево-Черкесской республики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin09.ru/