Фрагмент для ознакомления
2
Использование принципа наглядности в обучении имеет давнюю историю. Наглядность также была очень распространена в школах Древней Греции, Рима и Египта.
Представление о наглядности как принципе обучения связано в первую очередь с Аристотелем. К середине века, когда возобладали схоластика и догматизм, идея наглядности была забыта. Его восстановили педагоги-гуманисты. Ян Амос Коменский первым поднял наглядность на уровень основной проблемы дидактики и разработал определенную теорию наглядности как общего дидактического принципа. В 18 веке он отметил принцип наглядности как «основу успеха всякого знания» [8].
Одним из важнейших инструментов в работе с младшими школьниками является использование наглядности. Эта проблема рассматривается в различных работах известных педагогов и психологов, таких как И.В. Дубровина, Е. Э. Данилова, Г.Ф. Красногонова, А.М. Жители, Р.С. Немов, И.П. Подляши, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др.
Наглядность в педагогических исследованиях трактуется по-разному, а именно:
- как средство иллюстрации устного изложения материала учителем (В.Л. Петровский);
- как средство познавательной деятельности (Т.Н. Карпова);
- как форма представления учебного материала, свойство учебных моделей (А.А. Люблинская);
- как дидактический принцип (Я.А. Коменский).
Я.А. Коменский считал наглядность «золотым правилом обучения»; в оправдание этому он неоднократно приводил известный эмпирический тезис: «Ничего не может быть в создании. что заранее не было дано в ощущении».
Я. А. Коменский следующим образом определил наглядность, её значение и задачи, что можно выразить с помощью положений о наглядности.
В первую очередь исследователь обращал внимание на то, что учащиеся должны прочувствовать знание через личное наблюдение и сами доказать его. Миссией школы, по мнению автора, является предоставление учащимся возможности увидеть, услышать обязать весь учебный материал. Таким образом, автор уделял особенно внимание чувственному восприятию в процессе обучения.
В отношении средств наглядности в обучении ученый писал следующим образом «то что нужно знать о вещах, должно быть преподаваемо посредством самих вещей, т.е должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения» [11, с. 135]. Так, автор определял, что все что может быть доподлинно показано, должно быть показано.
Среди задач наглядного обучения исследователь особо выделял упрощение процесса восприятия материла, его доступность для обучающихся.
Поэтому для того чтобы процесс восприятия материала в наглядной форме был эффективным, Я. А. Коменский предлагал следующий перечень наглядных средств обучения:
1. реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними;
2. когда это невозможно - модели и копии предмета;
3. картинки с изображением предмета или явления.
1. реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними;
2. когда это невозможно - модели и копии предмета;
3. картинки с изображением предмета или явления [11].
В.Ф. Зуев — академик, профессор педагогической семинарии, автор первого учебника по природоведению, выразившего идею сознательного усвоения материала, а не механического запоминания. С этой целью он предлагал обучение, основанное на наглядности и предметности, но рекомендовал пользоваться таблицами, картинками и другими учебными пособиями только в тех случаях, когда невозможно воспроизвести естественные предметы с натуры [16].
Важным этапом в развитии наглядности стали учебные книги К.Д. Ушинский, методиста и педагога в области начального образования. Он дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности, что ребенок мыслит образами, а потому опора на чувственное знание является необходимым условием обучения [21].
Подчеркивая необходимость визуального обучения, он разработал теорию наглядности. Под наглядностью исследователем понимается не только непосредственное знакомство с природой с детьми, но и использование на уроках карт, картин, глобусов, коллекций, моделей и других пособий.
И Я. Герд - натуралист-методист. Его основное требование – осуществлять наглядное обучение в различных формах на каждом уроке естествознания. И.Я. Герд подчеркнул, что наглядное обучение должно быть совместимо с детскими когнитивными процессами. Через органы чувств ребенок получает ощущения и «впечатления», т.е. восприятие, преобразование в представление и понятия [2].
В.П. Вахтеров, учитель-методист начальных классов, продолжил и развил теоретические основы школьного образования К.Д. Ушинского. В.П. Вахтеров критиковал словесное обучение и призывал учителей опираться на опыты, наблюдения и демонстрации природных объектов при изучении природы с детьми. И он объяснил это в своей основополагающей работе «Объект обучения» (1907), выявил требования наглядного образования [21].
Учителя и методисты ХХ века продолжали исследования и разработки в области использования и применения различных наглядных учебных пособий по естествознанию.
М.Н. Скаткин — автор книги «Методика обучения в начальной школе» подтвердил, что средства обучения помогают формировать в сознании детей четкие представления о предметах и явлениях природы. Он считает, что наглядные пособия особенно полезны при изучении предметов и явлений, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств [20].
Проблема наглядности в обучении сейчас исследуется такими авторами как И.П. Конобеевский, Н.М. Шахмаев, Г.Ф. Суворова, Л.П. Прессман и др. В.Я. Стоютин. Все они отмечают, что достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит не только от личности учителя, но и от образовательных ресурсов, которыми он может свободно пользоваться. Без них было бы невозможно удовлетворить многие педагогические требования образования.
Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценность наглядных пособий заключается в следующем:
1. Использование различных средств наглядности повышает эффективность уроков, организует самостоятельную работу учащихся;
2. Развивает познавательные способности учащихся;
3. Все наглядные материалы являются важнейшим источником информации, формируют идеи и концепции, и, как следствие, качественное образование
1.2 Значение наглядности в обучении младших школьников на уроках окружающего мира
Младший школьный возраст характеризуется периодом повышенного интереса к окружающему миру. Знакомство школьников с окружающим миром является средством приобщения их к реальному познанию мира, основанному на чувственном опыте, и привитию правильного отношения к нему.
Предмет «Окружающий мир» представляет собой образовательный цикл, где учащиеся делают первый содержательный шаг в овладении формами научного познания, формировании общей картины мира и понимании места в ней человека, приобретая опыт продуктивного содержательного общения.
На первых уроках окружающего мира младший школьник рассматривает три основных компонента (человека, природу и общество) как неразрывное и взаимосвязанное единство [6]. Таким образом, на самом раннем этапе школьного обучения у младших школьников начинают формироваться общие представления об окружающем мире и своем месте в нем. На уроках окружающей среды в первом и втором классе учащиеся узнают, что природа находится под влиянием человека, что природа нуждается в защите и что люди должны предпринимать все возможные экологические действия. Уже в следующие школьные годы, то есть в третьем и четвертом классах, уроки окружающего мира продолжают работать на формирование знаний о предметах и явлениях природы. В то же время учащиеся узнают о конфликтах между обществом и природой и стараются найти для них максимально возможное решение [9].
Проблема обучения младших школьников заключается в том, что школьникам этого возраста свойственно частично забывают знания, которые полученные от учителя, то есть устоявшиеся понятия, заученные правила и другая информация. Забывание — естественный процесс, закономерность жизни [7].
Психические особенности данного возраста определяют значимость использования средств наглядности в процессе обучения. У обучающихся преобладает наглядно-образное мышление, а это означает, что зрительное восприятие преобладает нал слуховым. Данный факт определяется тем, что в процессе наглядного показа учителю следует проводить беседу, объясняя моменты на плакате или схеме.
Сила знания заключается в способности человека отбирать и удерживать из полученного материала наиболее важные, нужные сведения, в гибкости и подвижности знаний, в способности самостоятельно использовать ранее полученные знания для решения новых задач.
Все наглядные пособия предоставляют детям более конкретную информацию об объектах, предметах и сценах. Материал получается максимально четким и понятным, поэтому школьники запоминает его более прочно, чем словесный рассказ учителя. Одной из причин сложности усвоения материала является то, что учащиеся не интересуются предметом из-за отсутствия методических материалов [2].
Таким образом, А.Е. Добролюбов пишет: «Учащиеся любят уроки природоведения, но только если эти занятия наполнены разнообразным опытом, наблюдениями. И для этого нужно оборудование. Материально-техническая база обеспечивает формирование наглядных представлений, позволяет чувственному восприятию объектов формировать научные понятия. На каждом занятии дети должны что-то увидеть, иногда взять в руки, поработать с тем или иным материалом [13].
Выбор методов обучения во многом зависит от педагогической деятельности. Однако следует помнить, что построение уроков зависит не от средств обучения, а от способов формирования понятий при подготовке учителем знаний. Методически правильное использование наглядности, лабораторного оборудования развивает познавательный интерес учащихся.
Материальная база образования позволяет широко использовать исследовательские приемы в процессе приобретения знаний. Выбор правильных учебников для преподавания является очень важной частью формирования знаний по естествознанию. Учителя следует научить планировать набор учебных средств, используемых для повышения качества естественнонаучного образования учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М., Просвещение, 2014. – 250 c.
2. Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работ с ними // Начальная школа, 2000. №2. С.91-93.
3. Антифонова, Е.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / Е. П. Антифонова // Экономика и социум. 2017. №4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-opytno-eksperimentalnoy-raboty-na-urokah-okruzhayuschego-mira-kak-odno-iz-sredstv-formirovaniya-poznavatelnyh-uud (дата обращения: 04.05.2023).
4. Вахрушев, А. А. Программа «Окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) [Электронный ресурс] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. URL: http://school2100.com/uroki/elementary/ okrmir.php (дата обращения: 13.12.2021).
5. Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем / Н.Ф. Виноградова // учебное пособие для студентов факультетов нач. кл. – М.: Академия, 1999. – 135с.
6. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.В. Григорьева. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 283 с.
7. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников / В. В, Давыдов. – М., 2010. – 160 с
8. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. – Москва : Просвещение, 1999. – 312 с.
9. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособия для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е. Ф. Корзина. – М.: Издательский цент «Академия», 2004. С. 104-123.
10. Кокаева, И. Ю. Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения / И.Ю. Кокаева // Начальная школа: плюс до и после. - 2013. - №7. - С. 3 - 7.
11. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. / Я. А. Коменский. – Москва : Педагогика, 1974. - 234 с.
12. Курапова, И.И. Окружающий мир. Мои первые опыты: 1 и 2 кл. / И.И. Курапова. – М.: Баласс, 2003. — 48 с.
13. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе : учеб. пособие / О. Н. Лазарева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003 – 392 с.
14. Миронов, А.В. Приобщение школьников к постановке опытов, экспериментированию / А. В. Миронов //«Окружающий мир» в начальной школе как реализовать ФГОС. – М.: Издательство Баласс, 2011. – 17 с.
15. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе / А. В. Миронов. – М.: Феникс, 2013 – 510с.
16. Петренко, Т. В. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе / Т. В. Петренко, Г. А. Рысбаева // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 164-167.
17. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - Москва: Академия, 1999. – 176 с.
18. Рысбаева, Г. П. Петренко Т.В. Проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе / Г. П. Рысбаева // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 229-232.
19. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).
20. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания / А.В. Славин. – Москва : ВЛАДОС, 2011. - 245 с.
21. Усольцев, А. П. Наглядность и ее функции в обучении / А. П. Усольцев, Т. Н. Шаманов // Педагогическое образование в России. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnost-i-ee-funktsii-v-obuchenii (дата обращения: 04.05.2023).
22. Шарыпова, Н.В. ОПЫТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / Н. В. Шарыпова, Е. В. Малахова, А. С. Атеева // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032406 (дата обращения: 04.05.2023 ).
23. Хузина Л.Х. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / Л. Х. Хузина, А. Р. Нуриева // Вестник науки. 2022. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-naglyadnogo-obucheniya-i-ih-ispolzovaniya-na-urokah-po-predmetu-okruzhayuschiy-mir-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.05.2023).