Фрагмент для ознакомления
2
Проблема социально-коммуникативного развития личности была актуальной на протяжении всего периода существования человечества. Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость социализации детей и формирования у них коммуникативных умений (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.).
Как педагогическая проблема вопрос социально-коммуникативного образования детей определилась относительно недавно, в XIX веке, и была представлена в работах зарубежных ученых (Г. Тард, Т. Парсонс, Э. Эриксон и др.). В отечественной педагогике и психологии эта проблема связана с именами С.И. Гессена, Л.С. Выготского, А.А. Мудрика, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева и др.
В дошкольном образовании отдельные направления социально-коммуникативного образования детей рассматривалась в работах А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, А.Д. Кошелевой, Э.К. Сусловой, М.И. Богомоловой, А.Д. Шатовой, С.А. Козловой и др. Предлагаются отдельные направления социально-коммуникативного развития детей:
приобщение к народной культуре (О.Л. Князева, М.Д. Маханева),
социальное развитие (С.А Козлова);
нравственное и трудовое воспитание (Р.С. Буре) [1].
Как специфический психолого-педагогический феномен дошкольного детства линия социально-коммуникативного развития впервые нашла свое отражение в базисной программе «Истоки» (Л.Ф. Обухова, Л.Л. Парамонова, С.Л. Новоселова).
Г.А. Урунтаева считает, что социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста – это процесс формирования личности ребенка-дошкольника под влиянием различных факторов, важнейшим из которых является воспитание. Социально-коммуникативное развитие осуществляется в процессе социализации, обеспечивающей адекватную адаптацию ребенка к социуму [24].
Б.С. Волков отмечает, что социально-коммуникативное развитие представляет собой непрерывный процесс социально контролируемого вхождения ребенка в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей при непосредственном участии значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза [7].
В соответствии с ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие направлено на:
усвоение моральных и нравственных норм и ценностей;
развитие общения со взрослыми и сверстниками;
развитие социального и эмоционального интеллекта;
формирование чувства принадлежности к своей семье;
формирование позитивных установок к различным видам труда;
формирование основ безопасного поведения [24].
Результатом социально-коммуникативного развития детей является сформированная социально-коммуникативная компетентность.
Понятие «компетентность» происходит от латинского слова competens и означает «знающий, осведомленный в определенной области». В словаре В. Даля «компетентный – компетентный судья: кто может, в праве судить о ком, о чем, или кого; кому что подсудно; судья законный, прямой; полный, призванный и признанный; судья полноправный. Компетентность, полноправность» [15].
В педагогике понятие компетентности рассматривается как: производный компонент «общекультурной компетентности» (Е.В. Бондаревская); «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова); системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей (Н.И. Запрудский).
В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.Л. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков). Л.М. Митина считает, что понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности [3].
Компетентность неразрывно связана со знаниями, умениями и навыками, но вместе с тем является более широким понятием. Помимо знаний компетентность предполагает применение данных знаний для решения поставленных задач. Также в структуру компетентности можно включить стремление к самореализации, к достижению поставленных целей и задач, наличие умений и навыков, различных качеств личности, творческого подхода как способности действовать в нестандартных ситуациях.
Таким образом, в толковании понятия «компетентность» существует много различных подходов. Мы будем придерживаться следующего понимания компетентности – это совокупность знаний и представлений в определенной сфере деятельности, эмоционально положительного отношения к этой деятельности, потребности и мотивов участвовать в ней, сформированность умений и навыков, необходимых для качественного и продуктивного выполнения деятельности. В связи с этим структура компетентности будет включать когнитивный компонент (знания), мотивационный компонент (мотивы), эмоциональный компонент (эмоции), деятельностный компонент (умения и навыки).
Существуют различные подходы к классификации видов компетентности. В научной литературе выделяют социальную, коммуникативную, профессиональную, психологическую, методическую и другие виды компетентности. В рамках данного исследования рассмотрим более подробно социально-коммуникативную компетентность, особенности ее развития в дошкольном возрасте, критерии и уровни социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Н.А. Рототаева социальную компетентность рассматривает как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека. Социальная компетентность – это знания, умения, навыки, необходимые для жизни в обществе. Коммуникативная компетентность – это знания, умения и навыки, необходимые для общения и взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности, способности к получению и обработке информации, ее использованию для решения различных задач, умения и навыки вести диалог, строить связное речевое высказывание в соответствии с различными нормами – этическими, грамматическими [3].
Социальная и коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста объединяются в одну компетентность – «социально-коммуникативную», так как процессы социального и коммуникативного развития дошкольников едины и осуществляются взаимосвязанно. Социально-коммуникативная компетентность формируется в процессе социализации детей, воспитания, воздействия близкого социального окружения, в первую очередь, семьи, а также образовательной деятельности, которая организуется в детском саду в соответствии с образовательной программой.
Социально-коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений, качеств личности, которые обеспечивают детям дошкольного возраста успешность в процессе взаимодействия с другими людьми. О.В. Дыбина считает, что это интегральное качество ребенка-дошкольника, которое формируется на всех этапах онтогенеза и позволяет решать различные задачи социальной адаптации и коммуникации. Для ребенка социально-коммуникативная компетентность позволяет осознать себя как отдельную личность, сформировать способность к саморазвитию, самостоятельности, осознать себя как часть коллектива, освоить различные социальные роли, сформировать необходимые для жизни в обществе социальные качества и коммуникативные умения [26].
Социально-коммуникативная компетентность, по мнению О.В. Дыбиной, включаются следующие умения:
– умение получать необходимую информацию в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
– умение проявлять положительные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей;
– умение слушать, умение уважительно относиться к точке зрения других людей;
– умение вести диалог и строить связное речевое высказывание в соответствии с нормами общения;
– умение формулировать и высказывать свое мнение и отношение к происходящим событиям;
– умение соотносить свои потребности, желания с интересами других людей;
– умение вести себя в соответствии с нормами и правилами поведения в обществе.
Рассмотрим особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте отношения со сверстниками становятся более разнообразными, формируется внеситуативно-деловая форма общения. Сверстники становятся для старших дошкольников значимыми партнерами по общению, возрастает число контактов, расширяются межличностные связи. Формируются устойчивые дружеские отношения, элементы привязанности, стремление собираться группами и заниматься общим делом. В коллективных видах деятельности старшие дошкольники предпочитают объединяться с теми, с кем сформированы дружеские отношения.
Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отличаются эмоциональной насыщенностью, коммуникативными реакциями, отсутствием жестких норм и правил, которые необходимо соблюдать при общении со взрослыми. Межличностные отношения более раскованные, свободные. В процессе общения у детей преобладают инициативные действия, детям важно высказаться, чем выслушать другого.
В дошкольном возрасте у детей могут возникать различные конфликты, которые вызывают отрицательные эмоции и переживания (злость, обида, зависть и другие). Причиной конфликтов могут быть по поводу игрушек, распределения ролей в игре, игровых действий, нарушений правил поведения, общения, повышенной агрессивности. Важную роль в оптимизации межличностных отношений и профилактике конфликтов между дошкольниками играет воспитатель группы.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются отношения сотрудничества, совместной деятельности, которая направлена на получение общего результата. Это дает возможность объединяться детям по интересам, участвовать в одном деле, например, в игре, в продуктивных видах деятельности. Дети учатся согласовывать свои действия, учитывать интересы партнера по общению, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого ребенка.
Старшие дошкольники уже способны преодолевать эгоцентрическую позицию в общении и взаимодействии, уступать, находить компромисс. Это обусловлено развитием социальных эмоций, освоения норм и правил поведения. Главной целью выступает уже не собственные интересы, а интересы всей группы. Это создает условия для творческой деятельности, групповой работы.
В результате воспитания у детей формируются качества, которые необходимы для полноценного общения и взаимодействия со сверстниками. Это такие качества, как доброжелательность, открытость, уступчивость, отзывчивость. Дети, обладающие этими качествами, как правило, занимают благоприятное положение в социальной структуре группы, обладают хорошим социометрическим статусом [5].
С другой стороны, такие качества, как драчливость, агрессивность, эгоистичность, недоброжелательность отделяют детей от коллектива, не способствуют формированию дружеских связей и в конечном счете негативно отражаются на социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.
У старших дошкольников начинают ярко проявляться умения и навыки, необходимые для общения и взаимодействия со сверстниками. Это лидерские умения и качества, коммуникативные и организаторские умения. Такие дети являются активными, способными организовать какую-либо деятельность и привлечь других дошкольников. Признание сверстников получают те дети, которые умеют организовать других, помочь, выслушать, принять участие в игре или другой деятельности.
Сверстник является не только партнером по совместной деятельности и общению, но и средством саморазвития ребенка. Общаясь со сверстниками, старшие дошкольники лучше узнают самих себя, свое я, формируют самооценку и самоотношение. От того, насколько эффективно организовано взаимодействие детей, зависит формирование я-концепции, самосознания ребенка.
Отношения со сверстниками отличаются следующими особенностями в старшем дошкольном возрасте:
1) разнообразие действий, контактов, которые не встречаются в процессе общения со взрослым;
2) более яркая эмоциональная насыщенность процесса общения и взаимодействия;
3) нерегламентированный характер взаимодействия, более свободный порядок общения;
4) проявление различных видов активности – физической, познавательной;
5) преобладание инициативных действий, стремление быть первым, инициативным.
Таким образом, развитие в старшем дошкольном возрасте отношения с окружающими людьми становятся устойчивыми, формируется потребность в признании, уважении со стороны сверстников, дружеские отношения. Особенностями отношений детей дошкольного возраста со сверстниками включают: повышенная эмоциональность, преобладание инициативных действий над ответными, нерегламентированный характер взаимодействия, более свободный порядок общения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
2. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М. : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
3. Барышникова, Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 182 с.
4. Батенова, Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учетом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям) / Ю.В. Батенова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т.6. – №3(20). – С. 288-292.
5. Венгер, Л. А. Психология развития : психологический лексикон : энциклопедический словарь в шести томах / Л. А. Венгер ; ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под ред. А. В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2015. – 176 с.
6. Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации / Е. А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н. А. Воробьева ; под ред. Е. А. Шашенковой. – М. : Академия, 2020. – 251 с.
7. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с.
8. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
9. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО : методические рекомендации / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2019. – 112 с.
10. Комарова, И. И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / И. И. Комарова, А. В. Туликов. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 183 с.
11. Комарова, О. А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. – М. : МГПУ, 2017. – 94 с.
12. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психикидошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2009. – 270 с.
13. Мамаева, Э. Г. Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями / Э. Г. Мамаева, Г. М. Льдокова // Студенческий форум. – 2020. – № 19-1 (112). – С. 69–71.
14. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Литера, 2016. – 389 с.
15. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Мир и образование, 2015. – 1375 с.
16. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова ; под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
17. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : методическое пособие / Е. О. Смирнова. – М. : Русское слово, 2016. – 111 с.
18. Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования : коллективная монография / Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова, Ю. М. Попова. – М. : Планета, 2019. – 207 с.
19. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. – СПб. : Питер, 2015. – 415 с.
20. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО : методический конструктор для старшего воспитателя / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Д. А. Морозова. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
21. Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО : мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета : методическое пособие / под ред. В. А. Деркунской. – СПб. : Детство-Пресс, 2018. – 217 с.
22. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 No 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Десятилетие детства. Совершенствование государственной политики в сфере защиты детства: материалы парламентских слушаний. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – С. 184.
23. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8–15.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями на 16 апреля 2022 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617
26. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / авт. : Дыбина О. В. и др.; Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский гос. ун-т. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 113 с.
27. Чаброва, Т. Л. Взаимодействие педагога с родителями детей старшего дошкольного возраста / Т. Л. Чаброва // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2016. – № 2. – С. 161–162.
28. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.