Фрагмент для ознакомления
2
Задачи развития речи у детей старшего дошкольного возраста являются одними из главных задач педагогов и родителей. В этом возрасте дети уже обладают базовыми навыками речи и умеют свободно общаться с окружающими людьми, но им все еще нужно развивать свои речевые способности для более эффективного общения.
Одной из основных задач развития речи является расширение словарного запаса детей. В этом возрасте дети активно изучают новые слова и учатся использовать их в своей речи. Поэтому, педагоги и родители должны помочь детям расширять свой словарный запас и использовать новые слова в своей речи [1].
Другой важной задачей является развитие грамматических навыков у детей. На этом этапе речевого развития дети должны уметь правильно образовывать предложения и использовать грамматические конструкции. Педагоги и родители могут помочь детям в этом процессе, используя игры и развивающие упражнения.
Важной задачей является развитие коммуникативных навыков у детей. Дети должны уметь эффективно общаться с окружающими людьми и выражать свои мысли и чувства. Педагоги и родители могут помочь детям в этом процессе, создавая оптимальные условия для общения и используя разнообразные методы и техники для развития коммуникативных навыков [6].
Задачи развития речи у детей старшего дошкольного возраста являются многообразными и включают в себя расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков и коммуникативных умений. Реализация этих задач важна для обеспечения полноценного языкового развития детей и их успешности в учебе и жизни в целом.
Одной из важнейших задач развития речи у детей старшего дошкольного возраста является овладение эмоционально-оценочной лексикой. Ребенок должен уметь не только описывать предметы и явления окружающего мира, но и выражать свои эмоции, оценки и отношения к ним. Для этого необходимо научиться понимать значение слов, связанных с эмоциями и оценками, а также использовать их в своей речи. Это позволит ребенку более точно и полно выражать свои мысли и чувства, а также лучше понимать окружающих людей и взаимодействовать с ними.
Другой важной задачей развития речи у детей старшего дошкольного возраста является расширение словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен знать уже не только наиболее употребительные слова, но и термины, связанные с конкретными областями знаний, абстрактными понятиями, синонимами и антонимами. Это поможет ребенку лучше понимать мир вокруг него, а также успешно учиться в школе, где он столкнется с новыми терминами и понятиями.
Также важной задачей развития речи у детей старшего дошкольного возраста является формирование грамматических навыков. Ребенок должен уметь грамотно строить предложения, использовать различные части речи, правильно склонять и спрягать слова. Это позволит ребенку выражать свои мысли более точно и грамотно, а также понимать окружающую речь [9].
Все эти задачи взаимосвязаны и важны для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Овладение эмоционально-оценочной лексикой, расширение словарного запаса и формирование грамматических навыков позволят ребенку успешно общаться с окружающими, выражать свои мысли и чувства, а также успешно учиться в школе.
Кроме того, одной из задач развития речи у детей старшего дошкольного возраста является расширение и углубление словарного запаса. Для успешной коммуникации необходимо знать и использовать разнообразную лексику, поэтому важно помочь детям овладеть новыми словами и научить их использовать их в различных контекстах. Расширение словарного запаса также способствует развитию мышления и усвоению новых знаний, так как новые слова помогают выразить новые идеи и понимать новые понятия.
Важно отметить, что развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста не ограничивается простым запоминанием новых слов. Дети должны уметь использовать эти слова в речи, понимать их значения, различать синонимы и антонимы, а также учиться образовывать новые слова путем добавления приставок, суффиксов и изменения форм слов.
В целом, развитие словарного запаса является важной задачей развития речи у детей старшего дошкольного возраста, которая способствует их успешной адаптации в социуме и улучшению коммуникативных навыков.
1.2. Характеристика словаря у детей старшего дошкольного возраста
Словарь детей старшего дошкольного возраста продолжает развиваться, увеличивая свой объем и качество. В этом возрасте дети уже знакомы с большим количеством слов и способны использовать их в своей речи. Однако, хотя словарный запас детей старшего дошкольного возраста существенно увеличивается, он все еще является недостаточным для полноценной коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста связаны с их возрастными особенностями. В этом возрасте дети активно пополняют свой словарь путем изучения новых слов в различных контекстах. Они начинают использовать слова для описания предметов, явлений и своих ощущений. Дети учатся различать синонимы и антонимы, понимать значения слов в контексте и правильно использовать их в своей речи [9].
Одной из характерных особенностей словаря детей старшего дошкольного возраста является неравномерность его развития. Некоторые слова дети усваивают легко и быстро, а некоторые вызывают трудности. Например, абстрактные понятия и сложные термины могут быть сложными для понимания детьми, в то время как названия предметов и животных, которые они видели или с которыми взаимодействовали, легко запоминаются.
Важно отметить, что словарь детей старшего дошкольного возраста сильно зависит от социокультурной среды, в которой они выросли. Дети, живущие в разных регионах или в разных семьях, могут иметь различный словарь и использовать разные слова для описания одних и тех же вещей.
Словарь детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложный и неравномерный процесс развития. Для эффективного развития словарного запаса в этом возрасте важно создать условия для изучения новых слов в различных контекстах, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка [13].
Кроме того, словарь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности в зависимости от пола. Некоторые исследования показывают, что девочки в этом возрасте могут иметь более развитый словарь, чем мальчики. Это может быть связано с различиями в социальном окружении, воспитании и общении.
Еще одной характеристикой словаря детей старшего дошкольного возраста является его функциональность. Дети начинают использовать слова не только для описания предметов и явлений, но и для выражения своих эмоций и чувств. Они учатся говорить о том, что им нравится или не нравится, о том, что они чувствуют, и о том, что они хотят.
Важно отметить, что развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста неразрывно связано с развитием их когнитивных и эмоциональных способностей. Ребенок должен быть способен не только понимать значения слов, но и использовать их для описания своего внутреннего мира и мира вокруг него. Поэтому важно не только обогащать словарь ребенка, но и развивать его эмоциональную и когнитивную сферу.
Таким образом, характеристика словаря у детей старшего дошкольного возраста является важным аспектом изучения развития речи в этом возрасте. Разнообразные методы и техники, направленные на обогащение словаря и развитие его функциональности, могут способствовать более эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Трудности словарной работы у детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на то, что дети старшего дошкольного возраста обладают более развитой речью, они также могут столкнуться с определенными трудностями в работе со словарным запасом. Одной из таких трудностей является ограниченный словарный запас. Некоторые дети могут иметь более ограниченный словарный запас, что может затруднять их коммуникацию и понимание речи других людей. Кроме того, ограниченный словарный запас может препятствовать эффективному обучению в школе.
Еще одной трудностью может стать недостаточное понимание значения слова. Некоторые дети могут запоминать слова, но не понимать их значения, что может приводить к неправильному использованию слов в речи или к тому, что дети не смогут понять смысл речи других людей.
У детей могут возникать трудности в различении синонимов и антонимов. Например, дети могут знать слова "большой" и "маленький", но не понимать, что они являются антонимами друг друга. Это может привести к тому, что дети будут использовать слова неправильно или не смогут понять смысл некоторых фраз.
Кроме того, дети могут испытывать трудности в образовании новых слов путем добавления приставок и суффиксов. Например, дети могут знать слово "дом", но не смогут образовать слово "домик". Это может затруднять их понимание речи других людей и использование словарных слов в речи.
В целом, трудности со словарным запасом могут затруднять развитие речи и обучение детей старшего дошкольного возраста, поэтому важно помочь детям преодолеть эти трудности и расширить их словарный запас.
Важно отметить, что не все трудности связаны с плохим запоминанием слов. Часто дети старшего дошкольного возраста имеют проблемы с пониманием значения слова, а также с его использованием в правильном контексте. Некоторые дети могут запоминать слова, но использовать их в неправильных ситуациях или смешивать значения слов .
Одним из основных источников трудностей является недостаточное количество активных и пассивных словарных запасов, которые формируются в раннем детстве. Недостаточность лексических навыков может быть связана с неблагоприятной средой обитания, ограниченным доступом к качественным и разнообразным текстам, а также с низким уровнем образования родителей.
Важным фактором, влияющим на формирование словаря, является недостаточное внимание со стороны родителей и педагогов к развитию словарного запаса у детей. Важно не только ознакомить детей со словами, но и помочь им понять значения и использовать их в правильных контекстах [17].
Кроме того, у некоторых детей могут быть проблемы с фонетическим восприятием и воспроизведением звуков, что также затрудняет процесс формирования словаря. Дети могут ошибочно воспринимать и произносить слова, что приводит к искажению их значения.
В целом, трудности словарной работы у детей старшего дошкольного возраста могут быть вызваны разными факторами. Однако, с помощью систематической работы с детьми над развитием их словарного запаса и устранением выявленных проблем, можно добиться значительных улучшений в этой области.
1.4. Характеристика эмоционально – оценочной лексикой детей старшего дошкольного возраста
Эмоционально-оценочная лексика - это группа слов, которые используются для выражения эмоций, чувств и оценок. Она является важным компонентом языкового развития ребенка, поскольку помогает ему выражать свои чувства и мысли более точно и точно.
У детей старшего дошкольного возраста характеристики эмоционально-оценочной лексики начинают проявляться в их речи. В этом возрасте дети активно учатся различным словам, которые помогают им описывать свои эмоции, а также узнавать и понимать эмоции других людей. Дети начинают использовать слова, такие как "радость", "грусть", "страх", "злость" и т.д., чтобы описывать свои чувства.
Дети начинают учиться выражать свои оценки, используя слова, такие как "хороший", "плохой", "любимый", "нелюбимый" и т.д. Они могут использовать эти слова, чтобы описывать свои впечатления от различных предметов, ситуаций и людей.
Однако, необходимо учитывать, что у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочная лексика может быть ограниченной, и они могут иметь трудности с точным выражением своих чувств и оценок. Например, они могут использовать слова "хороший" или "плохой" для описания ситуаций, которые им не нравятся, не обладая достаточной лексической мощностью, чтобы найти более точные слова, которые точнее описывают их ощущения.
Поэтому важно обратить внимание на развитие эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста, и помочь им улучшить свои языковые навыки в этой области, чтобы они могли точнее выражать свои чувства и оценки в общении с окружающими.
Эмоционально-оценочная лексика - это такая лексика, которая выражает чувства, эмоции, отношения к объекту, явлению или ситуации, и имеет оценочную окраску. Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в этом процессе и начинают осваивать эмоционально-оценочную лексику в своей речи.
Особенностью эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста является то, что они еще не обладают достаточным опытом и знаниями для адекватного выражения своих чувств и эмоций. Иногда они могут использовать некорректные слова, неуместные выражения, смешивать понятия, и это может приводить к недопониманию собеседника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова,О.В. Театрализованные игры [Текст] / О.В. Акулова // Дошкольное воспитание. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – No 4. – С. 24-27.
2. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе [Текст] / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова // Специальное образование. – М.: Просвещение, 2012. – No 2. – С. 20-29.
3. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших уч. заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневартовский гос. Университет, 2014. – 235 с.
4. Воронова, А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: 2014. – 98 с.
5. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов. 2015 // URL: http :// www.studfiles.ru / (дата обращения: 19.10.2018 г).
6. Гвоздев,А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 480 с.
7. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2005. – No2. – С. 28-32.
8. Ерофеева,Т.И. Игра-драматизация. Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: 2008. – 382 с.
9. Журова,Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Сценарии образовательной деятельности. [Текст] / Л.Е.Журова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.
10. Зарубина,Н.Д. Методика обучения связной речи [Текст] / Н.Д. Зарубина. – М., 2014. – 48 с.
11. Зимина, И.Н. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И.Н. Зимина // Дошкольное воспитание. – М. : Просвещение, 2005. – No 4. – С.41-47.
12. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: НПО МОДЭК, 2015. – 432 с.
13. Коник, Е.И. Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с ОНР [Текст] / Е.И. Коник // Инновационные педагогические технологии. Материалы междунар. науч.конф. – Казань: Бук, 2014. – С. 234-235.
14. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Лебедева. ‒ СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
15. Сидорова, С.Н. Игры-драматизации на основе сказок в содержании занятий по синтезу искусств [Текст] / С.Н. Сидорова, Т.А. Козыренко // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 85-88.
16. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис- пресс, 2008. – 224 с.
17. Филичева,Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: моногр. [Текст] / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
18. Шаховская, C.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 680 с.
19. Яшина, В. И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками: монография / Яшина В. И. , Ставцева Е. А. - Москва : Прометей, 2016. - 190 с.
Приложение
Глоссарий
1. Дети старшего дошкольного возраста - дети от 5 до 6 лет.
2. Отрицательные эмоции - эмоции, которые вызывают неприятные чувства.
3. Оценочная адаптация - способность приспосабливаться к изменениям в оценках и мнениях других людей.
4. Оценочная адекватность - способность адекватно оценивать ситуации и принимать обоснованные решения на основе этой оценки.
5. Оценочная выразительность - способность выражать свои суждения и оценки.
6. Оценочная интуиция - способность чувствовать мнения и оценки других людей и правильно их интерпретировать.
7. Оценочная компетентность - комплекс умений и навыков, связанных с принятием обоснованных решений и суждений.
8. Оценочная компетенция - умение адекватно оценивать и судить о различных явлениях и событиях.
9. Оценочная лексика - слова, выражающие оценку или суждение о чем-либо.
10. Оценочная нагрузка - уровень психологической нагрузки, связанный с необходимостью принимать сложные решения.
11. Оценочная реактивность - склонность реагировать на ситуации оценками и суждениями, иногда без должной основанности и адекватности.
12. Оценочная реакция - ответ на оценочный стимул.
13. Оценочная регуляция - умение контролировать свои суждения и оценки, не приводя их до крайностей.
14. Оценочная саморегуляция - способность регулировать свои суждения и оценки и контролировать их выражение.
15. Оценочная сенсибилизация - повышенная чувствительность к мнениям и оценкам других людей.
16. Оценочная устойчивость - способность принимать решения на основе обоснованных суждений, не поддаваясь влиянию эмоций.
17. Оценочное восприятие - способность воспринимать и понимать мнения и оценки других людей.
18. Оценочное восприятие - способность понимать и выражать свои суждения о происходящем.
19. Оценочное зарядование - сильное оценочное воздействие на человека, вызывающее сильную реакцию в виде суждений и оценок.
20. Оценочное состояние - текущее суждение человека о событии или явлении.
21. Оценочный барометр - индикатор текущих суждений и оценок человека.
22. Оценочный диссонанс - несоответствие между собственными суждениями и мнениями других людей.
23. Оценочный интеллект - способность анализировать и оценивать информацию и принимать обоснованные решения.
24. Оценочный интеллект - умение адекватно оценивать ситуации и принимать решения на основе суждений.
25. Оценочный контекст - ситуация, в которой выражаются суждения и оценки.
26. Оценочный контроль - способность контролировать свои суждения и оценки.
27. Оценочный опыт - накопленный жизненный опыт в области суждений и оценок.
28. Оценочный резонанс - способность воспринимать и понимать точку зрения других людей и учитывать ее при принятии решений.
29. Оценочный словарь - совокупность слов, характеризующих различные суждения и оценки.
30. Оценочный фон - общая тенденция к суждениям и оценкам в определенный момент времени.
31. Положительные эмоции - эмоции, которые вызывают приятные чувства.
32. Эмоциональная адаптация - способность приспосабливаться к эмоциональным изменениям в окружающей обстановке.
33. Эмоциональная адекватность - способность адекватно реагировать на эмоциональные ситуации и взаимодействовать социально приемлемым образом.
34. Эмоциональная выразительность - способность выражать свои эмоции и чувства.
35. Эмоциональная интуиция - способность чувствовать эмоции других людей и правильно интерпретировать их.
36. Эмоциональная компетентность - комплекс умений и навыков, связанных с управлением эмоциями.
37. Эмоциональная компетенция - умение эффективно использовать эмоции в социальном и межличностном контексте.
38. Эмоциональная лексика - слова, относящиеся к эмоциям и чувствам.
39. Эмоциональная нагрузка - уровень эмоционального напряжения в определенной ситуации или задаче.
40. Эмоциональная реактивность - склонность реагировать на эмоциональные ситуации сильными эмоциональными реакциями.
41. Эмоциональная реакция - ответ на эмоциональный стимул.
42. Эмоциональная регуляция - умение управлять своими эмоциями и реагировать на них адекватно.
43. Эмоциональная саморегуляция - способность регулировать свои эмоции и контролировать их выражение.
44. Эмоциональная сенсибилизация - повышенная чувствительность к эмоциональным стимулам и изменениям в окружающей обстановке.
45. Эмоциональная устойчивость - способность управлять своими эмоциями и оставаться спокойным в стрессовых ситуациях.
46. Эмоциональное восприятие - способность воспринимать и понимать эмоции других людей.
47. Эмоциональное восприятие - способность чувствовать и распознавать эмоции.
48. Эмоциональное зарядование - сильное эмоциональное воздействие на человека, вызывающее сильную эмоциональную реакцию.
49. Эмоциональное общение - взаимодействие людей на эмоциональном уровне, включающее понимание, выражение и регулирование эмоций в процессе общения.
50. Эмоциональное состояние - текущее эмоциональное состояние человека.
51. Эмоциональный барометр - индикатор текущего эмоционального состояния человека.
52. Эмоциональный диссонанс - несоответствие между собственными эмоциями и окружающей обстановкой.
53. Эмоциональный интеллект - способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями.
54. Эмоциональный интеллект - умение понимать и управлять своими эмоциями и чувствами.
55. Эмоциональный контекст - обстановка, вызывающая определенные эмоции.
56. Эмоциональный контроль - способность управлять своими эмоциями и реакциями на них.
57. Эмоциональный опыт - накопленный жизненный опыт в области эмоций.
58. Эмоциональный резонанс - способность понимать и эмпатично откликаться на эмоции других людей.
59. Эмоциональный словарь - совокупность слов, характеризующих различные эмоциональные состояния и реакции.
60. Эмоциональный фон - общее эмоциональное настроение человека в определенный момент времени.