Фрагмент для ознакомления
2
В конце ХХ века в различных странах: России, США, Японии и т.д. начался расцвет исламского терроризма, который привел к напряжению от-ношений между мусульманским и не мусульманским миром.
Генеральный секретарь Ассоциации мусульман Италии, директор Ин-ститута культуры исламской общины Италии Шейх Абдул ХадиПалази в работе «Извращенный ислам» писал: «Исламизм - это идеология религиоз-ного тоталитаризма, возникшая в конце 20-го столетия и которая оскверняет принципы традиционного ислама...» . Действительно, несмотря на то, что исламский терроризм сформировался под знаменем ислама, он не имеет ни-чего общего с истинными предписаниями данной мировой религии, однако в сознании многих людей понятия «ислам» и «терроризм» становятся практи-чески тождественными.
Теракты, совершаемые исламистами, оказывают немалое влияние на формирование мнения у многих людей по всему миру о том, что терроризм неразрывно связан с мусульманским правом и традициями. Это связано с тем, что часто террористы выступают с исламскими лозунгами, однако стоит помнить, что истинный ислам - религия мира и добра, а мусульманское пра-во - правовая система, имеющая богатую историю и характерные положи-тельные особенности.
Также стоит отметить, что в Российской Федерации проживает около 30 млн. мусульман, что составляет примерно 20% населения страны, поэто-му данная часть граждан может оказывать значительное влияние на обще-ственную жизнь и политическую ситуацию в государстве. Это является одной из причин необходимости изучения данной правовой системы и особенно-стей ее источников.
По мнению В.Н. Протасова, мусульманское право является частью правовой семьи религиозного права . Действительно, мусульманское право представляет собой систему норм, выраженных в религиозной форме и осно-ванных на исламе. Ислам основывается на том, что право произошло от Все-вышнего, который в определенный момент истории открыл его человеку че-рез своего пророка Мухаммада. Данная религия самая молодая из всех ми-ровых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия со-держит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусуль-манин должен верить: шариат, т.е. предписание верующим о том, что они должны делать и чего не должны. Шариат в переводе на русский язык озна-чает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским пра-вом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу .
Как уже отмечалось ранее, систематизированным сводом законов в му-сульманском праве является шариат, поэтому при изучении мусульманского права знание его особенностей имеет огромное значение . В шариате, с точки зрения исламской религии, наряду с духовными упоминаются и светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяй-ственную жизнь, нормы морали и этики, религиозные обряды и праздники. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законове-дов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусуль-манина «от колыбели до могилы» .
Так, в шариате подробно говорится о составлении земельного кадаст-ра, условиях аренды, процессах производства и потребления, а также об уплате налогов мусульманами и иностранцами. В нормах упоминаются пра-вила охоты, рыболовства, убоя скота. По мнению русского исследователя Петрушевского, из-за подробного регулирования вопросов частных отно-шений в мусульманских странах влияние религии на все общественные от-ношения было намного сильнее, нежели в христианских . Таким образом, шариат оказывал и продолжает оказывать огромное влияние на мировоззре-ние верующего человека.
Достаточно быстрое и широкое распространение шариата на больших территориях привело к тому, что начали проявляться особенности и разли-чия при толковании решений определенных ситуаций и отдельных правовых институтов. Из этого следует, что нормы шариата порой противоречили друг другу, и это позволяет трактовать их по-разному.
В Коране, который является священной книгой мусульман, отмечается, что ислам - религия умеренности, поэтому праведным и поистине верующим является человек, не впадающий в крайности. Мусульманин должен знать меру даже в поклонении Всевышнему, так как считается, что проявление из-лишнего усердия в одном обязательно приведет к упущению в другом. Жиз-недеятельность Пророка Мухаммада является отличным примером для того, чтобы человек совмещал и служение Аллаху, и семейные, и общественные, и другие обязанности. Таким образом, истинный ислам не допускает экстре-мизма и категоричности.
Примеры из жизни пророка Мухаммада изложены в священных писа-ниях, которые называются Сунной. Предписания, содержащиеся в ней, предоставляют четкий и объективный подход к пониманию мусульманских традиций, что позволяет находить общий язык со всеми религиозными кон-фессиями, реализовывать потенциал, использовать возможности и развивать общество. Из этого следует, что изначально мусульманские обычаи не спо-собствовали разжиганию конфликтов с представителями других религий.
По мнению советского и российского исламоведа М.Г. Керимова, про-рок Мухаммад желал не создать право в четком и строгом виде, а показать людям, как стоит себя вести в определенный ситуациях и как реагировать на происходящие события и явления . Именно поэтому предписания, содержа-щиеся в Сунне, могут пониматься по-разному и конкретизироваться путем иджтихада.
Иджтихад - толкование норм, которые либо плохо описаны в Коране и Сунне, либо вообще не содержатся в них, но необходимы для нормативного регулирования общественных отношений на основе религиозных правил. На его базе и формируется большинство норм, которые непосредственно регу-лируют общественные отношения. Мусульманские юристы считают, что муджтахиды не создают новое правило поведения, а лишь ищут решение, изначально содержащееся в шариате. Если его нет в точных предписаниях, то в его многозначных положениях или основополагающих принципах и це-лях. Все источники мусульманского права взаимосвязаны, они могут помочь регламентировать определенное поведение человека, если в Сунне это не оговаривается .
Таким образом, многие ученые считают, что основные источники му-сульманского права описывают лишь основополагающие моменты в религи-озной и светской жизни, которые при помощи конкретизации обретают юри-дические детали и становятся нормативными регуляторами общественных отношений. В процессе конкретизации могут возникать противоречия, кото-рые порой не совпадают с изначальными идеями о правильных отношениях между людьми.
Следующим одним из основных источников мусульманского права яв-ляется иджма. Иджма - единогласное мнение или решение лиц, обладающих авторитетом, насчет какого-либо вопроса. Наряду с Кораном и Сунной, ко-торые мы рассматривали ранее, она является авторитетным источником му-сульманского права. Она складывалась из различных схожих мнений по ре-лигиозным и правовым вопросам, которые высказывали сторонники Му-хаммада или впоследствии наиболее влиятельные мусульманские теологи-правоведы. Сущность данного источника права в основном заключалась в интерпретации текста Корана или Сунны. Также она могла создаваться при помощи формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухам-мадом. Со временем иджмы начали предусматривать самостоятельные пра-вила поведения и становиться обязательными для исполнения. Таким обра-зом, общеобязательные правила поведения могли не соответствовать изна-чальным предписаниям мусульманского права, так как мнения по правовым и религиозным вопросам могли не совпадать между собой.
Рассмотрев особенности источников мусульманского права, можно по-нять, что исламский терроризм, хоть и опирается на предписания ислама, но не связан с сущностью религии. Его представители могут обосновывать свои действия предписаниями мусульманского права, т.к. в его источниках воз-можно содержание противоречий, которые каждый может трактовать в соот-ветствии со своими интересами и целями, однако стоит помнить, что истин-ные каноны ислама отрицают экстремизм, категоричность и насилие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воткин В.А. Теория государства и права. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 645 с.
2. Гржеляк А.А. К вопросу о включении в европейскую правовую систему норм мусульманского права // Colloquium–journal. – 2020. – № 1–10 (53). – С. 87–88.
3. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). – М., 1967. –496 с.
4. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1988. –495 с.
5. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве. – М.: Издательский дом Ансар, 1999. – 429 с.
6. Малашенко А.В. Ислам в современной России. – М.: Издатель-ство Наука, 1999. – 219 с.
7. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII —XV веках. – Л.: Изда-тельство Ленинградского университета, 1966. – 347 с.
8. Прозорова С. М. Ислам. Исторические очерки. – М. : Наука, 1991. –224 с.
9. Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 545 с.
10. Ромашов Р.А. Теория государства и права: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 571 с.
11. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и прак-тики. – М., 1986. –80 с.
12. Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. – М.: Издательство Наука, 1976. – 565 с.
13. Федосов И.В. Мусульманское право и влияние ислама на светское право в исторической ретроспекции и современности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – Т. 1. – № 2 (98). – С. 58–75.
14. Хади Палази Извращенный ислам: мемуары. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 433 с.
15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие для высших учебных заведений. – М. : Изд–во Юрист, 1997. – 944 с.
16. Юсупова Н. Ж. Основные принципы исламского права в укреп-лении семейных отношений. – Ташкент, 2005. – 10 с.