Фрагмент для ознакомления
2
Глава 40 Таможенного кодекса ЕАЭС определяет реэкспорт как таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, или продукция, полученная в результате переработки товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, вывозятся из этой территории без уплаты и (или) возврата уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, без применения мер нетарифного регулирования .
Согласно статистике ООН, под реэкспортом понимается экспорт иностранных товаров, которые ранее учитывались как импорт. Международный валютный фонд определяет реэкспорт как «вывоз иностранных товаров (произведенных в других странах и ранее ввезенных) из страны, в которую они были ввезены, без каких-либо существенных преобразований по сравнению с их первоначальным состоянием». С точки зрения таможенного законодательства реэкспорт считается таможенной процедурой, которая требует физического перемещения товаров через границу. Однако разнообразное определение реэкспорта создает проблемы в его статистическом учете. Голландская статистика показывает, что только треть фактических объемов реэкспорта страны отражена в статье реэкспорта .
Рис. 1. Виды реэкспорта в международной практике
В международной практике реэкспорт подразделяется на две основные группы: прямой реэкспорт и косвенный реэкспорт. Прямой реэкспорт относится к товарам, ввозимым на территорию страны резидента, а непрямой реэкспорт относится к товарам, отправляемым непосредственно третьей стороне без их ввоза на территорию страны резидента. Другой вид реэкспорта называется «комбинированным» реэкспортом, при котором производители распределяют продукцию в разные страны, где определенная часть продукции дешевле. Затем производитель импортирует все в виде компонентов или деталей для дальнейшей сборки, что снижает денежные потери.
В 1994 году государствами-участниками СНГ было подписано Соглашение о реэкспорте продукции и установлен порядок выдачи разрешений на реэкспорт товаров двойного назначения, что создало возможности для реэкспорта в Российскую Федерацию . Тарифные и нетарифные условия регулировались для обеспечения экономических стимулов. В Таможенном кодексе не указано количество товаров, которые могут быть реэкспортированы, но 15 позиций, таких как драгоценные металлы, оружие и рентгеновское оборудование, запрещены к свободной продаже. Чтобы иметь право на реэкспорт, продукт должен соответствовать определенным критериям, в том числе быть произведенным за границей, неиспользованным (за исключением случаев брака), документально подтвержденным и немодифицированным.
Когда ввозимые товары фактически реэкспортируются, они не декларируются как предназначенные исключительно для реэкспорта. Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со статьей 297 Таможенного кодекса Таможенного союза могут быть помещены только иностранные товары, находящиеся на территории Таможенного союза, и товары, выпущенные для внутреннего потребления, но возвращенные в связи с несовершением внешнеэкономической сделки. Если ввезенные товары возвращаются в связи с невыполнением условий договора поставки, они могут быть реэкспортированы при соблюдении определенных условий . К ним относятся годовой срок со дня, следующего за выпуском товаров для внутреннего потребления, представление документов в таможенный орган по перечню, установленному статьей 299 Таможенного кодекса Таможенного союза, обеспечение неиспользования товаров и в неизмененном виде, за исключением случаев, когда это необходимо для выявления дефектов, и наличия товаров, идентифицированных таможенным органом.
Если таможенная процедура реэкспорта не может быть применена, товары вывозятся в процедуре экспорта.
Согласно статье 298 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, предназначенные для реэкспорта, подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с главой 32, определяющей «Таможенный порядок таможенного транзита». Таможенный транзит в соответствии с пунктом 1 статьи 215 того же Кодекса представляет собой перемещение товаров, находящихся под таможенным контролем, через таможенную территорию ЕАЭС, в том числе государств, не являющихся членами, от таможни отправления до таможни назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов и с учетом запретов и ограничений, кроме мер, связанных с нетарифным и техническим регулированием.
Законодательные требования к перемещению товаров под таможенной процедурой реэкспорта установлены законодательством и детализированы статьей 290 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ. Согласно этой статье вывоз товаров, предназначенных для реэкспорта, вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС подлежит таможенному контролю в соответствии с процедурой таможенного транзита в соответствии с условиями и порядком, установленными главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза и главой 29 Федерального закона № 311-ФЗ.
Таким образом, реэкспорт – это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, или продукция, полученная в результате переработки товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, вывозятся из этой территории без уплаты и (или) возврата уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, без применения мер нетарифного регулирования.
1.2 Валютное регулирование реэкспортных операций
Валютный контроль реэкспортных операций, как правило, сводится к осуществлению валютного контроля безналичных расчетов (по данным внешнеторговым операциям), которые могут осуществляться в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации. Валютное законодательство в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле».
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом. Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки. При осуществлении такой сделки в целях правильного оформления необходимых документов настоятельно рекомендуют проконсультироваться в уполномоченном банке. В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может предоставить участнику внешнеэкономической сделки мотивированный отказ контроля операций.
В рамках действующего валютного законодательства имеется ряд преимуществ использования операций, применяя косвенный реэкспорт.
1) Отсутствие регламентированного пакета документов подтверждающих совершение сделки. Это означает, что для контроля данной сделки в банк должны быть предоставлены любые документы, подтверждающие совершенную операцию. Такими документами могут выступить: договор поставки; инвойс (счет, спецификация); товарная накладная по форме ТОРГ-12; акт выполненных работ; CMR (международная транспортная накладная). Валютные операции в рамках сделок между резидентами и нерезидентами, предусматривающих приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации осуществляются без оформления резидентами паспортов сделок в соответствии с положениями Инструкции Центрального Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
2) Не осуществляется контроль сроков исполнения контрактов со стороны органов валютного контроля, т.е. валютные контролеры не зафиксируют нарушение в случае несвоевременного зачисления валютной выручки согласно срокам, указанным в контракте, в связи с тем, что операции данного типа не подпадают под действие Закона о валютном регулировании.
3) Согласно ст. 2 Федерального Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ под внешнеторговой деятельностью следует понимать деятельности в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. К внешней торговле данная статья относит импорт и (или) экспорт товаров. К импортным операциям относят ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, а к экспортным вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Резюмируя вышеизложенное, требования статьи 19 Закона о валютном регулировании распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации. При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть норму Закона о валютном регулировании о зачислении денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары. Только если условиями внешнеторгового контракта предусмотрено, что продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом комиссий банков посредников, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым контрактом сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации не будет являться нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.03.2023).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.03.2023).
3. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт" // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.03.2023).
Специальная литература
4. Бекяшев, К. А. Таможенное право / К. А. Бекяшев. – М.: РТА, 2020. – 184 с.
5. Блинов, Н. М. Таможенный менеджмент / Н. М. Блинов. – РОИ РТА, 2015. – 120 с.
6. Васильев Р.И. Правовое регулирование таможенного контроля // Административное и муниципальное право. – 2015 – № 7. С.35 - 42.
7. Дмитриев В.В. Актуальные вопросы защиты таможенными органами прав на товарные знаки (по материалам арбитражной практики) // Таможенное дело. – 2015 – №1. С.7 - 12.
8. Кожан В.И. Реэкспорт как возможность реализации товара без ввоза в страну // Российское предпринимательство. – 2015. – 298 с.
9. Лазовский В. В. Развитие таможенного дела в России / В. В. Лазовский. – М.: Наука, 2016. – 343 с.
10. Махненко С.И., Дацко А.А. Государственное регулирование внешней торговли на современном этапе в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6-2 (76). С. 92-95.
11. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 2-е изд., испр.- К.: О-во "Знания". – 2015. – 128 с.
12. Тупицына Е.А. Понятие таможенных органов РФ, основные функции и характерные особенности таможенных органов РФ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 9 (37). С. 184-185.
13. Уланова О.И. Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона // Сурский вестник. 2021. № 2 (14). С. 97-100.
14. Шалышкина Е. Д. Исполнительное право: Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: , 2016. – 432 с.
15. Шашкина А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС // Вестник Российской таможенной академии. – 2014. – № 4. – С. 134.
Материалы судебной практики
16. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2010 г. N КА-А40/4416-10 по делу N А40-114200/09-2-618: http://www.garant.ru. (дата обращения 25.04.2023)