Фрагмент для ознакомления
2
Понятие общественного сознания было разработано К. Марксом и Ф. Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется ими в диалектическом соотношении с понятием социального бытия.
В "Немецкой идеологии" они анализируют происхождение и развитие общественного сознания, его связь с наиболее важными аспектами общественной жизни. Они отмечают, что сознание имеет социальное происхождение и выступает как осознание, с одной стороны, социальных отношений между людьми, а с другой - отношений между людьми и природой.[3]
Развитие сознания обусловлено ростом производительности и разделением труда, которое на определенном этапе становится разделением материальной и духовной деятельности. С этого момента общественное сознание приобретает относительную автономию.
Рожденный изначально на основе социального бытия, он включается как духовное средство в процесс труда и во все другие аспекты общественной жизни, становясь необходимой и существенной составляющей всей истории человечества.
Сознание сопровождает любую деятельность человека, являясь ее субъективным моментом. Маркс и Энгельс определили общественное сознание через отношение к общественному бытию, выделив две стороны их взаимодействия:
1) общественное сознание отражает общественное бытие,
2) общественное бытие определяет общественное сознание.
Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов, теорий, социальных чувств, привычек и нравов людей, которые отражают социальное бытие. Он существует в различных формах (политические и юридические взгляды, мораль, наука и философия, искусство и религия), является вторичным и определяется им.
Марксизм впервые дал научное объяснение всей истории идей, показав, что любое изменение общественного сознания в конечном итоге объясняется развитием материальной жизни общества.
Это проявляется в законе об определяющей роли социального бытия по отношению к общественному сознанию, который носит универсальный характер. Отражение социального бытия - сложный процесс, опосредованный множеством факторов. Он выражает определяющую роль различных сторон социального существования: экономики, классовых отношений и т. д.[2]
Общественное сознание - это сложное и многогранное образование. Его специфика и структура отличаются от материальных систем и не могут быть разделены на «части».
Критериями, позволяющими различать явления общественного сознания, являются:
1) что отражается,
2) Каким образом или в какой конкретной форме происходит отражение,
3) каков уровень отражения или знания объекта. Исходя из этих критериев, структуру общественного сознания можно рассматривать в двух основных аспектах: эпистемологическом и социологическом.
Существуют два противоположных подхода к решению проблемы относительной автономии общественного сознания. Представители исторического материализма выступают против вульгарного так называемого" экономического материализма", который отрицает относительную автономию общественного сознания, считая идею пассивной, автоматически следующей за изменениями в экономике.
Такой взгляд ведет к отрицанию активной и творческой роли сознания. С другой стороны, идеализм абсолютизирует автономию идей, провозглашая полную независимость общественного сознания от социального бытия.
Таким образом, развитие общественного сознания сводится к сыновству (последовательному соединению) идей, их простой передаче от одного мыслителя к другому, от одной эпохи к другой. Здесь идеи, взгляды, идеалы людей отрываются от их экономических условий, от классовой и национальной почвы.
Как отражение социального бытия, социальное сознание также обладает относительной автономией. Он проявляется в различных формах, среди которых можно выделить следующие:
1) преемственность и непрерывность духовного развития общества.
2) отставание общественного сознания от социального бытия,
3)опережение прогрессивными теориями существующей действительности,
4) обратное влияние идеологической надстройки на экономику и весь ход общественного развития. Сила и действенность общественных идей зависят от степени их распространения в массах. Чтобы идеи стали реальностью, они должны захватывать массы, возбуждать их, побуждать к действию.
Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь имеет место конструирование системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые, в свою очередь, формируются под влиянием многих факторов.
В процессе деятельности люди обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате формируются точки зрения, понимание, оценка явлений, общих для определенных социальных групп, а также общие интересы и цели. Они также влияют на сознание людей. Исходя из этого, получается, что индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с общественным сознанием.
Таким образом, даже Дюркгейм на рубеже XIX и XX веков отметил эту взаимосвязь: "внутри нас есть два сознания: одно содержит только состояния, характерные для каждого из нас и характеризующие нас, в то время как состояния, охватываемые вторым, разделяются всей группой.
Под общественным сознанием следует понимать совокупность идей, теорий, установок, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих социальное существование людей, условия их жизни.[4]
Существует три типа сознания, различающихся по его субъекту или носителю. К ним относятся индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителями этих видов являются, соответственно, индивид, определенная социальная группа и неорганизованная группа людей, объединенных одной идеей, одной целью.
Характеризуя структуру общественного сознания по степени и средствам реального мирового сознания, можно выделить уровни (повседневно-практический и научно-теоретический) и формы, которые различаются методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей [1].
Под повседневным сознанием понимается сознание масс людей, которое формируется в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в работе и повседневной жизни.
Он включает в себя: накопленный веками опыт профессиональной деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, спонтанное мировоззрение, основанное на фактах; повседневные нормы морали, обычаи, спонтанные представления об их положении, потребностях; Народное художественное творчество. Обыденное сознание не обладает глубиной рационального понимания, ясным сознанием, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня.
Оно ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной реальности.
Повседневное сознание очень близко к индивидуальному. Тем не менее, это массовое коллективное сознание, сформированное в сознании определенных групп. Определение массового сознания кажется довольно сложным. Это связано с тем, что на самом деле массовое сознание-очень сложное духовное и социальное явление.
Это совокупность психических, эпистемологических и социальных духовных образований духовного характера, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания.
Он выражает реальное состояние сознания широких масс людей со всеми его противоречиями, особенностями и различием составляющих, которые его наполняют.
Категорию "массовое сознание" можно рассматривать в тесной связи с категорией "общественное мнение" [1]. Общественное мнение - это суждение людей о фактах действительности, оценка состояния жизни в сферах экономики, политики, морали, науки, религии и т. д. в этих суждениях повседневный и эмпирический подход к событиям общественной жизни сочетается с теоретическим и научным подходом.
На уровне повседневного сознания развивается социальная психология, которая является одним из компонентов повседневного сознания. Он охватывает сферу социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, установок, которые формируются у разных социальных групп людей в условиях их повседневной жизни: на работе, в общении друг с другом.
Социальная психология представляет собой первую непосредственную степень отражения социального бытия.
Теоретическое сознание - это отражение сущностных связей и закономерностей реальности. Он стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологический.
Идеологические взгляды обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.
Разнообразие видов социальной и практической деятельности людей порождает разные способы духовного овладения реальностью. По этой причине можно выделить следующие формы общественного сознания
- политик,
- правовой,
- моральный,
- эстетический,
- религиозный или атеист,
- философский или научный.
Процесс дифференциации общественного сознания, появления новых структурных элементов продолжается и обусловлен объективным процессом дифференциации общественных отношений, потребностями развития общества.
Критериями разграничения форм общественного сознания являются [1]: общественное сознание манипуляция стереотипом
- объект размышления, особый аспект или аспект социального существования;
- методы, приемы и приемы отражения социального бытия;
- особенности возникновения и развития каждой из существующих форм
- социальные функции каждой из форм общественного сознания.
Все формы общественного сознания тесно взаимосвязаны и оказывают активное влияние друг на друга. В разные социальные эпохи их роль в обществе меняется.
Таким образом, получается, что практически любое общество, независимо от его размера, стабильности и степени интеграции, обладает особым сознанием. Историческая действительность, отражаясь в сознании людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальную психологию, национальные характеры и т. д. [5]
Они, в свою очередь, оказывают эффективное влияние на реальность [6]. Следовательно, его суть выражается в том, что общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, являющегося частью общества.
Показать больше