Фрагмент для ознакомления
2
Понятие творчества многими учеными трактуется в качестве процесса деятельности, создающего качественно новые материальные и духовные ценности или в виде итога создания объективно нового объекта труда. Основной критерий, отличающий творчество от производства, по мнению ученых, это уникальность его результата и никто, кроме автора объекта творчества, как правило, не может получить точно такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. В процессе творчества автор выражает в конечном продукте какие-то определенные стороны своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства [9]. И.Я. Лернер говорил по этому поводу следующее: «Творчеством ученика мы называем вид его деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта» [10].
Ученые выделяют признаки и критерии творческой деятельности: оригинальность, нестандартность, продуктивность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.[12]
Для раскрытия и развития творческих способностей нередко главную роль играет трудовая деятельность, возможность формирования высокого мастерства и высоких успехов в творчестве. Творческая деятельность, в отличие от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у обучающихся самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового продукта.
Для учителя технологии задача формирования творческой деятельности на уроке является относительно сложной, т.к. необходимо создать индивидуальные условия для каждого ученика для раскрытия его творческого потенциала. Чтобы процесс был эффективным необходимо приобщить обучающихся к творческой деятельности, привить интерес к творчеству, поиску новых идей, развить навыки созидания, самореализации.
В творческом процессе разрешаются поисково-творческие задачи, целью которых является развитие творческих способностей обучающихся. В связи с этим, если в процессе учебной работы формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности развивается общая способность искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению имеющейся ситуации, необычные способы достижения требуемого результата. [18].
Таким образом, при изучении учебного предмета у учащихся проявляется творческая активность. Результатом включения обучающихся в процесс творчества могут быть и новообразования личности, и её творческие способности. Развитие творческих способностей в полной мере соотносится с развитием творческой активности обучаемых. То есть творческое изменение ребенком окружающего мира находит отражении его внутренней среды, сознания, мышления, потребностей, мотивов. То есть творческая активность выступает как свойство личности, в которой проявляется индивидуальность школьника, и всегда связана со склонностями, интересами и непременно определяется потребностями обучаемого в том или ином виде деятельности. [22]
Эффективность процесса развития творческой активности зависит от уровней активности:
− репродуктивно-подражательная активность, при помощи нее опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень активности здесь ещё не достаточный;
− поисково-исполнительная активность - это высокий уровень деятельности, поскольку имеется у личности большая степень самостоятельности. На этом уровне не только нужно понять задачу, но и самому отыскать средства ее решения;
− творческая активность является высшим уровнем деятельности, так как сама задача может ставиться обучаемым, выбираются новые пути её выполнения [1].
Каждый уровень активности учащихся проявляется при выполнении деятельности, которая соответствует конкретным целям конкретного этапа процесса обучения школьников.
При формировании творческой деятельности на уроке не достаточно обращаться к индивидуальным творческим способностям и творческой активности отдельных учеников. Большую роль в данном вопросе играет коллективная работа.
При обучении технологии немаловажно развивать творче¬ское групповое мышление. Оно подразумевает формирование неожидан¬ного взгляда на сложившуюся ситуацию, требующую нестандартного решения, стремление к по¬ниманию коллег и заинтересованности в их идеях и предложениях. Коллективные формы работы способствуют воспитанию уважения к чужим мнениям и на¬стойчивостью в реализации собственных идей. Обучающиеся должны сознательно и планомерно исполь¬зовать приобретенные знания. Это требует от учеников самостоятельного мышления и самостоятельной деятельности. Они должны приобрести новую, еще не известную для них ответственность перед са¬мим собой, ответственность за собственное будущее.
Когда ученик самостоятельно решает задачу, отличную от тех, что уже решал, он находится в поиске. В результате приобретаются новые знания и умения, которые можно будет применить в повседневной жизни, формируется так называемая функциональная грамотность, имеющая прикладной практический характер. Такие оперативные знания значительно отличаются от пас¬сивного, классического обучения. Приобретаются умения проанализировать возможные варианты, четко сформу¬лировать задачу, само¬стоятельно обосновать, а позже отобрать оптимальное решение, формируются умения проводить доказательства и проверки, делать выво¬ды, объединять эти рассуж¬дения с практическими действиями. Это является обязательными условиями творческой деятельности на уроке.
Программа технологии предусматривает различные возможно¬сти развития и реализации творческого потенциала у каждого обучающегося. Особенно неограниченны эти возможности при использова¬нии в учебном процессе художественно-прикладных видов деко¬ративного искусства. Каждая из тем раздела «Декоративная отделка швейных изделий» дает поистине безгранич¬ные возможности развивать творческое начало ученика, фор¬мировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного при создании необходимых условий творческой деятельности на уроке.
Сохранение, восстановление и приумножение богатства народного декоративно-прикладного искусства является одной из более важнейших задач общества, которые определяются в современных документах об образовании, таких как Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрины образования В Российской Федерации», «Концепция преподавания дисциплины», «Федеральный государственный образовательный стандарт» и другие [8,15,20, 21].
Декоративное искусство является отражением исторического культурного наследия нашего народа, активно влияет на формирование личности, эстетического вкуса, творческой инициативности, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии. Декоративно-прикладное искусство способствует развитию творческой личности, так как именно в процессе работы над выполнением изделия дети и взрослые погружаются в творческую деятельность, познают основные законы композиции, цветоведения, понятия симметрии и ассиметрии, нюанса, акцента. Используя эти знания можно смело вносить изменения и дополнения в изделие в стиле декоративно-прикладного искусства, делать уникальный объект труда.
На уроках технологии отводится значительное количество времени для знакомства и изучения декоративно-прикладного искусства: вязание, вышивка, лоскутное шитье, аппликация, современные виды искусства.
Ярким и неповторимым явлением русской культуры является такой вид художественного ремесла, как вышивка. Богатые традиции русской культуры, мода на изделия с вышивкой, доступность и привлекательность материала, достаточно легкая технология изготовления, быстрота получения изделия – все это предпосылки для эффективного использования вышивки при обучении детей художественной обработке материалов.
Формирование творческой деятельности средствами вышивки на уроках технологии также возможно еще по ряду причин:
- объекты труда не требуют значительных материально-техни¬ческих затрат;
- задания, как правило, носят прикладной, утилитарный ха¬рактер и могут выполняться учениками для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;
- на этих работах может быть проявлена дифферен¬циация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;
- обучающиеся вправе по собственному усмотрению выбирать из-делия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала.
Эффективная работа по формированию творческой деятельности на уроках технологии средствами вышивки возможна при соблюдении определенных дидактических условиях, в том числе грамотном выборе форм и методов обучения. Данный вопрос рассмотрен в следующем параграфе.
1.2. Формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся средствами вышивки
Творческая деятельность в процессе обучения в образовательной организации формирует у обучающихся качества, которые в результате должны положительно отразиться на характере ребенка. Для формирования богатого внутреннего мира обучающихся следует отдавать предпочтение приемам и способам побуждения к активной творческой деятельности, раскрывающим перед ними привлекательное будущее преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Главное педагогическое требование, предъявляемое к процессу обучения, состоит в том, чтобы ни при каких ситуациях не подавлять индивидуальность школьника. Зачастую приходится сталкиваться с педагогическими ситуациями, когда обучающиеся, высказав догадку или предположение, не могут их обосновать с логической точки зрения. Однако, их следует поощрить за попытку воспользоваться интуицией и направить его на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. Для того, чтобы у обучающихся развивались творческие способности, нужно формировать у них уверенность в собственных силах, веру в способность разрешать творческие задачи, развивать воображение, не подавлять склонность к фантазированию.
Необходимо стимулировать стремление обучающихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, который не привык работать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Для формирования творческой деятельности на уроках технологии следует использовать различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.
- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
- воспроизводящий;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предваряет творческую, поэтому исключать ее в обучении нельзя, также как и чрезмерно увлекаться ею нельзя. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами. Он основывается на приобретении информации, которую обучающийся анализирует, затем самостоятельно прибегает к частично-поисковому методу. В процессе этого анализа рождаются проблемные ситуации, решение которых может привести к исследовательской деятельности.
На практике в работе наилучшим вариантом будет если методы обучения использовать в комплексе. Это повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс наиболее эффективным, а, следовательно, и приведет к использованию творческой деятельности на уроке.
В настоящее время определены эффективные методы, при использовании которых в определенной системе позволит сформировать творческую деятельность на уроке, развивать творческие способности учеников и пробуждать их интерес к труду.
Большое значение в технологическом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности обучающихся превалирует применение полученных знаний в решении практических работ и заданий. На первый план выходит принцип использования теории на практике. Этот метод реализовывает функцию углубления знаний и умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К. А. Категория субъекта в диалектико-материалистической методологии: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. (09.00.01) / АН СССР. Ин-т философии. - Москва, 1974. - 43 с.
2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся // Русский язык в школе – 2001. - № 6. – С. 21-25.
3. Бердяев Н. Смысл творчества. М.: Изд-во АСТ, 2018.
4. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14-21.
5. Выготский Л. В. Педагогическая психология //Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
6. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. АН СССР, Ин-т философии. - Москва : Наука, 1976. - 175 с.
7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. – 159 с.
8. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения: 28.04.2023)
9. Кусаинова А. А. Построение педагогического эксперимента по формированию творческих умений у учащихся 7 класса на уроке технологии по разделу «Декоративно-прикладное творчество» / А. А. Кусаинова. // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 64-68.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
11. Лосский Н.О. Характер русского народа.- М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
12. Новиков Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков. // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 838-840.
13. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
14. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М.: Наука, 1990.
15. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 30.04.2023)
16. Психология одаренности и творчества / Дружинин В. Н., Савенков А. И., Богоявленская Д. Б. и др. / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - 287 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Изд-во АСТ», 2020. – 790 с.
18. Сидоров О. В. Познавательная и творческая активность учителя технологического образования / О. В. Сидоров, Н. Н. Козинец, Л. В. Яковлева. Технологическое обучение школьников и профессиональное обучение в России и за рубежом: Сборник материалов 9 Международной научно-практической конференции (Новокузнецк 26–29 октября 2014 г.) / Под общ. ред. А. Н. Ростовцева — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2014. – С.121-126.
19. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
20. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 2107.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 30.04.2023)
21. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.04.2023)
22. Шадрин, А. С. Развитие творческой активности и технического мышления личности студентов технологического образования // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 561-564.
23. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.