Фрагмент для ознакомления
2
Профессия учителя имеет древнее происхождение. Роли педагога в прогрессивном развитии общества отводят большое значение ввиду того, что он осуществляет воспитание молодёжи, формирует ценности нового поколения, которому надлежит продолжать дело старшего, но уже согласно более высокому уровню развития общества. Это обуславливает мнение, что педагогом формируется будущее общества, будущее его науки и культуры. Закономерен тот факт, что во все эпохи таланливые деятели просвещения высоко оценивали значимость учителя в жизни общества.
Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - отмечал педагог Я.А. Коменский (1592-1670). Согласно мнению Я. Коласа (1882-1956), белорусского поэта, педагог сочетает в себе роль не только воспитателя, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.
Понятие учитель сравнительно недавно вошло в обиход. В русском языке появилось примерно два столетия назад и окончательно укоренилось столетие назад. Слово учитель обособилось в ряду раннее возникших понятий воспитатель, мастер, наставник, магистр, проповедник, святой отец. Учитель стало производным от глагола учить, что полтора века назад и ранее осуществляли святые отцы, прививая азы Веры и своего учения. Примерно сто пятьдесят лет назад задача воспитания и обучения детей отводилась семье. И только обеспеченным семьям удавалось нанимать гувернанток. Даже сегодня понятие «учитель» требует уточнения.
Значение роли учителя в контексте прогрессивного развития общества было определено русским педагогом К.Д. Ушинским (1823-1870), который отметил, что воспитатель, идущий в ногу с современным воспитанием, ощущает себя живым, деятельным членом могучего организма, который борется с невежеством и пороками человечества, являясь посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он представляет собой живое звено между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом основываются державы и им живут целые поколения».
УЧИ́ТЕЛЬ - согласно толковому словарю Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940), учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж. 1. (учители устар.). Лицо, которое занимается преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. || Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев. 2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин - великие учители социализма. 3. кого и чей. Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь.
УЧИТЕЛЬ (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 2012) — ныне одна из самых популярных общественных профессий, которая возникла как результат необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественного потенциала для содержания конкретных людей, реализующих эти задачи. Учитель одна из трех (наряду с профессией врач и строитель) стержневых для социума.
Роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Большой толковый словарь С.А. Кузнецова содержит следующую дефиницию: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь».
В мире есть широкий выбор профессий, но именно к деятельности педагога всегда предъявляются высокие требования. На самом деле именно учителя передают накопленный опыт, учителя влияют на развитие общества и его будущее. Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Далеко не все выпускники педагогических университетов решают работать учителем в школе. Не каждый может наладить контакт с учениками и их родителями. Не каждый может соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю.
Учитель сегодня – это состояние души, образ жизни. Школа, как правило, остро реагирует на перемены в обществе. Учитель - это ключевая фигура в школьном обучении. Изменения в обществе, изменения требований и концепции образования обуславливают изменение в учителе.
В наше время распространены фразы «новое поколение», «новая школа», «учебники нового поколения», следовательно, учитель также должен быть новым, соответствовать инновациям в образовательном пространстве.
С 1 сентября 2013 года начал действовать новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ему, значится, что педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».
С учетом выше сказанного, учитель – это человек, который постоянно совершенствуется как в предметной сфере, так и в овладении методическим инструментарием: приемами, формами, технологиями обучения. Теперь, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) внедряются в школьное пространство, на учителя возложена большая ответственность за создание условий для личностного развития обучающегося. Общество меняется, в соответствии с ФГОС терпит изменения характер педагогической деятельности.
В то время как раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания обучающимся, то сегодня учителю нужно научить школьников способам как осуществлять добычу знаний, формировать учебную деятельность и мышление своих воспитанников. Процесс обучения постоянно изменяется, что значит, что учителю нужно уметь адаптироваться в современных изменяющихся условиях. Мы имеем в виду эрудированного, увлечённого и умеющего увлекать своих воспитанников педагога. Осуществлять простую передачу знаний значительно легче, чем заинтересовать обучающегося, спроектировать образовательную среду ученика, мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску необходимых знаний. Деятельность учителя станет эффективной лишь в том случае, если педагог обладает достаточным уровнем профессиональной компетентности, обладает научно – теоретической и методической подготовкой, умеет диагностировать причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет спланированно организовать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Важно своевременно определить трудности учеников и оказать им необходимую помощь.
Современное обучение базируется на сотрудничестве, совместной деятельности педагога и ученика. Учитель и школьник в учебном процессе находятся на уровне партнеров. Современный урок содержит элементы активной работы обучающихся, в процессе которой ученик становится субъектов обучения. Задача учителя - создание позитивных условий для реализации образовательного процесса.
В качестве целевого компонента реализации ФГОС становится личностный результат. Большое внимание направлено на личность ребёнка и на протекающие с ним в процессе обучения изменения, а на багаж знаний, который копится за годы школьного образования. При этом степень успешности и своевременности развития отмеченных новообразований познавательной среды и характеристик личности находится в зависимости от активной позиции учителя. Сейчас век преобладания развивающихся информационных технологий. Ввиду появления новейших компьютерных технологий появилась возможность получать информацию и обогащать образовательный процесс. В наше время учитель уже не единственный источник знаний, как это было раньше.
Развитие современных технологий обусловило появление возможностей для самостоятельной творческой и исследовательской работы обучающихся. Чтобы получить необходимую информацию, обучающийся не встречает никаких препятствий. Однако современный компьютер, каким бы он ни был «навороченным», не сумеет научить ребёнка самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Эта роль отведена учителю.
Научить мыслительной деятельности, осуществлять интеллектуальное и нравственное формирование личности школьника – это все во власти учителя. Однако, даже если учитель методически грамотный и обладает энциклопедическими знаниями, его потенциал ничего не стоит, если он не испытывает искреннюю любовь к детям. Настоящему учителю известно, чем больше любви детям отдаёшь, тем больше её в ответ. Школа становится для большинства детей вторым домом, т.к. ребёнок проводит в ее стенах 9-11 лет. Родители должны осознавать значимость верного выбора школы, добиваясь того, чтобы школьный период жизни их ребёнка прошел в окружении внимательных, мудрых и достойных педагогов. За 11 лет учения каждый ребёнку приходится проходить несколько аттестаций: по окончании начальных классов, ОГЭ по окончании 9 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса.
Конечно, учителя стремятся осуществлять качественную подготовку своих воспитанников к экзаменам, так как имеет особую значимость для детей, их родителей и педагогического состава. Несмотря на то, что учителя переживают за результат аттестаций свои учеников, беспокоясь за уровень знаний, продемонстрированный ими, все же главная задача учителя – подготовить человека к реальной жизни, помочь стать ему ценным специалистом в будущей профессии, правильно исполнять свою социальную и семейную роль, стать достойным членом современного общества. Школе давно присвоен статус места для социализации, которое дает широкое поле для поиска себя, своей роли в социуме, место получения коммуникативных и социальных знаний. Без общества индивидуум априори не может достигнуть успеха и постичь счастья.
Отметим, что современному педагогу недостаточно знать содержание своей учебной дисциплины, умело применять современные методики, подкрепляя это все психолого-педагогической подготовкой. Необходим высокий уровень педагогического мастерства, культуры, хороший запас знаний и тяга к поиску и творчеству.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова/ М.: Академия, 2008.
2. Горохова, Ю. В. Изменение роли учителя в современной школе / Ю. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 528-530. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32759/ (дата обращения: 29.04.2023).
3. Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18666/ (дата обращения: 29.04.2023).
4. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
5. Калюжный А. А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. — № 3 (19). — М., ГУУ, 2006. — С. 59–63.
6. Коноплев В.В., Якимович Е.П. Сущность подготовки педагогов на современном этапе развития высшего образования в России // Мир педагогики и психологии. 2021. № 4. С. 105-109.
7. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.
8. Куликова А. А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С.81-93.
9. Максименко Ю. С. Образ учителя в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 3351–3355. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/970997.htm (Дата обращения: 17.04.2023)
10. Нестерова А.А. Образ учителя: от народной педагогики до профессионального стандарта // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obraz-uchitelya-ot-narodnoj-pedagogiki-do-professionalnogo-standarta.html (Дата обращения: 29.04.2023)
11. Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1092–1096.
12. Патрикеева, Э. Г. Имидж современного учителя глазами учеников / Э. Г. Патрикеева, А. А. Перцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1372-1374. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29712/ (дата обращения: 29.04.2023).
13. Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Москва, 2003.
14. Подерягин В. С. Какой учитель нужен школе? / [Текст] В. С. Подерягин // Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). — ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 360 с.
15. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Режим доступа: https://fgosvo.ru/docs/index/2/1 (Дата обращения: 29.04.2023)
16. Раушкина, А. В. Личность преподавателя в образовательном процессе / А. В. Раушкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12945/ (дата обращения: 29.04.2023).
17. Синельникова, Т. А. Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся / Т. А. Синельникова, К. М. Панюшкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6534/ (дата обращения: 05.05.2023).
18. Сурмина, О. А. Требования к личности и имиджу современного учителя / О. А. Сурмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67703/ (дата обращения: 29.04.2023).
19. Станченко, Е. Н. Профессиональная деятельность педагога в школе / Е. Н. Станченко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5461/ (дата обращения: 29.04.2023).
20. Шашауров Д.Л. Сущность понятия «имидж современного учителя» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.» 2015. № 2. С. 15-19.
21. Шумская, О. А. Каким должен быть современный учитель? / О. А. Шумская, И. Г. Придворева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14619/ (дата обращения: 29.04.2023).
22. Халилова, Х. М. Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы / Х. М. Халилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/160/ (дата обращения: 05.05.2023).
23. Яковлева Е. Л. Имидж и социальные роли // Политический маркетинг. — 2004. № 7 (76).
24. Янгирова Г.Ф. Влияние образов массовой культуры на формирование у детей 6-7 лет предпочитаемого образа учительницы // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 91-95
25. Сетевое издание UG.RU. Профессия педагога стала популярнее юридических специальностей / Учительская газета, № 8 от 22.02.2022 Режим доступа: https://ug.ru/professiya-pedagoga-stala-populyarnee-yuridicheskih-speczialnostej/
26. Сетевое издание UG.RU. Непростой пазл. Образ учителя складывался по крупицам / Учительская газета, № 12 от 22.03.2016