Фрагмент для ознакомления
2
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля слово налог помещено в гнездо к глаголу налагать, и интерпретируется таким образом: «Налог, подати, повинности деньгами или припасами, платежи, налагаемые на сословия, на торговлю, промыслы и прочее. Прямой налог, наложенный прямо на тех, кто его оплачивает, например подушное, гильдейские; косвенный – не налагается прямо на плательщиков, хотя они и не могут обойти его: налог на вино, на табак. Налог чрезвычайный, не текущий, а налагаемый по особому случаю, например войны». Вызывает интерес соотношение слов налог и налога, где под последним словом понимается «труд, тягость, тяжкая работа, напряженье, натуга; ... утесненье, гнет» [Цит по 11, с. 12].
На протяжении длительного периода времени развития общества, социума, в разных экономических школах господствовали свои представления о сущности налогов (рисунок 1).
Рис. 1 - Основные концепции о сущности налога
Так, в XIII в. итальянский философ Фома Аквинский впервые попытался обосновать признаки налога и установить принципы его взимания. Он понимал под налогом дозволенную и узаконенную форму государственного грабежа.
Французский философ-просветитель, историк и публицист Вольтер определяет сущность налога как плату каждого подданного частью своим имуществом с целью обеспечения охраны оставшейся его части и защиты общественного порядка. В этом общественном договоре отражается выгода для граждан, охраняющих посредством уплаты налогов свое имущество, жизнь и здоровье.
Один из основоположников экономической теории как науки шотландский экономист Адам Смит определяет налоги как источник государственного дохода, которые не связаны с удовлетворением экономических потребностей общества, поскольку обслуживают непроизводительные расходы. Он признает налоговые обязательства как справедливую плату за государственные услуги в контексте теории общественного и фискального договора. В соответствии с этим договором государство отдает всю экономику капиталистам, а часть принадлежащей им прибыли через представителей в законодательных органах они направляют в казну виде налогов и пошлин с целью обеспечения государственных расходов, включая «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти» [18, с. 107]. Смит опроверг высказывание Аквинского и отметил, что налоги, для тех, кто их уплачивает, являются признаком свободы, а не грабежа.
Классик политической экономии Давид Рикардо создает теорию налогов связанную с теорией ренты и заработной платы. Он придерживался точки зрения, что налоги – это часть продукта земли и оплаты труда, которая уплачивается либо из дохода страны, либо из капитала и в конечном итоге поступает в государственную казну.
Швейцарский экономист и историк Симонд де Сисмонди сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой граждане, уплачивая налоги получают ни что иное как наслаждение посредством общественного порядка, правосудия, развития личности, охраны собственности, получения образования и др. Он определял налог как «страховую премию» или аванс части своего имущества граждан в пользу государства.
Русский экономист и публицист Николай Иванович Тургенев отмечал, что налоги должны быть не обременительными, но добровольными взносами граждан для государственных нужд и соразмерны полученным доходам.
Британский экономист и политический деятель Джон Стюарт Милль определил принцип относительного равенства при уплате налога, чтобы оставаться в том же самом хозяйственном положении, в котором он пребывал до его уплаты. Налог, по его мнению, должен представлять для каждого гражданина одинаковую жертву или равную ценность.
Классики марксизма в теории и в практике налогообложения определяли понятие налога сугубо политическими целями для свержения капиталистического строя. Немецкий философ, экономист, писатель, лингвист и общественный деятель Карл Маркс видел в налогах «экономически выраженное существование государства [14, с. 606]. Чиновники и поэты, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские ... – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах». Он отмечал, что «налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией ...». Маркс интерпретировал налог как «это источник жизни для бюрократии, армии, попов и двора – словом, для всего аппарата исполнительной власти. Сильное правительство и высокий налог – тождественные понятия...» [Цит по 16, с. 98].
Основоположник неоклассического направления в экономической науке Альфред Маршалл говорил о налогах как о регуляторе экономических процессов. Он предлагал снизить налоговые ставки, предоставить налоговые льготы корпорациям, сократить государственные расходы, что в конечном итоге должно способствовать значительному экономическому росту.
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику и выделял главный рычаг ее регулирования и развития – это налоги. Они рассматривались в качестве инструмента макроэкономической стабильности наряду с такими показателями как национальный доход, фонды накопления и потребления.
1.2. Признаки и функции налога
Налог представляет собой сложное социально-экономическое явление и является одновременно экономической и юридической категорией. В свою очередь, как экономическая категория, налог имеет ряд признаков, наличие которых говорит о том, что то или иное изъятие денежных средств у налогоплательщиков является таким непосредственно (рисунок 2).
Рис. 2 - Признаки налога
Признак императивности (обязательности) заключается в безусловной правовой обязанности налогоплательщика полной и своевременной уплаты налогов и сборов.
Индивидуальная безвозмездность – это признак налога, при котором лицо, признаваемое налогоплательщиком, не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от различных государственных структур и органов муниципальных образований [12, с. 27].
Признак законности заключается в установлении порядка начисления и уплаты налога на законодательном уровне.
Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства и органов муниципальных образований связан с формированием доходной составляющей бюджетов различных уровней для решения внутренних (образование, медицина, культура, здравоохранение, транспорт, связи национальная экономика, оборона и безопасность и др.) и внешних (дипломатические отношения, международные обязательства и др.) государственных задач.
Признак абстрактности заключается в том, что налоги в виде доходов поступают в бюджет государства и переопределяются по основным видам расходов.
Признак относительной регулярности уплаты налога связан с периодичностью взимания (установления периода уплаты) в установленные на законодательном уровне сроки.
На сегодняшний день в налоговом законодательстве нет четкого определения налога. Статья 8 Налогового кодекса РФ [2] дает понятия налога как «платеж».Ведь само понятие платежа подразумевает возмездную плату за товар (работу или услугу). Но с учетом признаков императивности и безвозвратности, предлагается откорректировать понятие налога как «взнос», вносимый в бюджеты разных уровней для финансового обеспечения деятельности государства и органов муниципальных образований [7, с. 65].
Первоочередная задача налоговой политики – это повышение налоговых доходов в систему бюджета РФ, так как степень собираемости налогов и сборов является недостаточно высокой, особенно в бюджетах регионов и местных бюджетах.
Налогоплательщики нацелены на снижение бремени налогов, что снижает уровень собираемости. Иногда субъекты налогообложения понимают двусмысленные нормы закона в свою пользу и снижают нагрузку налогами. Неправильное понимание налогового законодательства может привести к уплате штрафов и санкций.
Меры налоговой политики нацелены также на улучшение налогового администрирования, на эффективность контрольной работы органов налоговой сферы. Контроль же в данной сфере - важный фактор результативной работы налоговой системы страны.
При помощи реализации эффективного контроля в данной сфере можно своевременно и полно обеспечить поступление налогов в бюджет нашей страны.
Налоговый контроль представляет собой совокупность мероприятий с целью проверки соответствия законности, эффективности функционирования органов налоговой сферы в создании денежных фондов всех уровней власти государства в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения поступлений налогов в бюджеты, улучшению налоговой дисциплины среди налоговых поступлений в бюджеты, соблюдению налогоплательщиками законодательства в сфере налогов [15, с. 191]
Для увеличения роль федеральных налогов и сборов разумно реализовывать мероприятия в сфере налогового администрирования, что даст высокий уровень исполнения показателей бюджета федеральных налогов и сборов.
Регулирующая функция налогов направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. Классические принципы налогообложения, предложенные Адамом Смитом, однако, не рассматривают возможность использования налогов вне фискальной функции. При этом указывается, что налоги на предметы роскоши задерживают развитие некоторых отраслей промышленности, налоги на импорт способствуют активизации деятельности контрабандистов, налоги на предметы потребления меняют конфигурацию отечественной промышленности и вектор ее развития.
В кейнсианской концепции регулирующая функция налогов рассматривается как основная. Снижение налогов приводит к сокращению изъятия части доходов домохозяйств и способствует росту потребления, стимулируя рост равновесного валового продукта. Таким образом, регулирующая функция налогов предусматривает их увеличение (рост налогового бремени) как инструмент сдерживания, и снижение налогов как средство стимулирования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 03.05.2023)
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 03.05.2023
Статьи, монографии
3) Бруснева А. Проблемы финансового регулирования экономики в РФ на современном этапе // Финансово-экономические проблемы региональной экономики.2021. – С. 20-25
4) Василенко С.С. Мероприятия, направленные на совершенствование налоговой политики РФ//В сборнике: V Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современных научных исследований: теория и практика». Сборник научных трудов студентов. 2021. С. 111-115
5) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2020.
6) Ершов М., Некоторые противоречия федерального бюджета на 2019-2021 гг. // Экономист. — 2019. — № 5. — С. 38-40
7) Зарук Н.Ф. Налоги и налогообложение / Н.Ф. Зарук, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова, А. Носов. - М.: Инфра-М, 2021.
8) Каледин, С. В. Особенности взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политики государства // Вестник Академии энциклопедических наук. – 2019. – No3 (36). – С. 5-10
9) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2020.
10) Королев Г.А. Основные аспекты налоговой политики Европейского Союза// Международное право и международные организации. 2022. С. 312-320
11) Крючков А.Н. К вопросу о сущности налога//НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. 2019. № 2. С. 12-15
12) Крючков А.Н. Проблемы налоговой системы в контексте развития малого бизнеса //Экономика будущего и новые технологии управления: Междунар. научн.-практ. конф., Москва, 30 мая 2018 г.: сб. материалов. – М.: Научный центр «НАУКА ПЛЮС», Университетская книга, 2018. – С. 27-30
13) Кузнецов Л. Д. Принципиальные отличия и сходства налоговых систем России и США//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА. 2018. № 3. С. 39-45
14) Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Том I. – М.: Эксмо, 2019. – 1200 с.
15) Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2019.
16) Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата. Углублѐнный курс. 6-е издание, перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 336 с.
17) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2020.
18) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов; [пер. с англ. П. Клюкина] – М.: Эксмо, 2019. – 1056 с.
19) Титов Г. А., Система органов бюджетного администрирования, пределы их компетенции // Финансовое право. — 2022. — № 10. — С. 36-40
20) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и кредит. – 2021. - N20. – с.37-40