Фрагмент для ознакомления
2
Национальная безопасность включает все сферы безопасности государства, в том числе военную, экономическую, военно-экономическую, военно-промышленную, энергетическую, продовольственную.
Исходя из анализа выполненных исследований, военно-экономическая безопасность характеризует состояние военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), их способность к устойчивому функционированию в условиях внешних и внутренних угроз.
Это не пассивное описание состояния Вооруженных Сил и военной экономики, а активная деятельность важнейших механизмов противодействия существующим угрозам и рискам (военным, политическим, экономическим, технологическим и др.) на различных уровнях (макро, мезо, микро), в том числе в боевых и обеспечивающих системах, отраслях промышленности и предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) .
Например, при выборе механизмов и инструментов макроэкономического регулирования военно-экономической безопасности необходимо учитывать эффективность их влияния на решение комплекса экономических проблем, с одновременной реализацией эффективной государственной политики по ключевым направлениям развития ОПК.
Доля отраслей ОПК в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции достигает по авиационной технике, гражданскому космосу, оптическому приборостроению, изделиям электронной техники, промышленным взрывчатым веществам 100 %; судостроению, радиоэлектронной аппаратуре – 90 %; средствам связи – 70 %; сложной медицинской технике – 60 %; высокотехнологичному оборудованию для ТЭК – 30 %.
Развитие ОПК должно осуществляться по пути его превращения в высокотехнологичный многопрофильный комплекс, включающий крупные конкурентоспособные компании. Перспективным организационным решением является интеграция предприятий ОПК в холдинги, что ведет к увеличению количества акционерных обществ и уменьшению числа федеральных государственных унитарных предприятий. По ряду направлений деятельности создаются казенные предприятия.
Несмотря на то, что отечественный ОПК обладает развитой отраслевой наукой, не имеющими аналогов в мире конструкторскими разработками, уникальной школой НИОКР, а также высоким экспортным потенциалом, в отрасли имеется целый ряд нерешенных вопросов и проблем, требующих как немедленных решений, так и научно-методических разработок в области военно-экономической безопасности:
разрыв производственно-кооперационных цепей поставок;
устаревание (утрата) ключевых технологий;
финансовая несостоятельность (около 30 % предприятий ОПК);
инвестиции в НИОКР (в 10 раз ниже, чем в развитых странах);
низкая фондов вооруженность работников (в 2–3 раза ниже, чем в развитых странах);
износ ОПФ (более половины станочного парка на многих предприятиях изношено на 100 %);
острый дефицит высококвалифицированных кадров;
высокозатратность производства и недозагрузка производственных мощностей;
низкая производительность труда .
На сегодняшний день реформы ОПК не позволили решить данные проблемы. В целях сохранения производственного потенциала реализуется два направления: экспорт вооружений и конверсия. При этом конверсионный механизм требует значительного повышения эффективности, а сильная зависимость от зарубежных заказов и политической конъюнктуры может значительно влиять на стабильность ОПК.
Существующие проблемы определяют внешние и внутренние угрозы, а также требования к состоянию и пороговым значениям военно-экономической безопасности ОПК.
Предельное значение показателя угрозы характеризует вероятность потери субъектом ОПК своего статуса, структуры, действенности. Противоположным показателем выступает предельный показатель военно-экономической безопасности. Следовательно, для ее оценки необходима система критериев и показателей, характеризующая способность ОПК противостоять проявлениям соответствующих угроз.
Согласно определенным критериям формируются мероприятия обеспечения военно-экономической безопасности, которые характеризуют направления развития ОПК для повышения его способности противостоять существующим угрозам .
1.2 Компоненты военно-экономической безопасности
В результате анализа установлено, что в современных экономических условиях к таким направлениям следует отнести:
перевод от экспортно-сырьевой модели на инновационный путь развития;
модернизацию основных фондов и ликвидацию их технологического отставания;
обеспечение необходимой степени независимости от импорта наукоемких изделий.
Вместе с тем, эти важнейшие направления требуют постоянного внимания, прежде всего в области их дальнейших научных исследований и совершенствования механизмов государственного регулирования военно-экономической безопасности ОПК. От надежности выбранных мероприятий ее обеспечения, их прозрачности и убедительности зависит повышение технологичности, конкурентоспособности и качества основных видов продукции ОПК.
Одним из основных направлений обеспечения военно-экономической безопасности является формирование приоритетных инновационных проектов, в каждой из базовых отраслей ОПК с участием федеральных органов и компаний-заказчиков, так как последние годы разработка, производство и закупка высокотехнологичной продукции на 80–95 % осуществлялось за рубежом. Это, прежде всего, – вооружение, военная и специальная техника (ВВСТ), воздушные, морские и речные суда, металлоемкие изделия транспортного и энергетического машиностроения, специальные металлоконструкции, сборные сооружения и крупногабаритное оборудование, строительная и другая техника – для топливно-энергетического комплекса, оснащения терминалов, портов, а также для производственно-логистических комплексов системы материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных Сил Российской Федерации .
Другим направлением обеспечения военно-экономической безопасности ОПК может стать тщательный анализ и контроль со стороны государственных органов всех крупных долгосрочных контрактов российских компаний на закупку за рубежом в ближайшие 5–6 лет металлоемких изделий, конструкций, высокотехнологичного оборудования и приборов, а также целесообразность внесения корректировки в двусторонние контракты, предусмотрев изготовление до 2025 года не менее 50 % от общего объема предполагаемых закупок этих изделий в России, а также на территории Белоруссии и Казахстана.
Корректировка таких контрактов, закупка патентов, лицензий и организация производства высокотехнологичной продукции на предприятиях ОПК должны осуществляться при максимальном содействии со стороны государства – так как это самый реальный путь решения сложнейшей программы импортозамещения. Кроме того, в эти контракты целесообразно включить и другие дополнительные условия – о поставках из России ряда материалов и изделий для комплектации продукции, изготавливаемой за рубежом по заказам российских компаний.
Эффективным направлением обеспечения военно-экономической безопасности должен стать созданный прозрачный для контроля уполномоченными органами и гражданским обществом механизм реальной поддержки государством приоритетных инвестиционных проектов обновления технологий и фондов ОПК для обеспечения производства высокотехнологичной продукции, предназначенной для переоснащения военной организации, так как новую и конкурентоспособную продукцию для обеспечения обороноспособности государства на старых фондах эффективно изготавливать невозможно. Поэтому в проектах федеральных законов о бюджете Российской Федерации должны находить отражение затраты государства на реализацию в ОПК приоритетных проектов развития производства инновационной высокотехнологичной продукции .
Необходимо также предусмотреть создание системы государственного заказа на отбор и подготовку высококвалифицированных кадров (рабочих и специалистов) для всех отраслей и предприятий ОПК. Нормативными документами необходимо предусмотреть правовой механизм привлечения бюджетного и внебюджетного финансирования для обеспечения современного профессионального образования (среднего и высшего), подготовки и повышения квалификации инженерных кадров по направлениям и специальностям, обеспечивающим разработку, производство, управление и эксплуатацию средств и систем обеспечения безопасности, которые будут особо востребованы ОПК в период 2020–2030 гг.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алепко, А. В. История вооруженных сил России: служба охраны границ (IX-XX вв.) : учебное пособие для вузов / А. В. Алепко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 379 с.
2. Бабурина, О. Н. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / О. Н. Бабурина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 316 с.
3. Белый, Е. М. Введение в специальность: экономическая безопасность : учебное пособие для вузов / Е. М. Белый. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 148 с.
4. Беляков, Г. И. Гражданская оборона : учебник для вузов / Г. И. Беляков. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 158 с.
5. Валько, Д. В. Экономическая безопасность : учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 150 с.
6. Вербицкая, Т. В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Т. В. Вербицкая. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 196 с.
7. Вершилов, С. А. Политология и военное дело : учебное пособие для вузов / С. А. Вершилов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 150 с.
8. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления : учебное пособие для вузов / под редакцией Ю. Н. Туганова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 186 с.
9. Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 334 с.
10. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.
11. Лихолетов, В. В. Экономическая безопасность инновационной политики : учебное пособие для вузов / В. В. Лихолетов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 202 с.
12. Лихолетов, В. В. Стратегические аспекты экономической безопасности : учебное пособие для вузов / В. В. Лихолетов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
13. Меркулова, Е. Ю. Общая экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Меркулова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 525 с.
14. Пименов, Н. А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности : учебник и практикум для вузов / Н. А. Пименов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 353 с.
15. Правовое обеспечение национальной безопасности : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Туганова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 191 с.
16. Сергеев, А. А. Экономическая безопасность предприятия : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 275 с.
17. Туганов, Ю. Н. Военная администрация : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов, С. И. Журавлев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 197 с.
18. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 725 с.
19. Федотова, Ю. Г. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. Г. Федотова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 321 с.
20. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 340 с.