Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы провести исследование функций права, необходимо узнать, что же из себя представляет «право».
Слово «право» обладает многими значениями, имеет богатое разностороннее наполнение.
Во-первых, его используют в общем социальном смысле (моральное право и право народов), в рамках которого речь ведется про культурные, нравственные, политические и иные возможности в поведении субъектов. Например, моральное право руководить коллективом, поступать по совести, изменить из-за моды собственный внешний вид, право участника общественного объединения.
Во-вторых, с помощью этого термина предусматривается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В таком случае это право называют субъективным, принадлежащим личности и прямо зависящим от его воли и желания. Например, право обратиться в суд за защитой, право на образование, труд.
В-третьих, под правом понимается юридический инструмент, связанный с государством и включающий в себя целую систему отраслей, институтов, норм. Это называется объективным правом, куда следует отнести конституцию, законы, нормативные договоры, а также правовые обычаи.
Таким образом, определение «право» обладает столькими же значениями, сколько его правовая природа и содержание. Перед правом шел обычай, формируемый обществом и принимавший во внимание религиозные, моральные и другие взгляды его участников. Близки к нему находится естественное право, проистекающее из природной сущности человека, всеобщих моральных принципов.
Именно благодаря его естественной природе он получил обширное распространение по всей земле, без ограничений по времени и территории. Данное право признается неизменным и вечным, так же, как неизменны разум человека и его природа.
Это вечные принципы прав и свобод человека: собственность, свобода, семья, равенство, безопасность. Именно о соблюдении этих положений заботиться каждая политическая организация, в том числе и государство.
Весьма четким считается понятие права из наименований исторических правовых актов, например, в памятниках древнерусского права – «Русская Правда» и «Правда Ярослава» - в этих актах предусмотрено желание дойти до справедливости, правды, честного суда. На Востоке многих служителей правосудия называли мудрецами, что предопределили не только обычаи, но житейская мудрость.
Право – это событие культуры. Можно прийти к предположению, что его миссия в этом качестве состоит в том, что его главная цель – фиксация в правовой форме духовных ценностей и достижений, накапливаемых человечеством: права человека, мораль, демократия, справедливость, житейский опыт, милосердие, т.е. быть правовым, стабилизирующим механизмом.
Право – это понятие, которое находится над временем и над государством. Мы можем вести речь о праве в период рабовладельческого строя, о французском праве период Наполеона, о праве фашистской Германии. Необходимо принимать во внимание базовые представления о справедливости, морали, добре и зле, корректно расценивая их с позиции права. Совместно с эволюцией цивилизации человека происходит и эволюция права.
Юридическое право – это обычай, санкционированным государством и выраженный в законах, официальной форме, охраняется и признается государством.
Обычаи формируется вследствие общественного развития человечества, юридическое право создается при помощи государства, или иными общественными объединениями и под контролем государства. Например, на Востоке Коране не только выступает в качестве религиозной книги, но и является правовым источником.
В отечественном правовой литературе на современном этапе, в том числе в учебниках по теории государства и права, при освещении вопроса о понятии права часто говорится о неравенстве закона и права. Между тем, под законодательством понимаются нормы, установленные государством, т.е. то же позитивное право. Неравенство права и закона в большей мере можно объяснить тем, что законы, установленные государством, могут не отражать сущности права. Если закон предусматривает произвол или не основан на естественном праве, он не может быть правовым. Правом могут признаваться только правовые законы.
Данный подход к оценке позитивного права заслуживает одобрения в связи с тем, что истинное право является естественным правом. Это право, идущее от природы человеческого бытия, право, отражающее настоящую свободу человека.
Право – это общественный институт, обладающий собственной правовой природой. Отличительная особенность права состоит в его характерных чертах, имеющихся в вышеизложенном определении. Эти признаки заключаются в следующем:
1) право обладает волевым характером, т.к. оно является проявлением сознания и воли человека, но не любой воли, а главным образом, государственно выраженной воли социальных классов, групп, элит и многих участников общества;
2) общеобязательность, в чем состоит государственная независимость, предполагается, что выше официальной и публичной власти в обществе просто нет и не может быть ничего и что все принимаемые юридические нормы распространяются на обширный перечень субъектов;
3) нормативность права заключается в том, что оно, главным образом, включает в себя нормы, т.е. общие правила поведения, регламентирующие значительный круг общественных отношений;
4) связь государством состоит в том, что право в значительной мере принимается, применяется и подлежит обеспечению государственной властью. Государство для того и осуществляет собственную деятельность, чтобы гарантировать соблюдение исполнения норм права;
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права обладают внешне установленной письменной формой, должны быть объективно определены, воплощены вовне;
6) системность права заключается в том, что оно представляет из себя не только систему норм права, а внутренне упорядоченный механизм, где каждый компонент имеет свое место и играет главную роль, где предписания права связаны между собой, расположены в определенной иерархическом порядке, группируются по отраслям и институтам.
Сущность права – это весьма многогранное понятие. Ее не так легко определить, по этой причине исключительно методически при изучении сущности права необходимо принимать во внимание две стороны – формальную и содержательную.
С формальной позиции право по своей природе – это, главным образом, регулятор и стимулятор общественных отношений. Между тем, при анализе юридической сущности ограничиваться данным аспектом не стоит, т.к. право в разные стадии собственного развития и в различных государствах будет тождественным по собственной сущности, и мы никогда не сможем познать юридическую сущность общества. Например, рабовладельческое право в период Древнего Рима, и право, которое действует сейчас в Италии, далеко не тождественны по собственной сущности.
По этой причине следует обратиться к его содержательной стороне, предоставляющей возможность ответить на вопросы: чьи интересы, в первую очередь, обслуживает данный регулятор, какие функции осуществляются в приоритетном порядке.
История и социальная практика отчетливо показывают, что право может быть использовано в различных целях в качестве способа первостепенного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, социальных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.
С учетом этого, можно выразить и подходы к сущности права. Хронологически первым признается классовый подход, в рамках которого предусматривается система норм права, которые гарантированы государства, отражающие возведенную в закон государственную волю.
Имеется также общий социальный подход, который изучает право как
выражение компромисса между разными общественными слоями, классами и группами.
Наряду с этим главными следует выделить религиозный, расовый, этнический и иные подходы к сущности права, в рамках которых интересам будет отведено доминирующее положение в законодательстве, правоприменительной практике, правовых обычаях.
Раскрыть предназначение права для общества, и установить его сущность, предназначена категория «ценность права», под которой понимается способность права выступать в качестве способа для удовлетворения справедливых и прогрессивных интересов общества и каждой конкретной личности.
Ценность права заключается в том, что оно, главным образом, является способом:
- регламентирования общественных отношений;
- защиты общественного строя;
- обновления общества, фактором его прогресса;
- решения глобальных проблем человечества;
- установления меры свободы личности в обществе;
- установления нравственных основ в жизни общества, формирования цивилизованной правовой культуры, инструментов воспитания общества.
Исходя из всего вышеизложенного, принимая во внимание позиции в современной отечественной и зарубежной литературе, можно выразить следующий термин права, разделяемый многими исследователями-правоведами, как в теории, так и практике.
Таким образом, можем прийти к выводу, что право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, отражающих идеи гуманизма, свободы, нравственности, справедливости, прав человека, предназначенных осуществлять регулирование поведения человека для стабильного функционирования и развития общества.
Показать больше