Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня феномен агрессии и агрессивного поведения не теряют актуальность в научной литературе. Эти понятия рассматривали философы, педагоги и психологи. До начала 21 века под агрессивными поведением понимали, как доброжелательное, так и враждебное поведение. Уже позже данное понятие видоизменялось и приобрело более узкий смысл. Однако, и на сегодняшний день феномен агрессии и агрессивности имеют множество определений и разными авторами описаны по-разному. Обратимся к основным понятиям отечественных и зарубежных исследователей.
Разные психологические школы дают разное определения понятию агрессия, однако, практически все авторы трактуют его как склонность к причинению другим морального и физического ущерба [17].
Термин агрессия происходит от латинского «agressio», что трактуется как нападение или приступ. Под агрессией понимают мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существующих в обществе людей, которое наносит вред объекту нападения (одушевленным неодушевленным). Агрессия приносит физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.) [12].
Зарубежные авторы рассматривают агрессию как целенаправленное причинение вреда или ущерба другому человеку или живому существу, которое имеет все основания избегать подобного с собой обращения (Е.Ю. Брель, Р. Бэрон, А. Басс, Л. Берковиц, Г. Фешбах, Д. Коннор и др.).
Е. Ю. Брель в своих трудах писала о том, что агрессия характеризуется сильной активностью, стремлением самоутвердиться, внутренней силой, которая дает человеку возможность противостоять внешним силам [7].
Р. Бэрон понимает под агрессией акт и реакцию враждебности, разрушения, которые характеризуются проявлением силы для нанесения вреда или ущерба другому человеку, объекту или обществу в целом [8].
Свое определения агрессии дал и А. Басс. Он писал, что агрессия – это любое поведение, которое содержит в себе угрозу и наносит ущерб другому [5].
Л. Берковиц и Г. Фешбах предложили свое определение. Агрессивное поведение должно включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [6].
Д. Коннор же ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [18].
Под агрессивностью понимают готовность субъекта к агрессивному поведению, что является устойчивой чертой. Уровни агрессивности определяют с одной стороны – научением в процессе социализации, а с другой – ориентация на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности.
Л. Берковищ в своих трудах понимал под агрессивностью вполне устойчивою черту, которая характеризуется готовностью реагировать агрессивно во многих различных обстоятельствах и ситуациях. Агрессивность характеризуется кратковременностью. С точки зрения Берковища целесообразно рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению [6].
Среди отечественных исследователей популярно мнение, что агрессия – это поведение, которое имеет отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Они рассматривает агрессивность как свойство человека, а состояние агрессии – это эмоциональное сторона агрессии (А.В. Нефедова, А.А. Реан, В.Г. Крысько и др.).
А. В. Нефедова дает следующее определение понятию агрессивность – это свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию, когда возникает фрустрирующая или/и конфликтная ситуация.
Под агрессивным действием понимает проявление агрессии в рамках ситуативной реакции. Если такие действия регулярно повторяются, то в таком случае мы имеем дело с агрессивным поведением. Агрессия же – это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [25].
А. А. Реан также склонна думать, что агрессия не что иное как намеренное поведение по причинению ущерба другому человеку, группе людей или животному [26].
В свою очередь В. Г. Крысько рассматривает агрессивность как форму социального поведения. Ключевое место в ее теории принадлежит понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. В ситуации, когда нормы соблюдаются – это поведение не считается агрессивным, независимо от степени губительности последствий такого поведения [19].
Автор выделяет два условия, при которых поведение можно рассматривать как агрессивное. Первое – губительные для жертвы последствия. Второе – нарушение норм поведения.
Агрессивность – это свойство личности, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Перейдем к рассмотрению видов агрессии и агрессивности. Агрессия имеет следующие характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии – это причинение страданий и вреда жертве, а также способ достижения иных целей [2].
Исследователи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии: физическая агрессия, раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная агрессия (угрозы, крики), косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки), негативизм (оппозиционная манера поведения) [5].
Зарубежный психолог Эрих Фромм выделил два вида агрессии: «доброкачественную» и «злокачественную». Доброкачественная проявляется в момент опасности и выступает как защитная реакция, а злокачественная связана со структурой личности, проявляется в жестокости и деструктивности [33].
В.Д. Шадриков в своих исследованиях видов агрессии обращался к стилям поведения в конфликте и выделил такие виды агрессивности: защитная (возникает в детстве как реакция на небезопасный окружающий мир), деструктивная (при отсутствии автономности у ребенка), демонстративная (характеризуется желанием обратить на себя внимание) [35].
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: социализированная и несоциализированная. Первая проявляется в желании получить эмоциональный отклик, обратить внимание. При получении желаемого агрессия прекращается. Несоциализированная характерна для детей с расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга). Такие дети часто сами не в состоянии определить причины своей агрессии. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим [34].
А.А. Романов выделяет такие типы агрессивности у детей и подростков:
гиперактивно-агрессивный ребенок – двигательная расторможенность, сложности в дисциплинированности;
агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок – характеризуется повышенной чувствительность, раздражительностью, ранимостью, могут провоцировать агрессивное поведение;
агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением – ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям. Причина этого во взаимоотношениях с этими людьми;
агрессивно-боязливый ребенок – характеризуется враждебностью, агрессивностью, могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, нападения;
агрессивно-бесчувственный ребенок – способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим у этих детей нарушена [27].
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что агрессивное поведение чаще характеризуется отрицательными характеристиками: правовыми, нравственными, эмоциональными аспектами.
Агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному поведению при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Отечественные психологи рассматривают подростковой возраст как переходный между детством и взрослостью. Данная переходная граница связана с участие человека в общественной жизни и деятельности.
Существую разные классификации границ подросткового возраста, но как правило они охватывают период от 10 до 17 лет. Подростковый возраст связан с перестройкой всего организма: физиологическим развитием, половым созреванием, психологическими изменениями.
Главной особенностью подросткового возраста является уязвимость еще не взрослых, но уже не детей. Несмотря на внешнее взросление, по внутренним особенностям и возможностям личность остается ребенком, нуждающаяся в поддержке, любви, внимании и так далее.
Подростковый возраст характеризуется формированием и развитием самосознания, обострением чувства достоинства, осознанием своей половой принадлежности. Подросток склонен к переоценки знакомых и привычных ценностей, формирует свою точку зрения, свое мнение и позицию, которая часто бывает очень категоричной и прямолинейной [11].
Отечественный психолог Д. Б. Эльконин разделял подростковый возраст на два периода: средний и старший. В среднем подростковом возрасте (от 11 до 15 лет) в качестве ведущей деятельности выступает общение в системе общественных отношений и общественно полезной деятельности. В старшем подростковом возрасте (период ранней юности) (15-17 лет) в качестве ведущей деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у подростков формируются познавательные предпочтения, жизненные планы и формируются нравственные идеалы.
Этот возраст является очень важным и переломным, часто трудным для ребенка и его родителей. В данном возрасте происходит переход от детства к взрослости, который характеризуется формированием новых способов социального взаимодействия, перестройкой отношений со сверстниками и окружением.
Подростковый возраст является переломным с точки зрения психофизиологии, биологии и психологии ребенка. Это связано с половым созреванием и вступлением во взрослую жизнь.
Подросток каждый день сталкивается в различными трудностями, поиском себя, своего занятия. Он открывает для себя свой внутренний мир, свои особенности.
В этом возрасте подросток особенно остро реагирует на критику со стороны родителей и сверстников.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как этап формирования личности. Штерн описывает подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут быть занятия спортом, выбор профессии и подготовка к ней [28].
Специфической особенностью подросткового возраста А. А. Рейн выделял перестройку взаимоотношений с родителями и сверстниками. Ребенок начинает получать осознание собсвенных переживаний, открывает для себя новый мир эмоций и чувств, он начинает осмысливать самого себя, а также собственные эмоциональные проявления не только как результат внешних событий, но также как и состояние собственного «Я».
Таким образом, можно сделать вывод, что подростковый возраст сложный процесс, характеризующийся переходом от детства к взрослости. Качество его прохождения оказывают влияние на последующее становление личности. Данный возраст связан с развитием физиологических возможностей, половым созреванием и психологическими изменениями. Характеризуется частой сменой настроения, уходом в свой внутренний мир, критичность, желанием быть равным со взрослым. В этот период происходит развитие мотивационной, эмоционально-волевой и нравственных сфер, формируется самоопределения подростка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 264 c.
3. Ахметзянова А.И. Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сб. научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.) / А.И. Ахметзянова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2016. – 156 с.
4. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: учебник / О.Е. Баксанский. – М.: КД Либроком, 2013. – 368 c.
5. Басс А. Концепция агрессии / враждебности: учебник / А. Басс, А. Дарки. – Екатеринбург, 2013. – 260 с.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль: учебное пособие / Л. Берковиц, Г. Фешбах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
7. Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. – №5. – С.221-222.
8. Бэрон Р. Агрессия: учебное пособие / Р. Бэрон. – СПб: Питер, 2010. – 352 с.
9. Выготский Л.С. Психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с.
10. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 559 с.
11. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – №3. – С.8-12.
12. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c.
13. Иванников В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
14. Калина Н.Ф. Психология личности: учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2015. – 214 c.
15. Караванов А.А. Смысловое значение концепта агрессия / А.А. Караванов // Территория науки. – 2013. – №2. – С.81-87.
16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю.А. Клейберг. – М.: Юрайт, 2017. – 240 с.
17. Козьяков Р.В. Социальная психология: учебник / Р.В. Козьяков. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 376 с.
18. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: учебное пособие / Д. Коннор. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 288 с.
19. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c.
20. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: учебное пособие / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
21. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2016. – №4. – С.84-90.
22. Кутергин Н.Б. Проблема юношеской агрессивности / Н.Б. Кутергин // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №7. – С.88-93.
23. Манова М.В. К вопросу о социально-психологических особенностях и проблемах подросткового возраста / М.В. Манова // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2017. – №1. – С.47-53.
24. Мироненко Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №6. – С.260-266.
25. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В. Нефедова. – Владимир: ВлГУ, 2015. – 76 с.
26. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: учебное пособие / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – Спб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
27. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики: учебное пособие / А.А. Романов. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 48 с.
28. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде / В.Г. Самохвал // Территория науки. – 2015. – №3. – C.42-44.
29. Симонович Н.Е. Девиантное поведение и его последствия для человека. В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – Воронеж, 2015. – С.584-592.
30. Смирнов А.А. Социальная психология: учебник / А.А. Смирнов. – М.: Академия, 2015. – 355 с.
31. Токарь И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Воспитательная работа в школе. – 2017. – №6. – С.66-70.
32. Урутина Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина // Научный журнал «Молодой ученый». – 2015. – №15. – С.558-562.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / Э. Фромм. – М.: Академия, 2014. – 447 с.
34. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: учебное пособие / И.А. Фурманов. – М.: Наука, 2016. – 256 с.
35. Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.