Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития детей раннего возраста 5
1.1 Общая характеристика младшего дошкольного возраста 5
1.2 Социально-эмоциональные этапы развития ребенка в дошкольном возрасте 9
Глава 2 Формы, методы и условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 13
2.1 Сущность культурно-гигиенических навыков, педагогические условия их формирования 13
2.2 Проект как метод формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 18
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из основных составляющих их общего развития и становления личности. Без сложившихся культурно-гигиенических навыков невозможно полноценное развитие личности ребенка и его социализация, поскольку воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, а также способствует правильному поведению в быту и общественных местах.
В разное время изучением формирования и становления культурно-гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, Я. А. Коменский и др.
Большое внимание воспитанию навыков культуры гигиены у детей раннего и дошкольного возраста уделял Я. А. Коменский, призывая взрослых тщательно заботиться об их здоровье, гигиене и физическом развитии .
С ХХ века методика формирования культурно-гигиенических навыков в отечественной педагогике выделилась как отдельный раздел. В это же время свою практическую и общественную деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников начала Н. К. Крупская , которая обозначила роль детского сада в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. Она считала, что одной из важнейших задач детского сада является привитие дошкольникам навыков, укрепляющих их здоровье. Для этого с раннего возраста, по ее мнению, необходимо научить детей мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т.д.
В настоящее время формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста ложится на плечи педагогов ДОО, поскольку в домашних условиях родители редко уделяют должное внимание данному аспекту.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей формирования культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
- описать младший дошкольный возраст;
- рассмотреть социально-эмоциональные этапы развития ребенка в дошкольном возрасте;
- изучить сущность культурно-гигиенических навыков, педагогические условия их формирования;
- рассмотреть проект как метод формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Объект исследования – культурно-гигиенические навыки. Предмет исследования – особенности формирования культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Глава 1 Теоретические основы развития детей раннего возраста
1.1 Общая характеристика младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, одной из сторон формирования является становление трудовой деятельности в ее наиболее простых видах.
Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в ДОО, а переход на ФГОС ДО требует инновационных подходов к организации обучения и воспитания, в том числе и изменить отношения взрослых к трудовому воспитанию дошкольников. В связи с этим перед дошкольными организациями стоит задача пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения форм и методов организации образовательного процесса, роли воспитателей и родителей; что нашло отражение в ряде нормативных документов. Сегодня образовательная ситуация России проектирует вариативный процесс развития ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности дошкольников, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В период раннего детства происходит интенсивное развитие мозга. Этот процесс идёт не спонтанно, а под влиянием окружающей среды и развивающего обучения. Это время характеризуется формированием основ интеллекта и мышления, высокой умственной активностью в процессе постоянного познания ребенком окружающего мира.
С раннего возраста, познавая окружающий мир (предметы, их свойства, действия с ними), а также природу и природные явления, ребенок выступает в роли исследователя. Производя подобные исследования, ребенок способен навредить собственному здоровью и здоровью окружающих его людей, что свидетельствует о необходимости и важности сформирования в это время у малыша культурно-гигиенических навыков и привычек .
Личность рассматривается как психофизическое единство, включающее физическое и социальное окружение; множество черт, являющихся относительно устойчивыми характеристиками, проявляются во внутреннем диалоге человека с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; система личностных смыслов. Источником, который само организует процесс развития личности, является личное сознание. Она выражает уникальные особенности образа жизни каждого индивида, особенности воспитания, а также а также различные политические и идеологические влияния. Феномен «быть личностью», т.е. способность выражать собственные смыслы и
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 05.05.2023)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 05.05.2023)
Учебники, монографии, статьи
3) Андреева Н.В. Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н.В. Андреева, А.Н. Ибо, И.Н. Репина, Ю.А. Яцуценко // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. No 10 (27). С. 4 - 6.
4) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
5) Бочарова Н.Г., Мишустина Л.А. Формирование культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении к здоровому образу жизни// Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации : сборник статей по материалам VII междунар. науч.-практ. конференции (г.Белгород, 7 апреля 2020 г.) [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Богачевой, Е.А. Гуськовой, И.А. Куренской. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – Ч.2. С. 125-130
6) Варенцова, Н.А. Культурно - гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы // Молодой ученый. 2019. No 4 (242). С. 381 - 384.
7) Васильева О. Б., Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет в экспериментально-игровой деятельности // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 10. — С. 4-7
8) Гордеева В. В., Живаева М. И. Использование проектной деятельности в работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, С56 перспективы : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения» (г. Пенза, 17–18 апреля 2019 г.) / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. С. 319-322
9) Дергунская В. А., Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности // Дошкольная педагогика. — 2010. — N 5. — С. 11-15.
10) Квотченко Д. В., Веселимся мы, поем и здоровыми растем! : образовательная деятельность детей младшего дошкольного возраста // Музыкальный руководитель. — 2021. — № 6. — С. 2-4
11) Коменский, Я. А. Материнская школа / Я. А. Коменский. – Москва : Учпедгиз, 1947. – 387 с
12) Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании / Н. К. Крупская. – Москва : Просвещение, 1973. – 268 с.
13) Лихойда О.С., Якубенко О.В. Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста// КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. Материалы 9-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ульяновск, 2021. С. 100-104
14) Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.
15) Пожидаева О., "Теплою водою руки чисто мою..." : воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников с нарушением интеллекта // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 3. — С. 71-74
16) Седельникова М.В. Игра как средство формирования культурно-гигиенических навыков младшего дошкольного возраста// Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 22–26 апреля 2019 г.) : В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 1: Актуальные проблемы дошкольного и начального образования / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». – Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2020. С. 224-229
17) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
18) Томаровская Е.Ю., Овсепян Ж.Г., Азанович А.А. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших школьников в игровой деятельности//ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ НАУКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 октября 2022г., г. Екатеринбург). - Уфа: Аэтерна, 2022. С. 95-97
19) Фролова П.И. Психология и педагогика: учебное пособие / П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
20) Черных Л. М., Накопление социального опыта познания себя и окружающего мира // Социальное обслуживание. — 2010. — N 8. — С. 62-64
21) Юдина А. А., Познавательно-творческий проект в средней группе "Здравствуйте, здоровые зубы!" // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 10. — С. 31-32