Фрагмент для ознакомления
2
Семья в традиционной культуре русского народа является аксиологическим центром и исполняет ряд важных функций: продолжение рода, воспитание подрастающего поколения, условие экономической стабильности. Семья во все времена носила глубоко утилитарный характер, где определяющим фактором выступали хозяйственные нужды.
Принцип построения семейных отношений складывался из формы подготовки к браку и обрядовых действий. В основе обрядового поведения лежали представления. Семья воспринималась как ценностное образование, способствующее вхождению человека в мир людей и культуры . Таким образом, приобщение к социальной группе возможно только через семью, которая является носителем и транслятором социальных норм и ценностей, принятых в данном обществе.
Семья – социально-культурный феномен, в ней существует многообразие связей между родными и близкими. В семье есть потенциал, который формирует нового члена общины, этнической общности или государства.
В рамках традиционного общества институт семьи являлся прочным общественным базисом и сопровождался четко регламентированным обрядовым комплексом . Образование новой семьи сопровождалось ритуальными действиями (свадебный обряд), рождение ребенка сопровождалось ритуальными действиями (родовые обряды), смерть и погребение также сопровождались ритуальными действиями (похоронный обряд). Обрядовый комплекс показывает, какие события в жизни человека являются важными, знаковыми, переломными. Смысл жизни определялся семейными ценностями.
Социальные роли выстраивались в иерархию, основываясь на роли и положении внутри семьи.
Заключение брака было обязательным действием для человека. Смысл жизни основывался на продолжении рода, которое возможно только в браке. Семья и брак выступали гарантом экономической стабильности. В традиционной культуре русского народа уважали женатых мужчин, неженатых же не воспринимали в серьез, их роль и значимость среди общинников была незначительной. Женщина, вступившая в брак, также была уважаема односельчанами, так она потенциально могла теперь исполнить свое главное предназначение в жизни – стать матерью, продолжить род.
Традиционная культура отводит семье роль нравственной основы, регулятора правильного образа жизни. Таким образом, семья выступала и выступает частью национального самосознания.
В Средние века на Руси, к примеру, традиции и ритуалы семьи можно определить по «Домострою» - труду, в котором описаны правила, особенности поведения мужа, жены, детей в семье.
Согласно «Домострою», муж в определенных ситуациях может поучать, наказывать или даже побивать жену; после чего он непременно должен проявить любовь и сострадание. Однако он не должен делать это в присутствии других, при этом ни муж не должен обижаться на жену, ни жена - на мужа: «Но если, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда не обижаться друг на друга» .
В «Домострое» хорошая жена сравнивается с драгоценным камнем, которая не только уберегает мужа от грехов, но и обеспечивает ему благополучную жизнь: «Если кому-то Бог дарует жену хорошую – дороже, то камня многоценного. И при пущей выгоде грех лишиться такой: наладит мужу своему житье все доброе» .
В «Домострое» описывается, как можно украшать дом иконами, о важности содержания чистоты дома.
О том, каков был распорядок дня людей в том время, сохранилось немного.
Было две обязательных трапезы – обед и ужин. В полдень труд прерывался. После обеда следовал длительный отдых и сон. После – снова работа до ужина.
Люди на Руси в то время соотносили свой образ жизни дома с христианскими порядками.
С принятием христианства официальными праздниками стали Рождество, Пасха, Благовещение, воскресенье как день недели. По правилам христианина, праздничные дни посвящались благим делам, обрядам в церкви. Работать в праздники считалось грешным делом. Но бедные работали и в праздники.
Домашний быт был достаточно замкнут, но в дом часто заходили гости, в домах проводились праздничные церемонии, устраивавшиеся в честь христианских праздников. Главный крестный ход устраивался на Крещение.
Праздники сопровождались общественными пирами – «братчинами». Мнение о том, что русские «пьянствовали», ложно. Только по крупным праздникам разрешалось варить пиво, кабаки же были в собственности государства.
Быт общества включал и проведение игр и забав – военных, мирных. К примеру, это было взятие снежного городка, кулачные бои, городки, жмурки, бабки и др.
Азартными считались игры в кости. С XVI века становится распространенной игра в карты. Бояре и цари любили развлекаться охотой.
Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.
1. 2 Роль детей и подрастающего поколения и ценности семьи в русской традиционной семье
В русской традиционной семье многодетность была правильным явлением.
Каждый родившийся ребенок – это продолжатель рода, работник семьи. Если рождался мальчик, он оставался в семье и становился ее гарантом экономической стабильности, если рождалась девочка, то она до момента вступления в барк так же исполняла домашние обязанности, выполняя экономическую и хозяйственную функцию семьи. При условии высокой детской смертности, которая была широко распространена до середины XX века, восполняемость поколений могла быть обеспечена только многодетностью.
Ценность детства, несомненно, присутствовала, но была несколько иной, чем в XXI веке. Ребенок – это будущее семьи, будущее народа. Воспитанию детей придавали большое значение. Основным средством воспитания была трудовая деятельность. Успех усвоения норм и правил, действий, принятых народом обеспечивался строгой дисциплиной и уважением к старшему поколению. Воспитание складывалось из ежедневного повторения привычных действий и приемлемой модели поведения. Народные традиции только усиливали воспитательное воздействие.
Молодое поколение повторяло действия, производимые старшими, будь то сельскохозяйственные работы, устройство быта или народные и религиозные праздники. Таким образом, деятельность обеспечивала передачу норм и традиций из поколения в поколение.
Трудовая деятельность сопровождалась четкой регламентацией действий. Каждый член семьи знал свои функции и выполнял их. Упорядоченное распределение ролей внутри семьи исключало хаос, привнося порядок и организованность в семейное хозяйство.
Традиционная русская семья отличалась сдержанностью. Этические нормы не допускали свободного проявления любви и привязанности. Уважение и почитание родителей являлись базовыми нормами, на основе которых выстраивалась вся пирамида нравственных норм. Считалось, чем стабильнее семья, чем крепче в ней духовные и эмоциональные связи, тем легче ребенку устанавливать социальные контакты и строить модель будущих семейных отношений.
Важно было не только содержать в должном порядке семейное хозяйство, но и быть уважаемой семьей в общине. Народное мировоззрение ставило значимость семьи в зависимость от качества воспитания детей .
Хорошие продолжатели рода поднимали статус родителей, семьи, рода, тем самым повышая возможности гармоничного существования семьи внутри общины.
Вплоть до первой трети XX века брак в России регулировался нормами морали. К юридическим вопросам относили основания для прекращения брака, признания его недействительным. Прекращение брака имело место быть только по одной причине – смерти одного из супругов. На законодательном основании причины для расторжения брака имелись, но на практике развод являлся одним из самых сложно осуществимых дел. Заключение брака в абсолютном большинстве случаев являлось пожизненным действием. В устном народном творчестве русского народа можно встретить следующие поговорки: «женитьба есть, а раз женитьбы нет», «муж с женою, что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь», «худой поп обвенчает, что и хорошему не развенчать». Присутствие таких поговорок говорит о прочности и нерушимости брачного союза. Одним из убедительных поводов для расторжения брака служило прелюбодеяние. Данное явление целесообразно рассматривать в контексте города, так как на деревне его сложно было доказать, мало кто в общине решался давать показания против односельчанина, да еще и по столь позорному делу. При положительном ответе на запрос о разводе сельская семья должна была дать выдел разведенной жене, тем самым «отрезать» часть земли семейного пользования. Развод был не выгоден, как с экономической точки зрения, так и с моральной: развод осуждался деревенскими жителями. Городская жизнь строилась по другим правилам, но и там сложно было доказать измену супруга/супруги
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананских И.А., Силантьева В.А., Кулева М. Трансформация традиционных семейных ценностей как угроза национальной безопасности // Юридическая наука: история и современность. – 2018. – No 1. – с. 40-45
2) Бушкова-Шиклина Э. В., Одегова К. И. Трансформация гендерных ролей и стереотипов в современном мире//ГУМАНИТАРИСТИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Липецк, 2022. С. 21-26
3) Верещагина А.В. Типологическая характеристика семьи в современном российском обществе //Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. No 2 (30).
4) Гранадерова Л.В. Трансформация гендерных ролей в современной семье// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Грозный, 2021. С. 245-249
5) Задворнова Ю.С. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендерных отношений в семье в зарубежной социологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2013.- No 2 (30).
6) Калачикова О. Н. Репродуктивные намерения и брачные установки молодежи//СЕМЬЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ. Материалы Международного симпозиума. Иваново, 2022. С. 3-10
7) Кон И.С. Кризис бесполой педагогики / И.С. Кон // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб.науч. ст. по итогам междунар. науч.-практич. конф. Волгоград. 15-18 апр. 2009 г. /Федер. агенство по образованию. ГОУ ВПО «Волгогр. гос. пед. ун-т». Волгоград, 2009. С.3-13.
8) Куликова Г. Е., Шанская В. С. Эволюция распределения гендерных ролей в семье//ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ – 2022. Материалы 30-й Всероссийской студенческой конференции. Том 1. Государственный университет управления. Москва, 2022. С. 173-177
9) Кунгурова Д. А., Сунцова А. А. Чайлдфри: норма или отклонение?// МИР: МОЛОДЕЖЬ. ИНИЦИАТИВА. РАЗВИТИЕ. Материалы молодежного форума. Нижний Тагил-Екатеринбург, 2022. С. 63-67
10) Макаренцева О.А. Влияние эпидемиологической ситуации на репродуктивные намерения населения // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития / под ред. В.С. Гуревича, С.М. Дробышевского, А.В. Колесникова, В.А. Мау, С.Г. Синельникова-Мурылева. 2020. No 17 (119). Июнь / Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, РАНХиГС. URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2020_17-119_June.pdf
11) Мамедова С.Р. Трансформация гендерных ролей в современной российской семье//ГЕНДЕРНЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА - 2020. ГЕНДЕРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП – 2020. Материалы Третьей ежегодной всероссийской научной видеоконференции с международным участием «Гендерные ресурсы современного мира - 2020». Материалы Пятой ежегодной Всероссийской научной студенческой видеоконференции с международным участием «Гендерный калейдоскоп - 2020». Ростов-на-Дону, 2020. С. 185-188
12) Новый мир. Перестройка: отчет Electric Brand Consultants и Presium. 2020. URL: https://thebrandnew.world
13) Руденко В. Е. Гендерные роли в семье: преемственность поколений и современные тенденции// Равноправие мужчин и женщин в России и в мире: научный потенциал молодежных исследований: сборник материалов международной молодежной научной конференции.Иваново, 19 марта 2022 г. С. 159-162
14) Сильвестр. Домострой. / Под ред. В. В. Колесова, В. В. Рождественской. СПб., 2007.
15) Сорокина Е.А. Семья и воспитание детей как форма самореализации современных молодых пап//ДОМАШНЯЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы международной научной конференции. Том 2. Отв. редактор В.А. Веременко. Санкт-Петербург, 2022. С. 203-208
16) Титова Т. А., Фролова Е. В., Крот Н. С. Значение брака и семьи в традиционной культуре русского народа//ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. 2019. № 2. С. 40-45
17) Троцук И.В., Парамонова А.Д. «Статус» института семьи в современном обществе и семейно-брачные ценности молодежи// Вестник РУДН. Серия: Социология, август 2016, том 16, № 3. С. 542-550
18) Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
19) Черемных В.Ю. Демографические тенденции в контексте развития молодежного потенциала// ЧЕЛОВЕК. ИСТОРИЯ. КУЛЬТУРА. ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АЛЬМАНАХ. Том 17. Саратов, 2021. С. 54-61
20) Шемякина М.К. Проблема аксиологии русской традиционной культуры // Наука. Культура. Искусство. –2017. –No1(13). –С. 44