Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время хозяйствующим субъектам для сохранения своей конкурентоспособности и дальнейшего развития необходимо постоянно расширять номенклатуру востребованной рынком продукции и прилагать усилия к ее продвижению. Это процесс выполняется в рамках бизнес-планирования и инвестиционного проектирования. Перед принятием решения о вложении финансовых ресурсов в тот или ной проект, следует просчитать все возможные риски и предусмотреть варианты решения возможных проблем.
Теоретическими источниками исследования, раскрывающими содержание и основные элементы бизнес-планирования и инвестиционного проектирования стали работы таких исследователей как Баринов В.А., Бронникова Т.С., Буров В.П., Липсиц И.В., Лукасевич И. Я. Морошкин В.А., Щербаков В.Н. и другие.
Целью данной работы является создание малой предпринимательской фирмы на рынке коммерческой недвижимости на базе ООО «Концерн Русич».
Задачи данной работы:
- исследовать рынок напольных покрытий и стратегию развития малой предпринимательской фирмы по выпуску паркета;
- описать ключевые характеристики деятельности фирмы ООО «Концерн Русич» и перспективные направления развития;
- разработать план-обоснование создания малой предпринимательской фирмы на рынке напольных покрытий;
- рассчитать показатели эффективности проекта.
Предметом исследования является процесс бизнес-планирования и инвестиционного проектирования, а объектом исследования – разрабатываемый проект.
Труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области бизнес-планирования и инвестиционного анализа послужили методологической и теоретической основой исследования. Для проведения расчетов критериев эффективности бизнес-плана проекта использовался программный продукт«Альт-Инвест-5».
При выполнении работы были использованы законодательно-нормативные акты органов власти и управления РФ, методические разработки, литература по бизнес-планированию и инвестиционному проектированию, материалы Интернет.
Глава 1. Исследование рынка напольных покрытий и выбор стратегии развития малой предпринимательской фирмы по выпуску паркета
1.1 Общая характеристика рынка и анализ потребительских предпочтений на рынке напольных покрытий
Отличительной чертой отечественного рынка напольных покрытий является то, что многие ведущие зарубежные производители строят заводы на территории России. Это вызвано дешевизной рабочей силы и ресурсов (особенно в условиях слабого рубля), а также стремлением компаний к минимизации логистических затрат. Наращиванию выпуска напольных покрытий способствует открытие новых производств и модернизация существующих.
За период 2017-2021гг. производство напольных покрытий в России выросло на 21,5%, или на 69,9 млн. м²: с 325,3 до 395,2 млн. кв. м .
Увеличение происходило в ответ на растущий спрос на продукцию на внутреннем и внешнем рынках. За исследуемый период внутрироссийские продажи выросли на 55,5 млн. м2 , экспорт – на 17,1 млн. м2 . Наращиванию выпуска напольных покрытий способствует открытие новых производств и модернизация существующих. Так, весной 2021г. «Kastamonu» ввела в эксплуатацию уже третью линию ламината, и тем самым увеличила свои мощности с 35 до 45 млн. м2 . В Орле был запущен завод ПВХ-покрытий плановой мощностью 25 млн. м2, построенный «АйВиСи Рус». «Ютекс Ру» летом 2021г. закончила модернизацию производства линолеума, что позволит увеличить объем выпускаемой продукции с 30 до 40 млн. м2.
В структуре выпуска преобладает линолеум и твердые неполимерные напольные покрытия, удельный вес которых в 2017-2021гг. составлял в среднем 41,2%. На втором месте напольная керамическая плитка – порядка 28,6% от российского производства в исследуемый период. На ламинат приходилось в среднем 26,6%.
Доля паркета и паркетной доски увеличилась с 1,4% в 2017г. до 4,5% в 2021г. Российские производители часть произведенных напольных покрытий экспортируют. За рассматриваемое пятилетие поставки продукции за рубеж выросли на 61,3%: с 27,9 до 45,0 млн. м². В результате доля экспорта от производства увеличилась с 8,6% в 2017г. до 11,4% в 2021г.
Крупнейшими покупателями российских напольных покрытий являются Казахстан, Беларусь и Кыргызстан. В среднем в 2017-2021гг. 85,0% экспорта пришлось на страны СНГ (без учета Украины).
В 2017-2021гг. экспорт напольных покрытий из России вырос на 61,3%, или на 17,1 млн. м²: с 27,9 до 45,0 млн. м². Наибольший вклад в увеличение показателя внес рост поставок в Казахстан (+6,3 млн. м² за период), Бельгию (+1,8 млн. м²), Украину (+1,6 млн. м²), Беларусь (+1,6 млн. м²) и Узбекистан (+1,4 млн. м²).
В таблице 1 приведены данные по экспорту напольных покрытий.
Таблица 1
Экспорт напольных покрытий, РФ, 2017-2021гг. (млн. м2 ; %)
Показатель 2017 2018 2019 2020 2021
Экспорт, млн. м2 27,88 29,44 33,03 39,00 44,96
Динамика (в % к предыдущему году) - 5,6 12,2 18,1 15,3
В 2022г производство такого распространенного покрытия как ламинат снизилось на 21,6% – до 95 млн кв. м . Санкционный кризис, с одной стороны, стал причиной серьезных негативных экономических последствий, что привело к сжатию спроса внутри страны, с другой – к усложнению внешнеторговой логистики, а следовательно, сокращению экспорта продукции.
Отличительной чертой отечественного рынка ламината является то, что многие ведущие мировые производители построили заводы на территории России. Конечные собственники «Кастамону», «Свисс Кроно», «Кроношпан», «Эггер», «Юнилин», «Таркетт» расположены в Европе, поэтому их часто называют локальными производителями. И только три предприятия – «Ламинат-Трейд», «Монолит-Строй» и «Бебель» – действительно отечественные и оперируют российским капиталом.
Рисунок 1 – Производство ламината в России в 2018-2022гг.
В 2022г. ни один из локальных производителей не объявил о своем уходе из России. Почти все лидеры являются гигантами деревообработки, а производство ламината – лишь одно из многих направлений их деятельности. Главной проблемой для отрасли стало почти полное отключение от западных технологий, которые играют ключевую роль в выпуске ламината.
В октябре 2022 года производство напольных покрытий снизилось на 55,4% к уровню октября прошлого года и составило 596,0 тыс. м2.
Военно-политический кризис с одной стороны повлечет серьезные негативные экономические последствия, что приведет к сжатию спроса внутри страны, с другой – станет причиной усложнения внешнеторговой логистики, а следовательно, сокращению экспорта продукции. Ожидается, что в 2023-2026гг. отечественный выпуск напольных покрытий будет ежегодно расти, но по итогам прогнозного периода не успеет восстановиться до уровня 2021г. Ожидаемое снижение реальных располагаемых доходов россиян и сокращение их численности станут главными препятствиями.
Лидирующий федеральный округ РФ по производству – Центральный ФО (61,1% производства), на втором месте – Сибирский ФО (35,3% производства). В октябре 2022 года средние цены производителей на паркет щитовой в сборе составили 2 190,2 руб./кв.м .
Сокращение экспорта в 2022г. сменится ростом в 2023-2026гг., чему будет способствовать новый виток девальвации рубля. В результате российские отправители смогут сдерживать рост цены поставок в долларах, наращивая при этом рублевую выручку. К тому же продукция крупных мировых производителей, локализовавших свое производство в России, достаточно высоко ценится за рубежом. Прогнозируется, что по итогам 2026г. доля экспорта от российского производства вырастет до 14,0%.
1.2 Обзор ключевых конкурентов на рынке и выявление предпринимательских возможностей
Ведущие производители напольных покрытий:
1. ООО «Кроношпан».
2. ООО «Эггер Древпродукт Гагарин».
3. ООО «Керама Марацци».
4. ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри».
5. АО «Таркетт».
6. ООО «Ютекс ру».
7. ООО «Щекинский линолеум».
8. ООО «Комитекс Лин».
9. ООО «Форбо Калуга».
10. ООО Свисс кроно».
11. ОАО «ВКЗ».
12. СП «Зартекс».
13. ООО «Нева Тафт».
14. ООО «Квадро Декор».
15. ООО «НКСИ».
Лучшие производители паркетной доски на 2023 год.
1. Amber Wood. Российский производитель; предприятие основано в 2005 году в г. Дальнереченск. В производстве используют местные породы дерева – дуб и ясень, что делает готовое изделие адаптированным к местным климатическим условиям и обеспечивает популярность моделей на российском рынке. Бюджетные коллекции вполне справляются с основной функцией пола, обеспечивая красивое и прочное покрытие для дома, квартиры и офиса.
2. Upofloor – Карелия. Совместное финно-российское предприятие. Особенностью предприятия является выпуск многослойной доски в нескольких торговых нишах. В дорогом сегменте представлены товары премиум класса в линейке брендов – Upofloor и Карелия, в эконом варианте – Polarwood, Woodpecker, Focus Wood. Вся продукция проходит жесткий контроль качества и экологичности. Запрещается использовать при обработке древесины токсичные вещества. Рекомендуется использование доски для облицовки пола в жилых помещениях и офисах.
3. Tarkett – Синтерос. Совместное производство Швеции, России и Сербии. Самый известный в нашей стране производитель напольных покрытий. Представлена двумя линиями. Собственно доска Tarkett, которая производится в Швеции, Сербии и Польше имеет планки толщиной в 14 мм., из бука, дуба, ясеня, мербау, махагони. Имеет больше 10 коллекций в 200 различных вариантах. Замки дополнительно обработаны воском для защиты от влаги.
Синтерос – более бюджетный вариант, производится в России и Сербии. Толщина доски – 13,2 мм. Представлен в трех коллекциях. На предприятии изготовляется доска для жилых помещений, офисов, а также спортивная доска.
4. BOEN. Продукция компании BOEN зарекомендовала себя с положительной стороны на российском рынке, благодаря внимательному отбору материала, используемого для изготовления паркетной доски и тщательному соблюдению технологического процесса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 01.09.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – [Электронное издание]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О концессионных соглашениях». – [Электронное издание]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (ред. от 24.09.2022) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 (ред. от 28.10.2022) «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Распоряжение Министерства транспорта России от 14 марта 2008г. № АМ-23-р (в ред. 30.09.2021) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Аскинадзи В. М. Инвестиции : учебник для вузов / В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 385 с.
9. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта : учебное пособие / Т.С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 215 с.
10. Бычков, В. П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг : учебник / В.П. Бычков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 394 с.
11. Бизнес-планирование: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М. 2021. - 296 с.
12. Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Н. Кукушкин [и др.] ; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 322 с.
13. Еремин В.Н. Выбор направлений диверсификации в машиностроении : монография / В. Н. Еремин, Е. В. Еремина. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 184 с.
14. Инвестиции / Николаева И.П. - М.: Дашков и К, 2020. - 252 с.
15. Инвестиции и инновации: Учебное пособие / Щербаков В.Н., Балдин К.В., Дубровский А.В. - М.: Дашков и К, 2018. - 658 с.
16. Инвестиции : учебник / М.И. Ермилова, Е.В. Алтухова, Н.В. Грызунова [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 287 с.
17. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия : учебник для вузов / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова ; под редакцией Е. Н. Клочковой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 447 с.
18. Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 320 с.
19. Лукасевич И. Я. Инвестиции : учебник / И.Я. Лукасевич. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. - 413 с.
20. Программный продукт «Альт-Инвест-5». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест».
21. Программный продукт «Альт-Инвест-7Сумм». Руководство пользователя.
22. Предпринимательство : учебное пособие / Н. Ю. Никитина, С. М. Корунов, А. А. Яшин, И. Д. Опарин ; под общ. ред. Н. Ю. Никитиной. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022-256 с.
23. Смирнов С.Е. Бизнес-планирование : учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
24. Федотова, М. А. Оценка стоимости активов и бизнеса : учебник для вузов / М. А. Федотова, В. И. Бусов, О. А. Землянский ; под редакцией М. А. Федотовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 522 с.
25. Чараева, М. В. Инвестиционное бизнес-планирование : учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2022. - 176 с.
26. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. - 374 с.
27. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. Под ред. М. Римера, 5-е изд., переработанное и дополненное (+ обучающий курс). / СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
28. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2017.–368 с.
29. Росбизнесконсалтинг. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: rbc.ru.
30. Официальный сайт Минфина России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru.
31. Производство паркета: оборудование и технология. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://promzn.ru/derevoobrabotka/etapy-proizvodstva-parketa.html.
32. Анализ рынка напольных покрытий в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businesstat.ru.
33. Автоматическая линия A.COSTA. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.v-hold.ru/katalog/derevoobrabatyvayuschee_oborudovanie /parket/parketnaya_liniya.
34. Выборок. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vyborok.com/rejting-luchshih-proizvoditelej-parketnoj-doski.