Фрагмент для ознакомления
2
Слово «таинство», или «тайна», как дефиниция, в Священном Писании Ветхого Завета определяет промысел или же промыслительное деяние Бога. Данная «тайна» раскрывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3,7). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и говорит: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан 2,27-28) .
Особенное благословение, преподаваемое как мужчине, так и женщине, которые вступают в брак, которое преподается мужчине и женщине, вступающим в брак, будет называться "таинством".
Брачный союз был введен Богом в раю, тогда, когда Бог создавал Еву из ребра Адама, а потом сказал Адаму и Еве: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:28).
В самой первой молитве венчания священник как бы напоминает об вышесказанном событии и об начальном замысле Творца о человеке: двое должны быть соединены в единую плоть во взаимной их любви. В Библии говорится, что сам Бог «сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил и х . » (Быт. 1:27) «Благословил их и нарек им имя "человек"» (Быт. 5:2).
Таким образом, Сотворение человека - не есть создание индивида, но есть создание двух личностей.
Здесь следует упомянуть и о существовании богословского мнения, которое говорит о том, что Адам и Ева являли собой как бы прообраз Церкви.
Так, С.В. Троицкий, например, считает вполне вероятным то, что концепция предсуществования Церкви вполне находит своё выражение в брачной чете прародителей, которые являли собою первую Церковь как общину верующих. Данное предположение вполне гармонирует со святоотеческим пониманием семьи как «малой Церкви». Семья в святоотеческой мысли — это не просто основа государства, не только ячейка общества, но и ячейка Церкви и сама Церковь .
Человек - это не «он» или «она», человек - это «они». Обращаясь к Богу с молитвой о новобрачных, священник просит: «Сподоби я видети чада чадов, ложе ею ненаветно соблюди». Здесь выражено две важнейших мысли. Первая: неотъемлемой составляющей брачного союза, плодом любви мужа и жены являются дети. Бездетность еще в Ветхом Завете воспринималась как наказание свыше, тогда как наличие в семье детей считалась благословением Божиим: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс. 126:3) .
По окончании молитв священник возлагает венцы на жениха и невесту. В греческой практике это венцы из цветов, в русской - металлические венцы, напоминающие короны. Священник: «Венчается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.».
Священник: «Венчается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.». Возложение венцов на головы молодоженов было древним языческим обычаем, но постепенно Церковь его христианизировала.
Дело в том, что у греков и римлян венок из цветов или лавровых листьев был символом победы, знаком особого отличия или царского достоинства. Апостолы в своих посланиях называют венец наградой, которую верующие во Христа получают, завершив свой жизненный подвиг. И священник, возлагая венцы, говорит: «Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им».
Кроме этого, и в Ветхом Завете мы находим традицию возложения венцов на головы принимающих узы брака. Этой чести удостаивали тогда и царей. В Песни песней говорится: «Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его» (Песн. 3:11).
Еще за два века до Рождества Христова, когда книга «Песнь песней» была включена ветхозаветной Церковью в корпус книг Священного Писания, наиболее просвещенные толкователи почувствовали, что речь в ней идет не только о супружеском союзе, но иносказательно - о великой тайне любви Бога к людям. Бог - это жених, а человечество - Его невеста.
В Новом Завете апостол Павел говорит о любви Христа к Церкви как о брачном союзе, а о брачном союзе как об образе этой любви. Апостольское чтение. В словах, которыми завершается апостольское чтение - «жена да боитися своего мужа» (Еф. 5:33) - речь не идет о страхе перед физической силой .
Смысл слов апостола в греческом оригинале: «жена пусть уважает своего мужа». Традиционное представление о главенстве мужа в семье соответствовало обычаям Иудеи времен апостола Павла, но оно сохраняется в Православной Церкви до сих пор. Это совсем не значит, что муж должен быть деспотом: он должен быть главой семьи, неся ответственность за ее материальное благополучие.
Муж в семье - образ Христа, и жена и дети должны видеть в нем образ любви преданной и самоотверженной. А жена - это образ Церкви, это невеста, которая так глубоко и совершенно возлюбила своего жениха, что может все оставить и последовать за ним, куда бы он ни пошел.
Вслед за апостольским посланием звучит евангельское чтение о свадьбе, на которой Христос совершил первое чудо. Молодые были так бедны, что у них не хватило вина. Сжалившись, Богородица сказала Сыну об этом. Тогда Господь велел служителям наполнить шесть каменных сосудов водой И зачерпнув из них, нести эту воду к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, а он не знал, откуда это вино, тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». (Ин. 2:10-11) Христос не только освящает Своим присутствием праздник создания семьи, но и превращает будни семейной жизни в праздники - как воду в вино. Брачный союз, благословленный Христом, союз, в котором Господь Сам незримо присутствует, должен стать непрестанным праздником откровения супругами друг в друге лика Божия. В древней Церкви Таинство венчания, как правило, происходило на Литургии, за которой супруги причащались святых Христовых Таин.
Также отметим, что в Православной Церкви существует благочестивый обычай, согласно которому перед Венчанием каждый из супругов участвует в Таинстве Исповеди, дабы принести покаяние во всех своих прошлых грехах, ошибках, дабы они не могли оказать негативное влияние на заключаемых брак, и в Таинстве Евхаристии, где супруги получают единство с Богом и в Боге друг с другом.
Поэтому в древности общая чаша и была чашей евхаристической, чашей самого главного христианского Таинства.
Что касается дней совершения Таинства, то Венчание не совершается в дни многодневных постов, то есть в Великий, Рождественский, Петров и Успенский пост; в кануны дней однодневных постов - во вторник и четверг. Также Венчание не совершается накануне дней, которые наполнены особым литургическим богослужебным содержанием, например, в дни Масленицы, дни Светлой Седмицы, дни святок, дни предшествующие великим двунадесятым церковным праздникам, перед воскресным днем .
Также, следует сказать, что в самые первые века все христиане, как истинно римские граждане, заключали свой брак по установленным гражданским законодательством. Сама же Церковь могла признавать полную силу брака за нормами установленного римского гражданского брачного права, если это не противоречило установленным христианским воззрениям на само существо брака.
Все христиане перед их вступлением в брак по установленным гражданским законам изначально испрашивали своего благословения у личного епископа, и только после молитвы на Литургии, а также причащения новобрачных, мужчина и женщина уже считались мужем и женой. Все вышесказанного являлось формой свершения таинства Брака.
Так, Святителем Игнатием Богоносцем в своем Послании к Поликарпу Смирнскому обращался: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» .
Тертуллиан непосредственно свидетельствует, что истинный брак совершается пред лицом Церкви, освящается молитвой и скрепляется Евхаристией.
Отметить, что большинство христиан в I веке, как и в дальнейшем, не могли вместить идеал христианского брака.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Всего лучше - ожидать умершего мужа и соблюдать условия с ним, избрать воздержание и находиться при оставшихся детях, чтобы приобрести большее благоволение от Бога.
Если же кто захочет вступить во второй брак, то нужно делать это с целомудрием, - с честностью, согласно с законами, - потому что и это дозволяется, а запрещается только блуд и прелюбодеяние» .
Так, Пастырскаяи имеющаяся икономия апостола Павла в проблемах о вероятности второго брака соотносилась с существующим в те времена законодательством и действовавшим дохристианским понятием брака только лишь в его земном и плотском измерении.
Данное подчеркивает имеющийся компромисс с имеющимся уровнем разума недавних язычников. Они еще не успели до конца вместить у себя в понимании и усвоить высоту евангельского учения.
Апостол уговаривал своих пасомых: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:39–40) .
Показать больше